Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–7 лет «Романовская игрушка» (5 фото)

Ольга Артемьева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–7 лет «Романовская игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–7 лет «Романовская игрушка»
Фото «Романовская игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

«Романовская игрушка» предназначен для детей 5-7 лет. В ходе занятия дети через презентацию знакомятся с народным промыслом Липецкой области, романовской игрушкой.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–7 лет „Романовская игрушка“» размещена в разделах

Назначение: Данный материал будет полезен педагогам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям.

Оборудование: Мультимедийное сопровождение -презентация.

Тип занятия: Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, наглядно-иллюстрированный, разгадывание загадок; практический.

Цель: Познакомить детей с романовской игрушкой

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с историей создания романовской игрушки;

2. Познакомить с росписью глиняной свистульки;

5. Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к народным промыслам своего края.

2. Развивать творческие способности детей, аккуратность при выполнении росписи глиняной игрушки.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к своему городу, краю, интерес к его истории;

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту родного края, желание ее сберечь.

Продолжительность: 1 час

Количество участников: 12 учащихся

Раздаточный материал: заготовки глиняной свистульки, акриловые краски, кисти, влажные салфетки.

Демонстрационный материал: романовские игрушки, свистульки.

Участники: дошкольники 5-7 лет

План занятия:

1. Организационная часть

2. Изложение нового материала и закрепление его

3. Подведение итогов

4. Рефлексия

Ход занятия:

1. Организационная часть

Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. О чём оно, узнаете, отгадав загадку:

Птица-свиристелка, звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?

Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,

Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего.

(свистулька)

Педагог: Правильно. Речь пойдёт о глиняных игрушках, среди которых есть и свистульки.

2. Изложение нового материала и закрепление его

Педагог: Название презентации. «Романовская игрушка» Слайд 1.

Педагог: В 20км от Липецка есть уникальное место, где живет игрушка Романушка. Слайд 2.

Педагог:Так уж повелось, что не было на Руси такого городка или села, где не процветали бы ремесла. Не исключение и Липецкая земля.

Традиции романовского промысла имеют глубокие корни. Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой нашей области.

Делали ее гончары из с. Романова (ныне с. Ленино Липецкого района, расположенного в 15 км от Липецка. В XVI в. на эти земли, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из с. Вослебы Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли, богатые глиной. Земли вокруг города были богаты глиной четырех разных сортов - белой, желтой, черной и красной. Поэтому в Романове развилось гончарное искусство. Желтая и красная глина отлично подходит для посуды, а вот черная шла на изготовление романовской игрушки. Эта глина отличалась высокой минерализацией, пластичностью и прочностью. Основной темой были разные животные, крестьянский быт и сами романовцы. А вот образ Берегини превратился в игрушку-романушку.

Педагог: Одним из хранителей знаний и секретов лепки был Иван Федорович Гункин - последний представитель романовской школы. Сумел сохранить и передать традиции глиняной романовской игрушки современным мастерам. Потомственный гончар, уроженец с. Ленино Липецкого района, Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.) продолжил традиции изготовления романовской игрушки. Он перенял увлечение игрушкой от своего отца. Предки Гункина занимались ремеслом не ради развлечения. На вырученные от продажи игрушек деньги жила вся семья. Мальчишкой полюбил он лепить из глины, и это увлечение стало делом всей его жизни. Игрушка Ивана Гункина, на удивление, очень пластичная, живописная, и по–своему повторяет простые, непосредственные, сказочные, самобытные творения прежних романовских мастеров. Как вспоминал сам Гункин: «В своих поделках я пытаюсь сохранить то, что делали мои предки. Не всегда, правда, получается. Ведь это на первый взгляд кажется, что свистульку слепить проще простого, а попробуй –глину подобрать, изваять и обжечь так, чтобы глазам приятно было…».

Накопив богатый творческий опыт, он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Ивану Федоровичу было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Трудно перечесть сюжеты мастера, даже в традиционных игрушках присутствуют разнообразные авторские варианты. Игрушки мастера не раз экспонировались на областных и всероссийских выставках. Сейчас они хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее. Слайд 3.

Педагог: Самым преданным и талантливым учеником И. Ф. Гункина стал Виктор Васильевич Маркин (род. В 1949 г.). Вскоре он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке. 10 лет Виктор Васильевич постигал технику лепки и пластику романовской игрушки и выработал свой неповторимый стиль. Его птица сирин, которую до него никто не делал, - авторская находка. В ней он сочетает образ женщины-романушки и птицы.

В. Маркин получил звание народного мастера России, а позже стал членом Союза художников России.

Более 20 лет В. Маркин обучает искусству создания глиняной фигурки собственных учеников. В 1986 г. им был организован кружок в местной Троицкой школе Слайд 4.

Педагог: В 2011 году открыл свои двери "Областной Центр романовской игрушки" и потерянное в советское время ремесло начало восстанавливаться. Обломки игрушек многие жители села находят на своих огородах до сих пор и по этим осколкам восстанавливают игрушки. Слайд 5.

Педагог: Гости центра могут принять участие в увлекательных мастер-классах. Ученики В. В. Маркина: Снежанна Ильина, Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и др. занимаются изучением игрушки: восстанавливают ее роспись, собирают по крупицам то, что было утеряно в прошлом веке. Успешно проводят занятия с детьми. Слайд 6.

Педагог: Глина для игрушки требует тщательной подготовки. Вначале ее надо очистить от камешков и разной грязи, для этого ее протирают через сито. Потом замачивают и когда глина хорошо насытилась водой ее можно использовать для лепки. Слайд 7.

Педагог: В романовской игрушке сегодня насчитывается более ста сюжетов: от самого простого свисточка – летящего жаворонка – до представительной композиции-тройки. Слайд 8.

Педагог: А вот такой паровоз можно сделать и длинее, главное, чтобы он в печь поместился. Слайд 9.

Педагог: "Тройка". Один из классических сюжетов романовской игрушки. У мастера большая свобода в выборе композиции: он может выполнить «Тройку», «Выезд в два коня», «Упряжку в одного коня» (сюжет представлен только в романовской игрушке, «Парадный выезд» или «Военную композицию». Символы промысла – Романушка и Романец – тоже любят выезжать на праздники и участвовать в народных гуляниях. Слайд 10.

Педагог: "Парочка". Подобных композиций в романовской игрушке очень много, каждый зритель или коллекционер найдет «свой» образ. Яркий наряд барышни украшен поясом, подвеской, шляпкой или брошью; рядом с дамой красуется офицер, дворянин или романец с гармонью. Эти игрушки одни из самых молодых в промысле, их стали лепить после открытия курорта «Липецкие минеральные воды» в начале XIX века. Слайд 11.

Педагог: «Птица Сирин». Этот образ подарил романовской игрушке В. В. Маркин. Его Сирин соединил в себе черты птицы и Романушки. Теперь другие мастера ориентируются на работы Виктора Васильевича, используя образ в традициях своих промыслов. В росписи используются яркие краски (закрепляются яичным желтком или клеем) и «серебряные оживки». Слайд 12.

Педагог: В романовской игрушке значимое место занимает образ женщины – матери, продолжательницы рода, прообраз богини Макошь. Женские образы имеют простые формы, декорируются минимально, лица – условной лепки. Ребеночек, словно червячок, глаза, сделанные проколом стека – эти женщины несут свою особенную красоту из глубины веков. Образ «Романушки», женщины в свадебном костюме города Романова – это образ берегини дома, хозяюшки, в руках которой лежит ребеночек и домашняя птица. Слайд 13.

Педагог: Вообще, в романовской игрушке насчитывается всего 40 сюжетов: птица-свисток, жаворонок, петух, козел ржаной, романушка-мать, конь, собака, индюк-оберег. Все они имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие. Позже появляются образы утки, селезня, быка, коровы. Слайд 14.

Педагог: К наиболее поздним (вторая половина XIX – начало XXв.) относятся композиции: тройка, запряжка в один конь, парочка, олень, собака со щенком, орел на волке, медведь с гармонью.

Романовская игрушка всегда была музыкальной. У романовских мастеров поют и барыньки-романушки, и индюки с утками, и кони с медведями. Как утверждают липецкие мастера, такие акустические возможности дает местная глина. Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька.

До Петра I чаще лепили домашних животных, а открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир. Слайд 15.

Педагог: Посмотрите ещё раз на цвета, которые используют в росписи романовской игрушки. Сегодня мы с вами попробуем себя в роли мастеров. Вы целый год старались, учились рисовать. Мастера приготовили для вас настоящие глиняные свистульки, которые мы раскрасим. Обратите внимание на спинку игрушки, в основном это красный цвет, грудка, шея –жёлтая,

голова может быть и зелёной, а какой цвет ещё присутствует в росписи? (Ответы детей) Слайд 16.

Педагог: Конечно, серебряный. Его очень немного, это точечки, полосочки.

У вас на палитре приготовлены акриловые краски, они когда высохнут, не смоются, как гуашь. Это профессиональная краска для художников. Приступайте к работе.

Работа детей за столами. Во время занятия, включена спокойная мелодия.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–7 лет - фото

3. Подведение итогов.

Педагог: С каким промыслом Липецкого края мы познакомились? Люди какой профессии делают изделия из глины? Кто запомнил имя гончара, который прославил наш край и сохранил традицию глиняной игрушки? Почему игрушка из глины называется романовской?

Ответы детей

4. Рефлексия.

Педагог: Ребята, кому из вас понравилось наше занятие и кому не понравилось. Расскажите, кому было трудно и в чём именно были затруднения.

В конце занятия, устраивается выставка, а после полного высыхания дети пробую посвистеть в свою свистульку.

Фото №1 Занятия по ознакомлению с окружающим миром занятия по ознакомлению с окружающим Фото №2 Романовские игрушки Романовская игрушка предназначен для детей лет

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Что нам осень принесла» в средней группеКонспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Что нам осень принесла» в средней группе Конспект «Что нам осень принесла» в средней группе Цель: Расширять представление детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЛАСТОЧКА» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–7 лет «Романовская игрушка»
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 00:37
+239Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД