Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»

Татьяна Орехова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»

Русская изба

(путешествие в прошлое)

Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах быта; активизировать речь детей; способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами; развивать память, внимание; способствовать воспитанию культурного поведения в гостях, за столом.

Ход занятия.

Дети с воспитателем заходят в зал и садятся на стулья.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое, Русская изба“» размещена в разделах

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое. Перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

-А вы знаете, что такое БЫТ? (Быт – это жизнь людей: как люди жили, что ели и пили, во что одевались и как развлекались)

Итак, начнем наше путешествие.

-Многие живут в многоэтажных домах, такие дома стали строить всего 125 лет назад. Раньше люди жили в одноэтажных домах (показ картинок, как они назывались? (изба) Из чего ее строили? (из деревянных брусьев)

Вот и изба стоит, давайте посмотрим, кто живет в этом доме.

(Матушка подходит к печке, берет ухват, достает из печи чугунок, смотрит в него и говорит: «Нет, еще не сварилась каша, пусть еще потомится». Ставит чугунок обратно в печь.) Воспитатель подходит к «дверям», стучит. Выходит Матушка.

-Здравствуйте, Матушка. Мир вашему дому. Можно в гости к вам пожаловать?

Матушка: -Проходите, гости дорогие, милости просим. Присаживайтесь на лавку. (Стоит длинный стол, за ним лавка. Дети садятся.) Откуда вы?

-Мы из «будущего», пришли посмотреть, как вы жили раньше.

Матушка: -Хорошо, я покажу и расскажу, что знаю. А вы мне тогда тоже расскажите о будущем. Послушайте загадку о самом главном предмете в русской избе :

Зимой много ест, летом много спит.

Тело теплое, крови нет.

Рот открывает, что дают – глотает. (Печь)

Матушка: -А вы, ребята, знаете для чего мы использовали печь? (для отопления, приготовления пищи, сушили зерно, лук, чеснок, зимой около нее держали курей). Слушайте еще загадки:

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват, показать предмет) (Предмет для перестановки горшков и чугунков в печи, с помощью ухвата их достают из печи или ставят туда)

Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга, показ предмета) (Предмет для размешивания углей в печи)

Матушка: -Какие вы молодцы! Наверно у вас дома такие же кирпичные печи стоят? (Нет, у нас электрические и газовые печи, показ картинок)

-Многие предметы изменились со временем. Ребята, давайте покажем Матушке, как изменились предметы быта, какими они были раньше и какими они стали в наше время.

Дидактическая игра «Предметы быта: древность и современность» ( Поставить два стола: на первый – древние, на второй – современные. Предметы: самовар и чайник, чугунок и кастрюля, керосиновая лампа и настольная лампа, утюги, ложка деревянная и металлическая и т. п.)

-Будете подходить парами, и брать соответствующие предметы:

А) возьмите предметы, с помощью которых утюжат бельё;

Б) служат для приготовления пищи;

В) служат для подогрева воды;

Г) инструменты для еды;

Д) предметы, для освещения помещений и т. п.

Матушка: -У меня в сундуке припрятана старинная вещь. Вот она. (Достает из сундука круглую палку и толстую прямоугольную с ручкой и поперечными рубцами. Утюг – рубель.) Как вы думаете, для чего служили эти предметы? (рассуждения детей) Подсказка – эти предметы использовали для утюжки белья. Покажите, как это могли делать? (дети рассуждают, пробуют что-нибудь сделать) Смотрите, как утюжили белье. Этот утюг называли РУБЕЛЬ.

Матушка: -Ребята, что-то засиделись. Предлагаю сыграть в народную игру «Ворота».

Раздается плач ребенка. Матушка подходит к колыбели, успокаивает ребенка. Запевает колыбельную песню:

Мамушки, нянюшки сходитеся ночевать

Моё дитятко качать.

А вы, сенные девушки, прибаюкивать.

Баю – баю, баю детку мою!

-А наши дети тоже знают колыбельную:

Пошел котик во лесок,

Принес котик поясок,

Привязал за люлечку

Покачал Андрюшечку.

Матушка: -Спасибо, уснул Андрюшка. Что-то бровь зачесалась. Есть такая народная примета: если бровь зачесалась – то новости получишь. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы?

-Посмотрите на картинку и назовите народную примету:

А) Муравьи: «Муравьи в доме – к счастью»

Б) Перчатка: «Перчатку потеряешь – к несчастью»

В) Черная кошка: «Черная кошка дорогу перебежала – к несчастью»

Г) Женщина с ведром: «Женщина с пустым ведром навстречу идет – плохая примета, с полным – будет удача»

(Несколько примет дети называют без картинок)

1. Здороваться через порог – к ссоре.

2. Разбить зеркало – к худу: надо выбросить осколки, чтобы горе не было в твоем доме.

3. Вороны каркают над домом – к худу.

4. Левый глаз зачесался – плакать, правый – радоваться.

5. Рассыпать соль – к ссоре.

6. Возвращаться обратно после выхода из дома – к неудаче.

Матушка: -Какие вы умницы. Как бы хотелось на ваш город посмотреть, хоть одним глазом.

-Мы сейчас с детьми сделаем макет города и оставим вам его в подарок.

Изготовление макета города.

-Нам пора домой возвращаться, загостились у вас.

Матушка: _У нас принято гостей угощать, у меня как раз и пироги испеклись. Сходите, помойте руки, а я пока на стол накрою.

Чаепитие. Возвращение домой.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русская изба» — создание образа оберега для своего домаКонспект НОД «Русская изба» — создание образа оберега для своего дома Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям. Создание образа оберега для своего.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с в средней группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская изба»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская изба» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Русская изба" Составила и провела воспитатель второй младшей группы Лоскутникова.

Конспект занятия по СБО «Путешествие в прошлое телефона» ГБУ СО «Базарно-Карабулакский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект открытого занятия по СБО в первой группе на.

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба» МКДОУ «Киреевский д/с «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Русская изба».

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию музей нашего детского сада. Наш музей- это маленькая комнатка в детском саду. Сейчас.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Проект «Русская изба» Цель:Расширение и углубление знаний детей об истории жизни и традициях русского народа, формирование представлений детей о русской избе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»
Опубликовано: 6 октября 2015 в 15:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД