Папки-передвижки

Конспект занятия с не говорящими детьми по теме «Моя семья»

Синицына Наталья Александровна
Конспект занятия с не говорящими детьми по теме «Моя семья»

С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, имеющих диагнозы: дизартрия, ринолалия, алалия (практически не говорящих детей). Трудно найти ребенка с особенностями развития, который бы не имел трудностей в овладении речью. Причины этого явления многообразны. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется. Чтобы родители включались в образовательный процесс и активно участвовали в развитии своего малыша, нами подбираются и разрабатываются разнообразные упражнения и педагогические приемы.

Публикация «Конспект занятия с не говорящими детьми по теме „Моя семья“» размещена в разделах

Мы хотели бы осветить некоторые из них на примере конспекта занятия в средней коррекционной группе по теме «Моя семья».

В этой группе 17 человек из которых 52,2% не говорящих детей, 23,2% способны повторить некоторые звуко - комплексы за педагогом или простые слова и только 24,6% владеют словарем в пределах обихода.

Мы постарались максимально задействовать родителей дошкольников данной группы и вовлечь их в образовательный процесс.

Подготовительный этап: Подготовка записи голосов родителей и бытовых шумов. Изготовление фото родителей, подготовка презентации с включением в нее видио - сюжетов с работающими родителями.

План НОД

1. Вводная часть: 2 мин

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть:

Определение действий по восприятию неречевых звуков 10 мин

Подражание движению и речи взрослого

Развитие фонематического восприятия

Физкультминутка.

Закрепление знаний частей лица и тела

2. Заключительная часть: 3 мин

Закрепление знаний членов семьи.

Подарки от бабушки.

Технологическая карта

Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Моя семья».

Возрастная группа: средняя

Форма НОД:

Форма организации (групповая, индивидуальная)

Аннотация: Данная образовательная деятельность мотивирует на совместное взаимоотношение с взрослым и детским коллективом, формирует у детей доброе и бережное отношение к членам семьи. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, эмоциональную отзывчивость. Развивает слуховое восприятие, слуховое внимание, жестовую речь как средство общения.

Приемы руководства деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: чтение стихотворения «Мама», коммуникативная игра.

2. Приемы организации практической деятельности детей: рассматривание семейных фотографий, участи родителей в подготовке НОД (запись голосов, подготовка фотографий)

3. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, чередование видов деятельности.

4. Приемы положительной оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность.

Создание среды для организации и проведения НОД: стол с семейными фотографиями членов семьи детей; дидактическое пособие «Найди маму»; использование ИКТ.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная

Планируемые результаты: развитие у воспитанников интереса к членам своей семьи, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослым и сверстниками; расширение словарного запаса, проявления предпосылок к речевой активности воспитанников.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

1. Активно участвует в продуктивной деятельности

2. Проявляет самостоятельность.

3. При помощи взрослого выполняют простые инструкции.

4. Эмоционально реагирует.

Цель: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий;

Познавательное развитие:

- познакомить детей с понятием слова «семья»;

- закрепить знания имен членов семьи;

- формировать представления о близких родственниках как представителях определенного возраста и пола;

Речевое развитие:

- активизировать в речи звукоподражание.

Физическое развитие:

- развивать физические качества координации движений;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями приседания).

Оборудование и материалы: взрослые и детские следы из картона; колокольчик на каждого ребенка; фотографии: членов семьи, близких родственников, семейные фотографии детей; фото-ряд: «младенчество», «школьные годы», «институт (техникум) «прошлое», «настоящее»; «бытовые шумы»; «голоса родителей и родственников»;

Логика образовательной деятельности

Педагог читает стихотворение А. Плещеева.

Кто вас, детки, крепко любит?

Кто вас нежно так голубит,

Не смыкая ночи глаз,

Кто заботится о вас?

(Мама дорогая)

Колыбель кто вам качает,

Кто вас песней забавляет

Или сказку говорит,

Кто игрушки вам дарит?

(Мама золотая)

На полу лежит цветок с отрывными лепестками. Педагог предлагает поиграть в игру.

- Сейчас мы с вами будем отрывать лепестки у цветочка. Оторвут лепестки те детки у кого маму зовут Наташа, теперь Катя, Оля и так все лепестки оказываются у детей в руках. (Заранее проводится работа с родителями, подготовка фото мам, выяснение семейного положения - есть ли мама или ребенок опекаемый бабушкой в последнем случае на обратной стороне лепестка вкладывается фото бабушки).

Переверните лепесточки, что Вы там видите? Правильно это ваши любимые, родные мамочки. Мама, Вы дети, Ваши папы и бабушки все вместе Вы семья.

Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу.

- Вы помогаете дома своим мамам, бабушкам? Сейчас мы поиграем с Вами в игру «Поможем маме?»

Цель: Развитие слухового восприятия, внимания (Определение действий по восприятию неречевых звуков).

Педагог предлагает определить, чем занимается мама, прослушав записи бытовых шумов - звуков. Переливание воды, звук стиральной машины, звон посудой, работающий пылесос, работа миксера, кипящий чайник, работающий телевизор. Для детей, которые не могут показать даже жестами предлагаются картинки фото, где мама выполняет эти действия (родители делают эти снимки заранее).

После правильного определения действий мам на компьютере появляется отрывки видео этого действия выполняемого родственниками воспитанников.

- Какие Вы молодцы справились с заданием. Маме помогли пойдем гулять.

Игра: «Ноги и ножки».

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; развитие движений.

Педагог приглашает детей пройти к столам. По следам дети проходят к следующей зоне наступают только на большие следы, перешагивая через маленькие следы. Слушают стихотворение, повторяют за педагогом.

Педагог: Большие ноги идут по дороге:

Дети: ТОП-ТОП-ТОП! (говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)

Педагог: Маленькие ножки побежали по дорожке:

Дети: Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)

Педагог предлагает детям.

- Сходим в гости?

- Когда приходят в гости, то звонят в звоночки показ колокольчика.

Игра «Позвеним колокольчиком».

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Педагог звенит в колокольчик, дети повторяют за ним. Педагог изображает, что у него сломался колокольчик и просит детей помочь ему. Затем изображает, как звенеть колокольчиком с помощью движений и речи.

- Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!

Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН!

Выбирается вариант, который для детей более понятен и легок в подражании.

- К кому же в гости мы пришли?

Игра «Послушай и отгадай».

Цель: Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.

Детям ставится запись голосов (мам, пап, бабушек или дедушек) Эти записи родители дома готовят заранее. Дети отгадывают, чей это голос.

После того как дети отгадали чей звучал голос им дается фотография того члена семьи чей звучал голос.

Игра «На кого похожи»?

Цель: Закрепление знаний о частях тела, развитие функции сравнения.

Педагог просит показать, где у папы, мамы или бабушки глазки, ротик носик? Затем эти же части ребенок показывает на себе.

Физминутка «Большой маленький».

Цель: Развитие двигательной активности, анализ знаний размера окружающей действительности и животного мира.

Педагог называет детям: папа, малыш, подъемный кран, мышка, медведь, цыпленок, слон, жук.

На каждое слово дети должны определить и с ориентироваться какого это размера и выполнить соответствующие движения. Например, на папу потянуться на носочках, на слово мышка сесть на корточки.

Игра: «Собери по порядку».

Педагог предлагает ребенку посмотреть что, лежит в конвертах на столах

Фото каким был папа мама бабушка дедушка (комплект из 4 х фото (прошлое) ребенок, школьник; мужчина (настоящие) и фото, где родитель с ребенком вместе (ориентация на настоящие) ребенок должен выложить по возрастающей начиная с раннего возраста.

При затруднении педагог помогает ребенку установить очередность.

Рефлексия:

Похвала педагога

- Какие Вы молодцы у Вас все получилось.

Сюрпризный момент

Ваши бабушки, которые Вас очень любят, приготовили Вам угощение. Они испекли Вам печенье и сейчас мы с Вами устроим чаепитие.

Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им: преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; относиться к ребенку как к равному; понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми : если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его личному росту; знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их; проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; установить хорошие, доверительные отношения с ребенком. В таком случае общение с педагогами дошкольного учреждения не вызовет у родителей затруднений. Они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка.

Список используемой литературы:

1. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб. : “Каро”, 2002.

3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

4. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика

Источник: https://logoportal.ru/material-dlya-rabotyi-s-negovoryashhimi-detmi/.html

Публикации по теме:

Классификация речевых нарушений Речь и нарушения речи изучают многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и др. Каждая из них рассматривает.

Видео «На юбилейном концерте». undefinedЭтот концертный номер был подготовлен с бывшей моей воспитанницей Ксюшей Куксенко специально для юбилейного концерта детского районного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с не говорящими детьми по теме «Моя семья»
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 13:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД