Конспект занятия с применением инновационной технологии по художественной литературе

Евгения Зайцева
Конспект занятия с применением инновационной технологии по художественной литературе

«Чтобы жить друг с другом дружно – уступать друг другу нужно!»

Образовательная область: «социум»

Раздел: Художественная литература

Тема: Казахская народная сказка «Екі бгы» - «Два Оленя».

Цель: знать на примере казахской народной сказки 4 карты-символы Проппа.

Задачи: познакомить: детей с казахской народной сказкой, с четырьмя картами-символами Проппа, развивать мыслительные способности при помощи заданий с фигурами Дьенеша; вовлекать детей в разговор по содержанию литературного произведения, формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширять и активизировать словарный запас детей на основе содержания литературного произведения, формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, способствовать формированию умения различать эмоции (гнев, радость, воспитывать умение сопереживать героям произведения, воспитывать интерес к чтению.

Предварительная работа (приложение 7):

- Чтение Л. Н. Толстой «Маленькие рассказы».

- Беседа с детьми по прочитанному произведению Толстого «Спор»

-заучивание пословиц по теме «дружба».

Оборудование: у каждого ребенка свой значок, сказка «Два оленя», картинка и игрушка оленя, дорожка из фигур Дьенеша, сундучок, 4карты-символы (Проппа, аудиозапись казахской народной песни, набор фигур Дьенеша, набор карт-символов по сказке, книга сказок.

Словарная работа: пастись (щипать травку, рвать, жевать, бодаться (бить рогами).

Билингвальный компонент: Екі –два, бгы- олень, шп- трава.

Мотивационно – побудительный

В: — Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. Я — твой друг, и ты мой друг! Вставай скорее с нами в круг.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

По дорожке мы пойдем, в сказку попадем. (приложение 1)

Посмотрите, какие камушки на ней интересные. Дети, какой формы они? Какие они разноцветные!

Посмотрите, что это у нас на пути?

сундучок — то не простой,

Он волшебный — вот такой! (сундучок с казахским узором)

– Ребята, интересно, что в сундучке? Давайте посмотрим! Что-то он не открывается, наверное, надо сказать волшебное слово, какое вы мне подскажите? (открывает под казахскую народную музыку, дети садятся на стульчики.)

Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные. Что бы животное узнать, надо отгадать загадку: Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит он зеленые луга.

Воспитатель достаёт картинку оленей (приложение 2, ставит на магнитную доску. Посмотрите, какие они? Как вы думаете, почему они появился в нашем сундучке?

– Это сундучок нам сказку приготовил. Сказка называется «Два Оленя!- «Екі бгы» (приложение 3)

Дети берут друг друга за руку и повторяют слова.

Слушают слова воспитателя

Круг, квадрат, треугольник (красные, синие)

Дети идут по тропинке и встречают сундучок.

Сундучок.

Дети говорят «пожалуйста»- «тінемін», сундучок открывается, дети садятся на стульчики, воспитатель достаёт письмо и читает.

Отгадывают загадку об олене.

Олень

Красивый, большой, есть рога.

Высказывают свои предположения.

Да

Организационно – поисковый

В. - рассказывает сказку с комментированием. Выставляет карты-символы Проппа (приложение 4 в разрезанном виде)

Однажды паслись (объяснение слова добывали корм) на лужайке два оленя и поссорились из-за травы, росшей у ручья. Выставляет Карту №1 «Герой» -Я буду её щипать? Я раньше сюда пришел! - говорит один.

Выставляет Карту №2 «Борьба» Затеяли драку и начали бодаться (пояснение слова). Бодались с треском, отходя назад и бросались друг на друга. В. – Хотите знать, что дальше вышло?

Выставляет Карту №3 «Беда» Через некоторое время вот что вышло. Известно, что оленьи рога похожи на ветки дерева. Оказывается, бодались (бить рогами) они до того, что их рога переплелись (перепутались). Тут олени никак разойтись не могут, тянут друг друга, пробуют освободить свои рога, но все напрасно.

Выставляет Карту №4 «Герой покидает дом» Устали олени от этих усилий, выбились из сил и притихли, застыв на миг. Увидели это проходившие мимо охотники, тут же с радостью поймали оленей и увезли на арбах домой.

В: Вам понравилась сказка? Давайте поиграем «В парке волшебном мы гуляем. Всех ребяток приглашаем. Вы ребята не ленитесь, а скорее превратитесь.»

(в оленей, в охотников)

Вот мы с вами поиграли, а теперь разделимся на подгруппы. Дети у кого кружочки пойдут выкладывать силуэт оленя (приложение 5, а дети у кого треугольники мы с вами выложим сказку при помощи карт-символов (приложение 4, разрезанное и на каждого ребенка (пока воспитатель дает объяснение задания для детей 1подгруппы, остальные расматривают игрушку оленя).

1подгр приступайте к выполнению.

А мы ребята с вами вспомним сказку (беседа по сказке с выкладыванием карт-символов)

Вспомните о ком сказка? Значит первая карта-символ будет какая? Верно. Что произошло дальше с героями? Посмотрите какая карта-символ должна быть? Чем же закончилась их борьба? правильно это 3 карта-символ. Кто их заметил? Как они поступили с оленями?

Ребята, какие вы все молодцы! А теперь давайте поиграем.

«АЗБУКА НАСТРОЕНИЯ»

Воспитатель привлекает в игру всех детей.

Игра – физ. минутка (приложение 6)

Бывают чувства у зверей, у рыбок, птичек и детей!

На всех нас, без сомнения - влияет «Азбука настроения».

Буду с детками играть и команду подавать:

Топни, хлопни, повернись и сердитым покажись!

Топни, хлопни, повернись и веселым покажись!

Топни, хлопни, повернись, удивленным покажись!

Вот мы с вами поиграли, а теперь поменяемся. Дети у кого кружочки садятся за 1 стол, у кого треугольники за 2 стол (выполняется задание) Молодцы, вы все сегодня. Давайте встанем в кружок.

Как бы вы закончили сказку? Чтобы предложили оленям?

«Чтобы жить друг с другом дружно – уступать друг другу нужно!» можно так им сказать? Давайте вместе повторим.

Дети слушают сказку, расматривают карточки.

Да

Встают со стульчиков, образуют круг.

Дети перевоплощаются в названных героев.

Дети делятся на подгруппы и выполняют задания.

1гр - выкладывает из палочек и фигур образ оленя. (если первая группа выполняет задание в быстром темпе, как дополнительно, можно предложить задание по фигурам Дьенеша. н-р: выложили на полянке, где паслись олени красные цветочки)

2гр-с воспитателем получают каждый набор карт-символов по сказке и в правильной последовательности выкладывают сказку.

Об оленях, герой.

Стали ссориться (борьба). Не смогли распутаться (беда).

Их охотники увидели. Увели их (отъезд героев из дома).

Дети имитируют настроение оленей.

Дети подходят к своим столам на них задания.

Словесно воспитатель проговаривает задание

для каждого стола.

Дети выполняют задания.

Дети встают в круг, высказывают свои предложения окончания сказки.

Подружиться, не жадничать, вместе поесть траву. (говорят знакомые пословицы о дружбе)

Дети повторяют пословицу за воспитателем.

Рефлексивно – корригирующий Ребята, мне очень понравилось путешествие в сказку! А вам? Что вы сегодня расскажете своим мамам? Молодцы! Сундучок нам дарит подарок «Волшебную книгу сказок». Скажем ему спасибо и до свидание. Да тоже

Перечисляют понравившиеся моменты.

Рахмет,сауболыыз.

Воспроизводит: названия: геометрических фигур, карт-символов, знакомые слова на казахском языке.

Понимает: значение слов «поссорились, бодаться», указания воспитателя.

Применяет: умение выкладывать из геометрических фигур и палочек силуэт оленя, определять главного героя, плохие и хорошие поступки, делать вывод.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Екі бгы

Бір ні тауды калы шалынында жайылып жрген екі бгы бір блаты басындаы шпке таласып калапты.

-Мен жеймін мны, мен брын крдім, - депті біреуі.

-Жок, мен жеймін, бл жерге сенен брын мен келгенмін, - депті екіншісі.

Екеуі за жанжалдасыпты. Ерегісті аыры тбелеске айналады да, бірін-бірі сзгілей бастайды. Трт аятарымен жер тіреп, сіресе тсіп, мйіздерін сатырлата атыыстырып, за сзісіпті.

Сйтіп, шайасып жргенде тіпті ызы оиа болыпты. Талды бтаындай арбиан аша мйіздері біріне-бірі ілініп, айасып алыпты.

Енді сзіскенді ойып, соны ажырата алмай, уре-сарсаа тсіпті. Ары тартыласыпты, бері тартыласыпты, ажарыса алмапты. Жлысан-дарынан ештее нбепті. Сйтіп арпаласын жріп, бден дікелері атады, лдері бітіп, ышына дем алысып, біраз тыныып трыскды.

Сол кезде тау етегін жаалап ашы келе жатады. алы ну арасындаы блактын басында біріне-бірі мйізінен байланысып, не рі, не бері жылжы алмай сіресіп тран бгыларды лгі ашы олжа етіпті. Таласты аыры екі быга ажал болып жабасыпты.

Два Оленя

Однажды паслись на лужайке два оленя и поссорились из-за травы, росшей у ручья.

-Я буду её щипать? Я раньше сюда пришел! - говорит один.

Затеяли драку и начали бодаться.

Бодались с треском, отходя назад и бросались друг на друга. Через некоторое время вот что вышло.

Известно, что оленьи рога похожи на ветки дерева. Оказывается, бодались они до того, что их рога переплелись.

Тут олени никак разойтись не могут, тянут друг друга, пробуют освободить свои рога, но все напрасно.

Устали олени от этих усилий, выбились из сил и притихли, застыв на миг.

Увидели это проходившие мимо охотники, тут же с радостью поймали оленей и увезли на арбах домой.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Предварительная работа (выучить вместе с детьми)

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ:

Девочки и мальчики –

дружные ребята.

Девочки и мальчики –

ссориться не надо!

Девочки слабее, могут и пищать.

И должны их мальчики

Храбро

защищать!

ЧТОБЫ ЖИТЬ ВСЕ ВРЕМЯ ДРУЖНО, УСТУПАТЬ ДРУГ ДРУГУ НУЖНО!

С тем, кто драться любит очень - с тем, дружить никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат, сам ты в этом виноват!

Если друга ты обидел, ты пойди и извинись!

Раз, два, не сердись, а со мною помирись!

Как положено друзьям – все мы делим пополам!

Не выйдет из жадины друга хорошего. Даже приятелем не назовешь его!

Публикации по теме:

«Художественная литература». Перспективный план. В соответствии с новым государственным стандартам образования планирование учебно-воспитательной работы, перспективные планы изменились.

Занятие по рисованию в средней группе «Грибная полянка». Білім беру саласы:Образовательная область: Творчество. Блімдері:Раздел: Рисование. Таырыбы:Тема: Грибы. Масаты:Цели:.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект занятия с применением инновационной технологии по художественной литературе
Опубликовано: 5 марта 2014 в 17:58
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...