«Я — маленький человек». Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна с детьми старшего дошкольного возраста

Наталия Плебух
«Я — маленький человек». Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна с детьми старшего дошкольного возраста

Цель:

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР. Составление синквейна по лексической теме.

Задачи:

- учить детей правильно высказывать свои мысли, строя сложноподчинённое предложение;

- учить детей грамотно задавать вопросы, используя обращения;

- формировать у детей умение высказывать пожелания друг другу;

- развитие зрительного внимания и памяти;

- развитие мелкой моторики.

-Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

-Совершенствовать вербальный анализ и синтез.

-Учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

Коррекционные:

устранение специфических речевых нарушений;

-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-расширение лексического запаса, активизировать словарь прилагательных (признаков, глаголов (действий);

-развитие слухового внимания, зрительного восприятия;

-совершенствование общей и мелкой моторики;

-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

-развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

-развитие творческой фантазии и воображения.

Воспитательные:

-воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;

-воспитание культуры поведения на занятии;

-совершенствование навыков работы в команде, умения действовать слаженно, сообща;

-создавание на занятии доброжелательной эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и логопеда.

Оборудование:

Микрофоны (по количеству пар участников, эмблемы «звезда», «журналист», карточки с изображением признака предмета, карточки с изображением действия предмета, мольберт, поэтическое кресло, графическое изображение синквейна, фотографии детей в действии, массажный мяч, музыкальное сопровождение, су-джок кольца, зеркала.

Предварительная работа:

- Знакомство с понятим предмет, признак предмета, действие предмета.

- Составление синквейна по лексическим темам.

- Работа по графическим схемам. (Схема составления синквейна).

- Овладение упражнениями дыхательной гимнастики С. Стрельниковой.

- Внедрение кинезиологических упражнений.

- Совершенствование умения составлять предложения.

- Использование дидактических игр в обогащении словарного запаса.

Использование массажера Су-джок при выполнении пальчиковой гимнастики, автоматизации звуков.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас, узнать как мы живем и познайомиться с нами поближе. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои пожелания!

Пожелания детей.

Коммуникативно-речевая игра «Ласковое слово»

(Цель которого, настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)

Логопед. Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Ребята, я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”.Волшебный мячик я возьму и ласковое слово другу подарю.

(Дети, сидя в кругу, передают друг другу «волшебный мячик», говоря при этом добрые, ласковые слова: солнышко мое ясное, котенок мой ласковый, звездочка моя ясная, ручеек мой журчащий, ласточка моя ненаглядная, цветочек мой нежный, песенка моя звонкая, лучик солнечный, ягодка сладкая) .

Игра «Фотограф»

- Скажите, ребята, а что вы любите делать в детском саду?

- Играть!

-Я так и думала, поэтому взяла на занятие ваши любимые игрушки.

Под музыку дети играют с игрушками (самолет, книга, коляска, мягкая игрушка, машина, кукла.)

Логопед начинает фотографировать детей, свободно играющих в группе, и произносит фразу: «Стоп-кадр». Затем садится и начинает рассматривать «фотографии» привлекая к просмотру детей. Используются фотографии детей. Дети определяют действие (что делает) и признак (какой, какая)

Примерные ответы детей: милая, серьезный, задумчивый, веселый, загадочная, танцует, заботится, помогат, занимается, спортивный, интелектуальный, коммуникабельный, талантливый, прыгает. плавает)

Дети озвучивают изображения на карточках и размещают их на мольберте.

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

-Вот такие ребята ходят в наш детский сад.

«Колечко». Поочередно, как можно быстрее. Перебирать пальцы рук,соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,средний и т. д.

Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад,

Все садились за обед и съедали сто котлет,

А потом ложились спать, начинай рассказ опять.

Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок колец

Автоматизация звука (ш).

-В нашу группу ходят дети с разными имена.

Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука (ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)

Дыхательная гимнастика

(А. Н. Стрельниковой)

1. Разминка

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Логопед: Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность.

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох.

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

Логоритмическое упражнение «Буги-Вуги»

- Любим мы танцевать.

(Исполнение упражнения под музыку в соответствии с текстом.)

Это правая рука, это правая нога,

Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.

Это левая рука, это левая нога,

Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.

Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами – топ, топ, топ.

Кулаками постучим,

Повернемся и молчим.

Игра «Интервью»

-Как интересно превращаться. Превращаю вас в «звезд» и «журналистов».

Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «звезду» и взять у него интервью. Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и звезд. Кто начнет первым?

Дети выбирают эмблемы – «звезда» и «журналист»

Задание: взять интервью. (Примерные вопросы)

-Как живете? Что делали вчера? Чем занимаетесь в свободное время? Что любите? О чем мечтаете? Кем хотите стать? Есть ли у вас домашние животные? Какое время года самое любимое?

Логопед выступает в роли наблюдателя. Оценивается степень внимания к партнеру, культуру общения, артистизм.

Релаксация

Логопед:Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Замедляется движение,

Исчезает напряжение

И становится понятно,

Расслабляться так приятно.

-Покажем какими мы будем большими (потягивания вверх)

А тепер мы озорные (руки разводят в стороны, чувствуя напряжение)

Были мы совсем младенцами (принимают позу «ребенка»)

Отдыхают. Звучит спокойная музыка.

Логопед: Вы отдыхаете, каждая клеточка вашого тела отдыхает,вы расслабленны, у вас все хорошо….Медленно поднимаемся…Чувствуем себя отдохнувшими.

Артикуляционная гимнастика

-Наш девиз:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не надо нам спешить.

Так спокойно, так приятно.

Говорим - и всем понятно.

-Друг на друга посмотрите упражнения покажите.

Дети выполняют соответствующие артикуляционные упражнения.

-Все мы разные, бываем толстые, худые, веселые, удивленные, и даже плаксивые (Мимические упражнения)

-Каждое утро ребята просыпаются «Окошко», чистят зубки «Чистим зубки», расчесываются «Расческа», бегут в детский сад «Часики», а там много дел: мы будем рисовать «Маляр», лепить из пластилина «Месим тесто», кататься на качелях «Качели», с горки «Горка», кушать конфеты «Конфетка», пить чай из чашки «Чашка», есть блинчики «Блинчик». И конечно улыбаться «Улыбка».

-Подарим улыбки друг другу и нашим гостям.

Создание синквейна

Зажигается свеча, включается магнитофонная запись, далее каждый ребенок читает свое произведение в поэтическом кресле. Дети, оценивая стихотворение, говорят комплименты друг другу.

Примерный синквейн:

Алина

Умная, спортивная

Танцует, веселится, помогает

Я люблю петь

Певица, ромашка

Итог. Подарок гостям: Синквейн «Гости»

Гости

Шумные,, долгожданные, приветливые

Приходят, веселят, уходят

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро

Радость, веселье

Публикации по теме:

Конспект занятия. Тема: «Человек» Тема: «Человек». Цель: «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР» Задачи: - учить детей правильно высказывать свои мысли, строя.

Организованная деятельность с детьми вне НОД по теме «Первые весенние цветы»Организованная деятельность с детьми вне НОД по теме «Первые весенние цветы» Наши будни. Работаем по лексической теме "Первые весенние цветы"Вот и началась весна - прекрасное время года. Вот уже и солнышко пригревает,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Я — маленький человек». Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 11:14
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...