Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА.

Предмет - "Развитие речи".

Тема: «Слова-друзья» - 1 час.

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».

Деятельностная цель: формировать способности детей к новому действию - применение в своей речи слов близких по значению.

Задачи:

- обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;

- развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

- воспитательные: воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.

Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.

Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия, ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Основные понятия: слова-друзья (синонимы).

Словарная работа: улей, приятель.

Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.

Ресурсы:

1. Дидактический материал: набор «Узнай настроение».

2. Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.

3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.

4. Пазлы: «Лиса», «Заяц».

5. Наклейки для детей.

Список используемой литературы:

1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);

2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).

Тип урока:открытие нового знания.

Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Цель этапа: включение в деятельность.

Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.

Слайд 1. Организация занятия.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели все учтиво.

Мы с улыбочкой вздохнём

И занятие начнём!

Слайд 2. Настроение детей.

Проверка готовности к занятию.

- Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.

- У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.

2. Стадия вызова.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.

- Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

3. Постановка цели (целеполагание).

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

- Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

Слайд 3. Автобус.

- Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?

- И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.

4. Актуализация знаний.

Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.

Слайд 4. Смайлики плохого настроения.

- Рассмотрите смайлики и определите их настроение.

- Сердится.

- Обижается.

- Злится.

Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.

- Улыбается.

- Радуется.

- Смеётся.

- Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…

(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Рассматривают смайлики, определяют их настроение.

А остальные проверяют их.

5. Открытие нового знания.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.

- Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

Например:

большой человек - огромный человек – громадный человек;

- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

Слайд 6. Гулливер.

- Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

Слайд 7. Дюймовочка.

- А вы помните, кто спас Дюймовочку?

- Конечно, её друзья.

- И у слов есть друзья.

- Большой - огромный – громадный; маленькая - крошечная – малюсенькая - слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».

- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.

Слайд 8. «Зайкина избушка».

- Давайте вспомним эту сказку

(«Зайкина избушка»).

Слайд 9. Лиса обманщица.

- Кого обманула лиса?

-Какими другими словами можно заменить слово обманула?

Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

- Какая лиса?

- Обманщица, врунья.

- А кто зайке помог?

Слайд 10. Петушок.

- Какой петушок?

- Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Слайд 11. Река.

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.

Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.

Подбирают слова близкие по значению.

Физ. минутка

Слайд 12. Упражнение лодочка.

- Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

6. Закрепление новых знаний.

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Словарная работа.

Слайд 13. Берёзовая роща.

- Посмотрите, где мы оказались? В лесу.

- Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.

Слайд 14. Медвежата и улей.

- Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?

Слайд 15. Медвежонок и медведица.

Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.

- Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Физ. минутка

Слайд 16. Веселая разминка.

А теперь мы разомнемся,

Улыбнемся, посмеемся.

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите,

Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?

Сели – встали!

Сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали!

«Закрепление новых знаний».

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Слайд 17. Зарядка для глаз.

- В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.

Слайд 18. Пословица.

- А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

- Назовите слова-синонимы.

- Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Знакомятся с новым словом.

Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.

Зарядка для глаз.

Слайд 19. Зарядка для рук.

- Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

- А теперь пришло время найти друзей.

Игра «Найди друзей».

Слайд 20. Игра «Найди друзей».

- Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.

- Нужны слова-друзья? Для чего?

- Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.

Слайд 21. Лес.

- Теперь не страшно идти по лесу.

- А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)

Слайд 22. Заяц и лиса.

- Что у первой группы получилось?

- Что у второй группы получилось?

- Лиса и заяц друзья?

- Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.

Делают вывод совместно с педагогом.

Из пазлов собирают животных: лису, зайца.

Работают в группах.

7. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- С какими словами вы познакомились?

- Назовите слова – друзья.

Слайд 23. Настроение.

- Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? - А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.

-На занятии мне понравилось потому, что…

- Мне было трудно потому, что…

- Мне было грустно потому, что…

-Я понял (а…

Публикации по теме:

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы Цели: Обогащение двигательного и познавательного опыта детей за счет выполнения игровых заданий. Задачи: Оздоровительные: Создать положительный.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Моё настроение» Занятие «Мое настроение» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательных процессов детей подготовительной группы. Задачи: • Развивать мышление, память. • Развивать межполушарное.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Безопасность детей в холодный период года в группе и на улице» Программные задачи: 1) уточнить представление детей о правилах безопасности в холодный (зимний) период времени. 2) закрепить знания о нагревательных.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Моя малая Родина» Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня»Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Весной в деревне» Программное содержание: Цель: Закрепление и формирование математических представлений через игру Задачи на развитие познавательных способностей:.

Конспект занятия для подготовительной группы «География для детей» В. Колокольчик нам поет Всех друзей к себе зовет! (Дети становятся в круг) В. Я рада, что мы снова вместе, начнем, как всегда, с нашей дружной.

Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.

Автор публикации:
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 31 марта 2016 в 11:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле»
ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ" Цели и задачи: - Учить детей последовательно наклеивать готовые детали...
Оформление зала «Осень» «У природы нет плохой погоды»
Осень — время прощания с теплом и прихода холодов. Дни становятся короче, ночи — длиннее, и это все заметнее с каждым новым днём. Солнце появляется на...
Мастер-класс «Объемный светофор»
Материал: белая бумага, формат А4; зеленая, желтая, красная полоски бумаги 20х4, 5 см; шаблон для вырезывания ножки светофора; шаблон-круг, диаметр 3, 5...
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Игра — викторина...
[Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Игра - викторина «Знатоки ПДД» [Цель занятия. Обобщить знания детей старшего дошкольного...
Конспект ООД по ФЭМП «Карта путешествий» для средней группы
Задачи: • Формирование умения ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; • Формирование...