МААМ-картинки

Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА.

Предмет - "Развитие речи".

Тема: «Слова-друзья» - 1 час.

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».

Деятельностная цель: формировать способности детей к новому действию - применение в своей речи слов близких по значению.

Задачи:

- обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;

Публикация «Конспект занятия „Синонимы“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

- развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

- воспитательные: воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.

Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.

Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия, ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Основные понятия: слова-друзья (синонимы).

Словарная работа: улей, приятель.

Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.

Ресурсы:

1. Дидактический материал: набор «Узнай настроение».

2. Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.

3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.

4. Пазлы: «Лиса», «Заяц».

5. Наклейки для детей.

Список используемой литературы:

1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М. : Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);

2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).

Тип урока:открытие нового знания.

Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Цель этапа: включение в деятельность.

Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.

Слайд 1. Организация занятия.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели все учтиво.

Мы с улыбочкой вздохнём

И занятие начнём!

Слайд 2. Настроение детей.

Проверка готовности к занятию.

- Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.

- У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.

2. Стадия вызова.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.

- Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

3. Постановка цели (целеполагание).

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

- Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

Слайд 3. Автобус.

- Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?

- И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.

4. Актуализация знаний.

Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.

Слайд 4. Смайлики плохого настроения.

- Рассмотрите смайлики и определите их настроение.

- Сердится.

- Обижается.

- Злится.

Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.

- Улыбается.

- Радуется.

- Смеётся.

- Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…

(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Рассматривают смайлики, определяют их настроение.

А остальные проверяют их.

5. Открытие нового знания.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.

- Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

Например:

большой человек - огромный человек – громадный человек;

- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

Слайд 6. Гулливер.

- Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

Слайд 7. Дюймовочка.

- А вы помните, кто спас Дюймовочку?

- Конечно, её друзья.

- И у слов есть друзья.

- Большой - огромный – громадный; маленькая - крошечная – малюсенькая - слова-друзья, «слова близкие по значению» или «слова-синонимы».

- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.

Слайд 8. «Зайкина избушка».

- Давайте вспомним эту сказку

(«Зайкина избушка»).

Слайд 9. Лиса обманщица.

- Кого обманула лиса?

-Какими другими словами можно заменить слово обманула?

Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

- Какая лиса?

- Обманщица, врунья.

- А кто зайке помог?

Слайд 10. Петушок.

- Какой петушок?

- Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Слайд 11. Река.

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.

Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.

Подбирают слова близкие по значению.

Физ. минутка

Слайд 12. Упражнение лодочка.

- Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

6. Закрепление новых знаний.

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Словарная работа.

Слайд 13. Берёзовая роща.

- Посмотрите, где мы оказались? В лесу.

- Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.

Слайд 14. Медвежата и улей.

- Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?

Слайд 15. Медвежонок и медведица.

Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.

- Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Физ. минутка

Слайд 16. Веселая разминка.

А теперь мы разомнемся,

Улыбнемся, посмеемся.

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Головою покрутите,

Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?

Сели – встали!

Сели – встали!

Все руками помахали

И на место побежали!

«Закрепление новых знаний».

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Слайд 17. Зарядка для глаз.

- В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.

Слайд 18. Пословица.

- А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

- Назовите слова-синонимы.

- Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Знакомятся с новым словом.

Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.

Зарядка для глаз.

Слайд 19. Зарядка для рук.

- Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

- А теперь пришло время найти друзей.

Игра «Найди друзей».

Слайд 20. Игра «Найди друзей».

- Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.

- Нужны слова-друзья? Для чего?

- Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.

Слайд 21. Лес.

- Теперь не страшно идти по лесу.

- А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)

Слайд 22. Заяц и лиса.

- Что у первой группы получилось?

- Что у второй группы получилось?

- Лиса и заяц друзья?

- Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.

Делают вывод совместно с педагогом.

Из пазлов собирают животных: лису, зайца.

Работают в группах.

7. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- С какими словами вы познакомились?

- Назовите слова – друзья.

Слайд 23. Настроение.

- Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? - А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.

-На занятии мне понравилось потому, что…

- Мне было трудно потому, что…

- Мне было грустно потому, что…

-Я понял (а…

Публикации по теме:

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы Цели: Обогащение двигательного и познавательного опыта детей за счет выполнения игровых заданий. Задачи: Оздоровительные: Создать положительный.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Моё настроение» Занятие «Мое настроение» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательных процессов детей подготовительной группы. Задачи: • Развивать мышление, память. • Развивать межполушарное.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Безопасность детей в холодный период года в группе и на улице» Программные задачи: 1) уточнить представление детей о правилах безопасности в холодный (зимний) период времени. 2) закрепить знания о нагревательных.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Моя малая Родина» Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня»Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Весной в деревне» Программное содержание: Цель: Закрепление и формирование математических представлений через игру Задачи на развитие познавательных способностей:.

Конспект занятия для подготовительной группы «География для детей» В. Колокольчик нам поет Всех друзей к себе зовет! (Дети становятся в круг) В. Я рада, что мы снова вместе, начнем, как всегда, с нашей дружной.

Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.

Автор публикации:
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 31 марта 2016 в 11:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД