Конспект занятия «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Елена Гуменнова
Конспект занятия «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия в подготовительной группе.

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи. Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов.

Закрепить знания о свойствах воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - растворитель.

Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

Расширить знания детей о значении воды в жизни человека: круговорот в природе; сохранение водоемов.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой; закрепить умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.

Прививать бережное отношение к воде.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Материал. Кроссворд на доске. Фотографии с изображением различных водоемов; глобус. Прозрачные сосуды с растворенными в воде: мукой, сахарным песком, солью, растительным маслом; фильтровальная бумага. Электрический чайник, холодное стекло, схема круговорота воды в природе.

Предварительная работа. Занятие - экспериментирование по ознакомлению детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода - растворитель. Чтение сказки «Два ручья».

Ход занятия.

Воспитатель. Как называется наша планета?

Как можно назвать всех людей живущих на планете?

Давайте посмотрим на глобус - модель нашей земли. Что вы на нем видите?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Давайте отгадаем ключевое слово занятия. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» и стоит в нем также на третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «рама».

Нашу планету называют «голубой» почему?

Если бы на земле не стало воды, то что бы произошло?

Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды -всего 3-4 дня, затем он погибает.

Ребята, эти иллюстрации помогут вам вспомнить, какой бывает вода на нашей планете.

Вода в морях и океанах какая? (Соленая). Как ее назвать по-другому? (морская).

А в реках, болотах, озерах, родниках? (пресная, речная, родниковая, озерная, болотная).

Что вы знаете о свойствах воды? (прозрачная, не имеет формы, является растворителем)

Что вы растворяли?

А сегодня мы будем дальше изучать воду, точнее как ее очистить.

Но перед этим вспомним правила безопасности: нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться); нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути).

Вспомните, какая вода была в реке Томь, когда мы ходили на прошлой неделе на экскурсию.

Давайте попробуем воду очистить. Самый простой фильтр можно сделать из фильтрованной бумаги, вырезанной кругом и вложенный в воронку.

Воспитатель показывает, как сделать фильтр, установить его в воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, дети фильтруют воду.

По окончании процесса фильтрования дети делают выводы:

• Масло отфильтровать удалось быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла;

• Хуже всего от фильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: соль и сахар.

• После фильтрования раствора муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички муки, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на самом фильтре.

Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаемся каждые день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши.

А теперь давайте поговорим вот о чем. Как мы уже выяснили, вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озер и подземных водохранилищ. Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из реки мы ее берем тоже много. Скажите мне, пожалуйста, как вода в реках не кончается? Как река пополняет запасы воды?

Сейчас я вам покажу еще один опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

Перед опытом необходимо так усадить детей, чтобы всем было видно, и предупредить их, что нельзя покидать свое рабочее место во время опыта.

Опыт заключается в следующем. В электрическом чайнике кипятится вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струей.

В-ль. Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.

С помощью детей воспитатель формулирует первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.

Затем к струе пара воспитатель подносит холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, Выключает чайник, убирает в недоступное для детей место и показывает, что произошло со стеклом. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом стекло было абсолютно чистым, сухим. Делается вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

В-ль. Вот так и происходит в природе, каждый день. Кто хочет рассказать об этом процессе с помощью плаката?

Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе.

В нашем опыте вы видели, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара. На этих иллюстрациях вы видите, что вода может быть еще в виде снега и льда. Как же так получается, что одна и та же вода бывает такой разной?

Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.

В-ль. Наш круг, как вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе, и каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб вам стало потеплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Наша группа - это все те же частички воды, но каждый раз они соединены по-разному.

Итак, когда вода находится в виде пара - связи между частичками почти нет; в жидком - более сильные, но они очень гибкие и эластичные; в твердом состоянии -прочно связаны друг с другом.

Каждый водоем – живой организм. В нем живут разные животные и растения. Воду надо беречь и ценить! Не загрязнять! Зря не лить дома из крана!

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии в старшей группе. «Путешествие капельки» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки» Программное содержание: Формировать представления о круговороте воды.

Моделирование как метод работы.Моделирование как метод работы. Моделирование, как метод работыМоделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей. Цель моделирования - обеспечить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Растения
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 21 октября 2012 в 10:46
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...