Конспект занятия «Тёмная комната»

Римма Шарафеева
Конспект занятия «Тёмная комната»

Конспект занятия «Тёмная комната»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

1. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

2. Развивать мыслительные операции; создать условия для расширения представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, развивать экологическое сознание.

3. Стимулировать познавательную активность и любознательность детей.

Демонстрационный материал и оборудование: Веер, пустая бутылочка с узким горлышком, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой – с газированной, небольшие кусочки пластилина, металлические предметы (монета, ключ, гайка); пластмассовые (3 шт,деревянные (кубик и др.); воздушные шары; игрушечный Кот, рисунки, обозначающие свойства воздуха; полиэтиленовый пакет ; трубочки и пластмассовые стаканчики по количеству детей; шампунь для игры с мыльными пузырями.

Словарная работа: лаборатория, газ, энциклопедия, жидкость, упругий.

Индивидуальная работа: помочь самостоятельно анализировать, делать выводы после проведения опытов.

Предварительная работа: занимательные опыты и эксперименты, чтение научно – познавательной литературы, наблюдения и беседы об окружающем мире.

Методические приемы: словесные (вступительное слово воспитателя, беседа о воздухе, объяснение опытов, анализ, сравнение, активизация словарных слов); наглядные демонстрации экспериментов, наблюдение за опытами, графическое обозначение свойств воздуха) ; практические (игровые –мыльные пузыри, воздушные шары; самостоятельный поиск в исследованиях).

Структура занятия:

1. Организационный момент со вступительным словом, обыгрывание ролевой игрушки – кота Ученого.

2. Вводная часть: беседа о воздухе.

3. Основная часть: экспериментальная деятельность в лаборатории.

4. Закрепление.

5. Подведение итогов.

6. Сюрпризный момент.

Проблемные ситуации:

• Докажите, что без растений человек не смог бы жить на планете. (Значение растений в жизни человека)

• Как можно почувствовать воздух? (Веер, ветер)

• Что надо сделать, чтобы увидеть воздух в бутылочке, используя при этом тазик с водой? (дети предлагают опустить бутылочку в воду, чтобы из нее выходил воздух в виде пузырьков)

• Почему пузырьки можно назвать «спасателями»? (Дети рассуждают: воздух легкий, он легче воды, всегда всплывает, и даже выталкивает с собой небольшой груз, например: пластилин).

• Воздух легче воды, где же используют это свойство воздуха? (Анализ детей с помощью взрослого: круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды)

• Когда вы открываете закрученный надутый пакет, тот перестает быть упругим. Почему это происходит? (Ответ: Когда пакет был упругим, там был воздух). Где используют упругость с помощью воздуха? (Ответы детей: велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой)

• Почему воздух мы не видим? (Ответ: воздух прозрачный, невидимый газ). Докажите (анализ экспериментов)

• Как можно увидеть воздух, который находится внутри нас? (Ответ детей: Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду)

Ход занятия:

Вокруг нас очень много всего интересного. В энциклопедиях мы узнаем что- то новое; например, о космосе, о динозаврах, или о подводном мире.

А как можно узнать то, что не известно? (Повести исследование)

-Скажите, ребята, как называют людей, которые делают интересные открытия, изобретают новые предметы, проводят исследования и опыты? (Ученые, исследователи)

-Сегодня мы отправимся в Тайную комнату ученых, где они проводят свои эксперименты. А называется она – лаборатория. И приглашает нас туда сам Ученый Кот.

Воспитатель вносит мягкую игрушку Кота.

Кот: Чтоб в лабораторию попасть, надо очень много знать!

- Вы хотите узнать много нового и интересного, и побывать в лаборатории Ученого Кота? (Ответ детей) Тогда покажите свои знания.

Проводится беседа о воздухе.

-Сегодня мы будем говорить о воздухе.

-Что такое воздух? (Дети высказывают свои предположения)

Воздух – это невидимка, он прозрачный, невидимый, легкий. Он находится везде. Воздух необходим человеку и животным. Без него они погибнут.

- Докажите, что без растений человек не смог бы жить на планете.

Если воздух грязный, то и человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещения, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый, а вблизи дороги воздух загрязнен выхлопными газами машин. Человек должен охранять природу, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.

Большое значение растений в очищении воздуха. Необходимо бережно к ним относится.

Кот: Вы показали прекрасные знания, и теперь я приглашаю вас в свою комнату, где происходят чудеса и открываются тайны.

- Ребята, в лаборатории Ученого Кота надо вести себя правильно: не шалить, без спросу ничего н трогать и стараться запомнить все, что там будет происходить.

Дети встают со стульчиков и проходят в лабораторию. Ученый Кот садится на видное место.

-Итак, воздух находится везде. А как в этом убедится?

1 – й эксперимент:

Детям предлагается помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха.

- что вы почувствовали? (Ответы детей: Воздух, ветерок, прохладу).

-Какой отсюда можно сделать вывод? Когда мы можем чувствовать воздух? (Ответы детей: обмахиваясь в жару веером, когда дует ветер).

По ходу экспериментов, выставлять карточки со схематичным изображением свойств воздуха.

2-й эксперимент:

- А в этой бутылочке что- то есть или она пустая? (Рассматривают пластиковую бутылку) (Дети догадываются: В ней – воздух)

- Что надо сделать, чтобы увидеть этот воздух, используя при этом тазик с водой? (Дети предлагают опустить пустую бутылочку в воду, чтобы из нее выходил воздух в виде пузырьков).

- Докажите, что воздух, то есть газ, легче воды (жидкости). (Дети рассуждают, что если пузырьки поднимаются в воде все время с низу вверх, значит они легче воды).

3-й эксперимент:

«Пузырьки-спасатели»

-Сейчас я вам загадаю загадку. На следующем столе происходит странная вещь. Один и тот же предмет – пластилин то плавает, то тонет.

Проводится опыт «Пластилин в газировке». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда пять маленьких кусочков пластилина (все сразу). Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать, как кусочки пластилина начнут всплывать. Объясните полученные результаты. (Самостоятельные рассуждения детей: пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает.)

- Проделайте тоже самое. (Детям предлагается провести самостоятельное исследование)

-Почему пузырьки можно назвать «спасателями»? (Ответ6 воздух легкий, он легче воды, всегда всплывает, и даже выталкивает с собой небольшой груз, пластилин).

- Где же используют это свойство воздуха? (Ответ детей с помощью взрослого: круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды).

4-й эксперимент:

«Что в пакете?»

Рассмотрите вместе с детьми пустой полиэтиленовый пакет.

-Что находится в пакете? (Ответ: ничего).

Отвернувшись от детей, набрать в пакет воздух и закрутить открытый конец так, чтоб пакет стал упругим. Почему это произошло? (Ответ: Когда пакет был упругим, там был воздух).

Почему мы его не видим? (Ответ: воздух прозрачный, невидимый).

- Где используют упругость с помощью воздуха? (Ответы детей: велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой.)

5 – й эксперимент:

- Подойдите к первому столу, где все готово для проведения игры «Тонет – не тонет». Вам уже знакома эта игра, и вы без труда определите, какие предметы будут плавать, а какие утонут.

Проводится опыт «тонет- не тонет». Дети опускают поочередно разные предметы из различного материала.

- Объясните, почему часть из предметов утонула, а часть находится на поверхности? (Ответы детей: одни из них тяжелые, другие легкие.)

- В каких предметах воздушных частичек больше, металлических или деревянных? (Проводить детей к самостоятельному анализу).

- Докажите свой ответ. (Воздух легче воды, поэтому деревянные предметы не тонут,в них больше частиц воздуха, чем в металлических предметах.)

6-й эксперимент:

Игры с соломинкой.

Цель: обнаружить воздух внутри человека.

Рассмотрите вместе с детьми трубочки.

- Для чего нужны отверстия? (Ответ детей: через них что-нибудь вдувают и выдувают)

- Подуйте через трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.

-Что вы почувствовали, откуда появился ветерок? (Ответ: выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

- Как можно увидеть воздух, который находится внутри нас? (Ответ детей: Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают. Это из нас выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку; когда весь выйдет, то пузырьки тоже перестанут выходить.)

- А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть? Пройдите в раздевалку, там вас ждет сюрприз – воздушные шары, они наполнены воздухом.

-Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием. (Дети играют с шарами и мыльными пузырями).

Итак, наши исследования на сегодня заканчиваются. Свою лабораторию Кот закрывает.

-Почему Кот называет свою лабораторию Тайная комната?

-какие тайны вы сегодня раскрыли о воздухе, о его значении для человека и всех живых существ?

- Пользуясь схемами, назовите свойства воздуха.

-Что вам понравилось больше всего? Почему?

- чем еще бы хотели узнать в следующий раз, когда Кот Ученый снова пригласит нас с свою лабораторию? (Игрушка Кот прощается с детьми до новых встреч.)

Публикации по теме:

Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья»Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья» ПАСПОРТ ИГРЫ Цель игры: Цель игры к варианту №1 для детей 3-4 лет. 1. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи 2. Закрепить.

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия «Тёмная комната»
Опубликовано: 2 ноября 2012 в 21:05
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...