Лучший педагог года

Конспект занятия «Тёмная комната»

Римма Шарафеева
Конспект занятия «Тёмная комната»

Конспект занятия «Тёмная комната»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

1. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

2. Развивать мыслительные операции; создать условия для расширения представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, развивать экологическое сознание.

Публикация «Конспект занятия „Тёмная комната“» размещена в разделах

3. Стимулировать познавательную активность и любознательность детей.

Демонстрационный материал и оборудование: Веер, пустая бутылочка с узким горлышком, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой – с газированной, небольшие кусочки пластилина, металлические предметы (монета, ключ, гайка); пластмассовые (3 шт,деревянные (кубик и др.); воздушные шары; игрушечный Кот, рисунки, обозначающие свойства воздуха; полиэтиленовый пакет ; трубочки и пластмассовые стаканчики по количеству детей; шампунь для игры с мыльными пузырями.

Словарная работа: лаборатория, газ, энциклопедия, жидкость, упругий.

Индивидуальная работа: помочь самостоятельно анализировать, делать выводы после проведения опытов.

Предварительная работа: занимательные опыты и эксперименты, чтение научно – познавательной литературы, наблюдения и беседы об окружающем мире.

Методические приемы: словесные (вступительное слово воспитателя, беседа о воздухе, объяснение опытов, анализ, сравнение, активизация словарных слов); наглядные демонстрации экспериментов, наблюдение за опытами, графическое обозначение свойств воздуха) ; практические (игровые –мыльные пузыри, воздушные шары; самостоятельный поиск в исследованиях).

Структура занятия :

1. Организационный момент со вступительным словом, обыгрывание ролевой игрушки – кота Ученого.

2. Вводная часть : беседа о воздухе.

3. Основная часть: экспериментальная деятельность в лаборатории.

4. Закрепление.

5. Подведение итогов.

6. Сюрпризный момент.

Проблемные ситуации:

• Докажите, что без растений человек не смог бы жить на планете. (Значение растений в жизни человека)

• Как можно почувствовать воздух? (Веер, ветер)

• Что надо сделать, чтобы увидеть воздух в бутылочке, используя при этом тазик с водой? (дети предлагают опустить бутылочку в воду, чтобы из нее выходил воздух в виде пузырьков)

• Почему пузырьки можно назвать «спасателями»? ( Дети рассуждают: воздух легкий, он легче воды, всегда всплывает, и даже выталкивает с собой небольшой груз, например: пластилин).

• Воздух легче воды, где же используют это свойство воздуха? ( Анализ детей с помощью взрослого: круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды)

• Когда вы открываете закрученный надутый пакет, тот перестает быть упругим. Почему это происходит? ( Ответ: Когда пакет был упругим, там был воздух). Где используют упругость с помощью воздуха? ( Ответы детей: велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой)

• Почему воздух мы не видим? ( Ответ: воздух прозрачный, невидимый газ). Докажите (анализ экспериментов)

• Как можно увидеть воздух, который находится внутри нас? ( Ответ детей : Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду)

Ход занятия:

Вокруг нас очень много всего интересного. В энциклопедиях мы узнаем что- то новое; например, о космосе, о динозаврах, или о подводном мире.

А как можно узнать то, что не известно? (Повести исследование)

-Скажите, ребята, как называют людей, которые делают интересные открытия, изобретают новые предметы, проводят исследования и опыты? (Ученые, исследователи)

-Сегодня мы отправимся в Тайную комнату ученых, где они проводят свои эксперименты. А называется она – лаборатория. И приглашает нас туда сам Ученый Кот.

Воспитатель вносит мягкую игрушку Кота.

Кот: Чтоб в лабораторию попасть, надо очень много знать!

- Вы хотите узнать много нового и интересного, и побывать в лаборатории Ученого Кота? (Ответ детей) Тогда покажите свои знания.

Проводится беседа о воздухе.

-Сегодня мы будем говорить о воздухе.

-Что такое воздух? (Дети высказывают свои предположения)

Воздух – это невидимка, он прозрачный, невидимый, легкий. Он находится везде. Воздух необходим человеку и животным. Без него они погибнут.

- Докажите, что без растений человек не смог бы жить на планете.

Если воздух грязный, то и человек может заболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветривать помещения, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев и воздух чистый, а вблизи дороги воздух загрязнен выхлопными газами машин. Человек должен охранять природу, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.

Большое значение растений в очищении воздуха. Необходимо бережно к ним относится.

Кот: Вы показали прекрасные знания, и теперь я приглашаю вас в свою комнату, где происходят чудеса и открываются тайны.

- Ребята, в лаборатории Ученого Кота надо вести себя правильно : не шалить, без спросу ничего н трогать и стараться запомнить все, что там будет происходить.

Дети встают со стульчиков и проходят в лабораторию. Ученый Кот садится на видное место.

-Итак, воздух находится везде. А как в этом убедится?

1 – й эксперимент:

Детям предлагается помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха.

- что вы почувствовали? ( Ответы детей : Воздух, ветерок, прохладу).

-Какой отсюда можно сделать вывод? Когда мы можем чувствовать воздух? ( Ответы детей: обмахиваясь в жару веером, когда дует ветер).

По ходу экспериментов, выставлять карточки со схематичным изображением свойств воздуха.

2-й эксперимент:

- А в этой бутылочке что- то есть или она пустая? (Рассматривают пластиковую бутылку) ( Дети догадываются : В ней – воздух)

- Что надо сделать, чтобы увидеть этот воздух, используя при этом тазик с водой? (Дети предлагают опустить пустую бутылочку в воду, чтобы из нее выходил воздух в виде пузырьков).

- Докажите, что воздух, то есть газ, легче воды (жидкости). (Дети рассуждают, что если пузырьки поднимаются в воде все время с низу вверх, значит они легче воды).

3-й эксперимент:

«Пузырьки-спасатели»

-Сейчас я вам загадаю загадку. На следующем столе происходит странная вещь. Один и тот же предмет – пластилин то плавает, то тонет.

Проводится опыт «Пластилин в газировке». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда пять маленьких кусочков пластилина (все сразу). Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать немного и понаблюдать, как кусочки пластилина начнут всплывать. Объясните полученные результаты. ( Самостоятельные рассуждения детей : пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает.)

- Проделайте тоже самое. (Детям предлагается провести самостоятельное исследование)

-Почему пузырьки можно назвать «спасателями»? (Ответ6 воздух легкий, он легче воды, всегда всплывает, и даже выталкивает с собой небольшой груз, пластилин).

- Где же используют это свойство воздуха? ( Ответ детей с помощью взрослого : круг для плаванья наполняют воздухом, потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды).

4-й эксперимент:

«Что в пакете?»

Рассмотрите вместе с детьми пустой полиэтиленовый пакет.

-Что находится в пакете? ( Ответ: ничего).

Отвернувшись от детей, набрать в пакет воздух и закрутить открытый конец так, чтоб пакет стал упругим. Почему это произошло? ( Ответ: Когда пакет был упругим, там был воздух).

Почему мы его не видим? ( Ответ: воздух прозрачный, невидимый).

- Где используют упругость с помощью воздуха? ( Ответы детей: велосипедная шина накачивается воздухом, и именно он делает ее упругой.)

5 – й эксперимент:

- Подойдите к первому столу, где все готово для проведения игры «Тонет – не тонет». Вам уже знакома эта игра, и вы без труда определите, какие предметы будут плавать, а какие утонут.

Проводится опыт «тонет- не тонет». Дети опускают поочередно разные предметы из различного материала.

- Объясните, почему часть из предметов утонула, а часть находится на поверхности? ( Ответы детей : одни из них тяжелые, другие легкие.)

- В каких предметах воздушных частичек больше, металлических или деревянных? (Проводить детей к самостоятельному анализу).

- Докажите свой ответ. (Воздух легче воды, поэтому деревянные предметы не тонут,в них больше частиц воздуха, чем в металлических предметах.)

6-й эксперимент:

Игры с соломинкой.

Цель: обнаружить воздух внутри человека.

Рассмотрите вместе с детьми трубочки.

- Для чего нужны отверстия? ( Ответ детей: через них что-нибудь вдувают и выдувают)

- Подуйте через трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.

-Что вы почувствовали, откуда появился ветерок? ( Ответ: выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

- Как можно увидеть воздух, который находится внутри нас? ( Ответ детей: Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. На поверхности воды появляются пузырьки, которые потом исчезают. Это из нас выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку; когда весь выйдет, то пузырьки тоже перестанут выходить.)

- А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть? Пройдите в раздевалку, там вас ждет сюрприз – воздушные шары, они наполнены воздухом.

-Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже просто дыханием. (Дети играют с шарами и мыльными пузырями).

Итак, наши исследования на сегодня заканчиваются. Свою лабораторию Кот закрывает.

-Почему Кот называет свою лабораторию Тайная комната?

-какие тайны вы сегодня раскрыли о воздухе, о его значении для человека и всех живых существ?

- Пользуясь схемами, назовите свойства воздуха.

-Что вам понравилось больше всего? Почему?

- чем еще бы хотели узнать в следующий раз, когда Кот Ученый снова пригласит нас с свою лабораторию? (Игрушка Кот прощается с детьми до новых встреч.)

Публикации по теме:

Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья»Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья» ПАСПОРТ ИГРЫ Цель игры: Цель игры к варианту №1 для детей 3-4 лет. 1. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи 2. Закрепить.

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Тёмная комната»
Опубликовано: 2 ноября 2012 в 21:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД