Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»

Власова Надежда Ивановна
Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»

Цель: 1. Показать, какие основные декоративные элементы использовались в русских орнаментах, на понятийном уровне дать их объяснение.

2. Помочь детям понять символику цвета в русском национальном костюме.

3. Закрепить знания о названиях головных уборов, их особенностях (внешний вид, украшение).

4. Учить составлять узор, располагать его элементы симметрично.

5. Воспитывать интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.

Материал: формы головных уборов, сделанные детьми заранее; модели элементов орнаментов, изображения различных женских головных уборов, сюрпризная коробочка с пушками, зеркало, украшения, детские концертные костюмы.

Ход занятия.

Воспитатель: День вам добрый! Милости прошу к нашему шалашу! Сядем рядком, поговорим ладком. Вот какие девицы пришли на посиделки: Аннушка-красавица, Дарьюшка-хозяюшка, свет Надежда-умница, Ирочка-ясный цветик, весёлые пташки Женя да Наташка, Екатерина Прекрасная. Все они мастерицы, каждая умеет делать головные уборы. По русскому обычаю девушки к празднику сами головные уборы делали.

На Руси было много разных головных уборов с интересными названиями. Какие вы знаете? (Кокошник, венец, кичка, сорока, корона, повязка).

Воспитатель: Как их украшали?

Воспитатель (дополняет ответы детей): Шитые золотом, разноцветными нитями, украшенные лентами, пуговичками, жемчугом, самоцветными камешками кички, кокошники и сороки венчали головы русских красавиц. В работу девушки вкладывали душу, желания, мечты, добрые мысли. Головные уборы назывались так же, как птицы. И часто их украшали пушками из гусиного и лебединого пуха. (Следует показ шкатулки с «подарками»).

Воспитатель: Какой цвет был самым любимым?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: А ещё, какие цвета использовали?

Воспитатель: Наряды мастерили зимними вечерами под завывание вьюги за окном. Как вы думаете, о чём мечтали девушки?

Воспитатель: Какие цвета могут обозначать лето, цветы, тепло?

Воспитатель: Скажите, для чего в узорах использовали чёрный цвет?

Воспитатель: Часто для украшения использовали золото. Какие краски надо смешать, чтобы получить золотой цвет?

Воспитатель: Золотой – цвет добра, честности, трудолюбия. Недаром говорят: «золотая душа», «золотые мысли», «золотые руки». В старину человек был связан с природой. И он изображал силы природы на одежде. Главным изображением было солнце.

Выкладываются модели, а дети выбирают те, которые могут изображать солнце, и одновременно объясняют свой выбор. Рассматривая остальные детали, выделяют те элементы, которые обозначают поле, траву, воду, птицу, человека. Вместе с детьми воспитатель «прочитывает» узор на своём головном уборе.

Воспитатель: Какие заветные мечты вы бы хотели изобразить с помощью узора на своём головном уборе?

Дети приступают к работе. В ходе занятия они поют хором народные песни, а воспитатель кратко рассказывает о том, как часто в украшениях использовался жемчуг. Поощряет работу детей пословицами: «Кто хвалился, тот с горы свалился», «От добрых рук ничего не уходит», «Доброе дело само себя хвалит», «Глаза боятся, а руки делают», «Конец – всему делу венец».

В ходе занятия дети надевают свои головные уборы, смотрятся в зеркало, «читают» узоры.

Публикации по теме:

Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»)Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы») Цели игры «Волшебный фонарик»: 1. Развивать умение согласовывать числительные с существительными. 2. Развивать зрительное внимание. 3.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания это наш уголок патриотического воспитания. Как бы придумать оригинальнее уголок патриотического воспитания, мы очень долго придумывали.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 16:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....