Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»

Власова Надежда Ивановна
Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»

Цель: 1. Показать, какие основные декоративные элементы использовались в русских орнаментах, на понятийном уровне дать их объяснение.

2. Помочь детям понять символику цвета в русском национальном костюме.

3. Закрепить знания о названиях головных уборов, их особенностях (внешний вид, украшение).

4. Учить составлять узор, располагать его элементы симметрично.

5. Воспитывать интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.

Материал: формы головных уборов, сделанные детьми заранее; модели элементов орнаментов, изображения различных женских головных уборов, сюрпризная коробочка с пушками, зеркало, украшения, детские концертные костюмы.

Ход занятия.

Воспитатель: День вам добрый! Милости прошу к нашему шалашу! Сядем рядком, поговорим ладком. Вот какие девицы пришли на посиделки: Аннушка-красавица, Дарьюшка-хозяюшка, свет Надежда-умница, Ирочка-ясный цветик, весёлые пташки Женя да Наташка, Екатерина Прекрасная. Все они мастерицы, каждая умеет делать головные уборы. По русскому обычаю девушки к празднику сами головные уборы делали.

На Руси было много разных головных уборов с интересными названиями. Какие вы знаете? (Кокошник, венец, кичка, сорока, корона, повязка).

Воспитатель: Как их украшали?

Воспитатель (дополняет ответы детей): Шитые золотом, разноцветными нитями, украшенные лентами, пуговичками, жемчугом, самоцветными камешками кички, кокошники и сороки венчали головы русских красавиц. В работу девушки вкладывали душу, желания, мечты, добрые мысли. Головные уборы назывались так же, как птицы. И часто их украшали пушками из гусиного и лебединого пуха. (Следует показ шкатулки с «подарками»).

Воспитатель: Какой цвет был самым любимым?

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: А ещё, какие цвета использовали?

Воспитатель: Наряды мастерили зимними вечерами под завывание вьюги за окном. Как вы думаете, о чём мечтали девушки?

Воспитатель: Какие цвета могут обозначать лето, цветы, тепло?

Воспитатель: Скажите, для чего в узорах использовали чёрный цвет?

Воспитатель: Часто для украшения использовали золото. Какие краски надо смешать, чтобы получить золотой цвет?

Воспитатель: Золотой – цвет добра, честности, трудолюбия. Недаром говорят: «золотая душа», «золотые мысли», «золотые руки». В старину человек был связан с природой. И он изображал силы природы на одежде. Главным изображением было солнце.

Выкладываются модели, а дети выбирают те, которые могут изображать солнце, и одновременно объясняют свой выбор. Рассматривая остальные детали, выделяют те элементы, которые обозначают поле, траву, воду, птицу, человека. Вместе с детьми воспитатель «прочитывает» узор на своём головном уборе.

Воспитатель: Какие заветные мечты вы бы хотели изобразить с помощью узора на своём головном уборе?

Дети приступают к работе. В ходе занятия они поют хором народные песни, а воспитатель кратко рассказывает о том, как часто в украшениях использовался жемчуг. Поощряет работу детей пословицами: «Кто хвалился, тот с горы свалился», «От добрых рук ничего не уходит», «Доброе дело само себя хвалит», «Глаза боятся, а руки делают», «Конец – всему делу венец».

В ходе занятия дети надевают свои головные уборы, смотрятся в зеркало, «читают» узоры.

Публикации по теме:

Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»)Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы») Цели игры «Волшебный фонарик»: 1. Развивать умение согласовывать числительные с существительными. 2. Развивать зрительное внимание. 3.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания это наш уголок патриотического воспитания. Как бы придумать оригинальнее уголок патриотического воспитания, мы очень долго придумывали.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Символика цвета и украшений русских женских головных уборов»
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 16:26
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...