Лучший педагог года

Конспект занятия «Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей»

Ольга Старшая
Конспект занятия «Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей»

Пояснительная записка

Наша работа посвящена изучению рубежа обороны, получившему название Казанский и Сурский оборонительные рубежи, которые осуществлялись зимой 1941-1942 годов и стали самой крупной кампанией по мобилизации населения на трудовую повинность в Чувашии.

В данной работе собраны и описаны различные сведения о том, как строился Казанский и Сурский оборонительные рубежи, какие тяготы и невзгоды выпали на долю строителей, относящиеся к периоду строительства, дана оценка подвигу чувашского народа на строительстве оборонительного сооружения.

Публикация «Конспект занятия „Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей“» размещена в разделах

Актуальность:

-формирование глубокого, целостного понимания духовных основ героизма тружеников фронта и тыла, внесших неоценимую роль в освобождение страны и народов Европы от фашистских захватчиков;

- активизация чувств патриотизма и гордости за самопожертвование и героизм советского народа;

Цель – актуализация роли и значения подвига военных строителей, которые в тяжелых военных условиях воздвигали и строили важные объекты на фронте и в тылу, что приблизило победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг

«Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей».

Цель: формирование у детей чувства патриотизма, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Задачи:

Образовательные: Формировать у дошкольников представление о трудовом подвиге жителей Чувашии во время Великой Отечественной войны. Продолжать знакомство дошкольников с периодом начала Великой Отечественной войны.

Развивающие: развивать желание в детях быть похожими на своих героев к истории родного края в период Великой Отечественной войны.

Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордость за подвиг своего народа. Прививать к детям чувство благодарности к людям за их труд. Воспитывать уважение к труженикам тыла.

Словарная работа:

Активизировать слова: строительство, лопата, лом, кирка; ввести в словарь детей слова «окопы», «землянка», «блиндаж»; выражения «оборонительный рубеж», «промышленные города», «трудовой подвиг».

Предшествующая работа:

Материал и оборудование : фотографии плакатов «Родина мать зовёт!», художник И. Тоидзе, «Наше дело правое. Победа будет за нами», фотографии окопа, землянки, блиндажа; мультимедийная презентация «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», ноутбук.

Ход занятия:

Воспитатель: звучит музыка «Священная война»

Стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова

Недавно вся страна отмечала ДеньПобеды в Великой Отечественной Войне. Многие смотрели парад с участием военных и ветеранов войны, мастерили открытки для ветеранов, слушали песни военных лет. Война была тяжелым испытанием для всего народа. Её назвали Отечественной так, как надо было защищать своё Отечество - Родину, от врагов, которые хотели отнять у нас и саму Родину. Великой война была потому, что она продолжалась целых четыре года. Скажите, кто знает, кто напал на нашу страну? С кем сражался наш народ? (Ответы детей). Правильно, это была фашистская Германия. Воспитатель: В воскресенье, ранним утром, когда ещё все спали, фашистская Германия напала на нашу Родину. Самолёты стали бомбардировать наши деревни, села и города. Наш народ не ожидал такого развития событий, и враг смог завоевать много населенных пунктов в самом начале войны.

По всей стране звучало объявление о начале войны (прослушать обращение Левитана 22 июня 1941 года, люди молча, с болью в сердце слушали обращение диктора Юрия Левитана, и каждый понимал, что мирная жизнь подошла к концу и предстоит приложить много труда и сил, чтобы победить врага и преодолеть все беды (воспитатель показывает плакат «Родина- мать зовёт!», художник И. Тоидзе). «Родина- мать зовёт! Всё для фронта, всё для Победы!» - так доносились до людей призывы военных лет. На защиту своей Родины поднялась вся страна. Беседа с детьми.

Молодых людей стали призывать в армию. Очень трудно и грустно было прощаться с друзьями и родными, которые уходили на битву с врагом, ведь никто не знал, что ждёт их впереди, вернётся ли родной человек? Но все надеялись на победу! Взгляните на плакат времён начала войны (Воспитатель показывает плакат «Наше дело правое - Победа будет за нами!»).

С самого начала войны враг стремился покорить столицу нашей Родины – Москву. Фашисты думали, что, захватив Москву, они сломают боевой дух советского народа и далее завоевать нашу страну им удастся без труда. По их планам, война должна быть закончена еще до осени.

В то тяжелое время все надеялись, что враг будет побит, но когда это случится, никто не знал.

Наша Чувашская Республика была вовлечена в большое военное строительство : строительство оборонительных рубежей (Воспитатель предлагает повторить выражение «строительство оборонительных рубежей»). По территории республики прошла линия двух оборонительных рубежей : Сурского и Казанского (предложить повторить названия Сурский рубеж, Казанский рубеж). В городах, деревнях и селах оставались только женщины, старики и дети. На строительство и возведения укреплений были призваны все жители нашей республики старше17 лет. Не зря эту стройку назвали «всенародной». Работы шли каждый день без выходных, без перерывов, даже когда зимой столбик термометра опускался до -40. Основная задача этого строительства – не допустить противника к городу Казань – главному промышленному центру, а также прикрыть крупные промышленные города на реке Волга, в которых находились заводы, выпускающие боеприпасы.

Воспитатель: Что такое оборонительный рубеж? Оборонительный рубеж – длинная укреплённая полоса, на которой могли расположиться войска, чтобы защищать территорию. Вопросы к детям: Во что была вовлечена наша республика? ( Ответы детей: строительство оборонительных рубежей). Что такое «оборонительный рубеж»? ( Ответы детей: длинная укреплённая полоса).

Основная часть мужского населения была на фронте, поэтому самая тяжёлая работа легла на женские плечи и подростков. Они рыли окопы, противотанковые рвы, обустраивали землянки, блиндажи и командные пункты (показать фотографии окопа, противотанковых рвов, землянки, блиндажа). Первая военная зима была очень холодная. Строители оборонительных рубежей в сильные морозы лопатами, ломами и кирками (показать фотографии) вырыли много земли. Несмотря на все трудности, благодаря трудовому героизму народа строительство было завершено в срок: за два с половиной месяца.

Физкультминутка. (Предлагаю вам изобразить положение человека во время работы лопатой, ломом, киркой. Игровое упражнение «Посмотри и покажи» (воспитатель показывает фото инструмента, дети выполняют соответствующие действия, которые совершает человек во время работы с ними). Воспитатель Молодцы, ребята.

Воспитатель: Когда началось строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: осенью, когда враг подходил к Москве). Что рыли строители оборонительных рубежей? ( ответы детей: окопы). Что они строили? ( ответы детей: землянки, командные пункты). Какие орудия труда использовали строители Сурского и Казанского оборонительных рубежей? ( ответы детей: лопату, лом, кирку).

К счастью, всё это не понадобилось, так как враг был остановлен под Москвой. Окопы долго напоминали о войне, позже их заровняли, в некоторых местах со временем они обвалились и заросли травой. Но сохранить в памяти подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей необходимо. Подвиги героев по праву и небезразличны нам, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека. Каждый человек, живущий не только в этой великой стране, но и на прекрасной планете Земля, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Тех, кто отдал свои жизни за великое дело – борьбу с мировым злом в лице фашизма. Ведь им было также тяжело, трудно, как на фронте. В память их трудового подвига сооружен памятник (показать фотографию).

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что нового и интересного вы узнали. Какое чувство вы испытывали, когда услышали историю строительства оборонительных рубежей, почему? Для чего нужно было строить оборонительные рубежи? (ответы детей). Молодцы! Как бы вы поступили в этой ситуации?

Итог. Спасибо нашим ветеранам за трудовой подвиг. Сколько бы ни прошло лет, мы всегда должны помнить о подвиге наших предков.

2021 год посвящен в Чувашской Республике трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей, при строительстве которых был проявлен по-настоящему массовый и беспримерный героизм нашего народа. Ведь городу Чебоксары присвоено звание «Город трудовой доблести».

Список использованной литературы

1. Ерлыгин, Альберт Васильевич. Сурский и Казанский оборонные рубежи : документальное историческое повествование / Альберт Ерлыгин; [предисловие О. Н. Широкова], Чебоксары: [Новое Время], 2012

2. Газета «Знамя» Козловского района от 1941 г.

3. Сурскийрубеж. рф

4. https://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=1&id=96858

5. https://www.gasi.archives21.ru

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию трудовой деятельности в первой младшей группе Итоговое за I квартал… Тема: «Маленькое чудо» (Итоговое занятие по развитию трудовой деятельности (комплексное) Программное содержание:.

Конспект открытого показа проектной музыкальной деятельности в средней группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» к 75–летию Победы Музыкальный руководитель МАОУ "СОШ №4" Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна ВениаминовнаКонспект.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Конспект по трудовой деятельности во второй младшей группе «Грязные игрушки» Программное содержание. Развивать интерес детей к трудовой дея-тельности через создание игровой проблемной ситуации. Формировать обобщенные.

Конспект проектной музыкальной деятельности «Подвиг тружеников тыла Урала в ВОВ» в старшей группе к 75-летию Победы (видео) Музыкальный руководитель МАОУ «СОШ №4» Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна Вениаминовна.

Конспект проектной музыкальной деятельности «Подвиг уральцев А. Меньшениной и Н. Кузнецова» в старшей группе. Видео Музыкальный руководитель МАОУ «СОШ №4» Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна Вениаминовна.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Сажаем рассаду в огороде»Конспект занятия по трудовой деятельности «Сажаем рассаду в огороде» Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на территории.

Ознакомление с достопримечательностями города Магнитогорска и макет «Палатка первых строителей»Ознакомление с достопримечательностями города Магнитогорска и макет «Палатка первых строителей» Ознакомление с достопримечательностями города Магнитогорска. Макет «Палатка первых строителей» Мы с ребятами старше-подготовительной.

Конспект открытого показа проектной музыкальной деятельности в первой младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотамиКонспект открытого показа проектной музыкальной деятельности в первой младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотами Музыкальный руководитель МАОУ "СОШ №4" Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна Вениаминовна.

Конспект открытого показа проектной музыкальной деятельности во второй младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотамиКонспект открытого показа проектной музыкальной деятельности во второй младшей группе «Подвиг героев Урала в ВОВ» с нотами Музыкальный руководитель МАОУ "СОШ №4" Структурное подразделение (ул. Победы, 37, г. Миасс Челябинской области Фокина Татьяна Вениаминовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей»
Опубликовано: 20 января 2022 в 09:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД