Папки-передвижки

Конспект занятия «Удивительные превращения Уголька»

Елена Бычкова
Конспект занятия «Удивительные превращения Уголька»

Цель: познакомить детей с основным добывающим полезным ископаемым в Верхнебуреинском районе – углём.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами каменного угля исследуя, с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели (имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей).

2. Дать представления о происхождении каменного угля.

3. Показать значимость добычи угля для человечества, его использование в жизни человека.

Публикация «Конспект занятия „Удивительные превращения Уголька“» размещена в разделах

4. Показать в изобразительной деятельности свойства древесного угля (оставлять след).

Материалы к занятию : мягкая игрушка «Уголек», загадка про уголь, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, молоток, влажные и сухие салфетки, модели, древесный уголь для рисования, листы бумаги, музыкальная заставка сопровождающая появление «Уголька» (песенка Знайки).

Подготовка к занятию : беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.

Используемая литература: Дитрих А. К., Юрмин Г. А., Кошурникова Р. В. «Почемучка», «В союзе с природой» Л. И. Грехова.

Ход занятия.

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Вводная беседа

Рассказ воспитателя

В одной сказочной стране жил-был гном. Обычный гном. Он был маленького роста, с длинной бородой и в колпаке. По утрам гном очень долго рассматривал толстую книгу о камнях. Она была составлена его предками. Несколько поколений гномов работали в рудниках и находили драгоценные и полудрагоценные камни, а затем описывали их в книге. Гном очень гордился ей. Это была фамильная ценность. Все камни ему были знакомы, кроме одного, черного золота - черного угловатого, ничем неприметного камня. Гном надеялся, что ему когда-нибудь удастся узнать тайну этого камня. Давайте и мы с вами заглянем в мир этого камня.

Вносит поднос с каменным углем

-Почему уголь называют полезным ископаемым?

Ответить на эти вопросы поможет нам наш друг «Уголек», (музыкальная заставка) приветствует детей, вовлекает в знакомый диалог:

«Уголек» Дети

"Поговорим? О чём?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то нам известно.

Поговорим? Поговорим!

Нам будет интересно!"

Уголек предлагает для начала исследовать свойства угля.

Слушают сказку. Высказывают предположения детей.

Основная часть (опытническая деятельность)

-Давайте вместе пройдем в нашу лабораторию, где все имеется для исследования свойств каменного угля. Прежде, давайте вспомним правила совместной деятельности.

- Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов.

рассмотрим эти вещества.

- Какого цвета уголь? (он чёрный). В работе нам будут помогать модели, вот первая модель.

- Уголь твёрдый или мягкий? Он мягкий. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

- Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель выставить).

-Как вы думаете, каменный уголь прочный?

-Как вы думаете, почему уголь называют каменным?

-Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (ударяет по куску каменного угля молотком - он твердый, но не прочный, рассыпался на несколько мелких кусочков хрупкий).

-Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается. Работать дружно,

Быть внимательными друг к другу, помогать товарищу, доброжелательно относиться друг к другу

Дают ответы на вопросы, вдвигают предположения.

Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый. Выставляют модели.

-Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду?

- Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки). Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Воспитатель. Почему?

Он тяжёлый (выставить модель).

- Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (помешать воду палочкой).

- Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет? (Не растворяется).

-Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.

- Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Выдвигают предположения, делают выводы.

Не растворяется в воде и других жидкостях. Помещают модель «Не растворяется», «Тяжелый».

Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите, он слоистый и это свойство объясняется его происхождением. Рассматривают структуру камня.

Обозначают моделью «слоистый»

Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи.»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним свойства каменного угля, с использованием наших моделей.

Дети продолжают фразу

«Каменный уголь… черного цвета, матовый, твердый, шершавый, без запаха, по весу тяжелый, тонет в воде, но не растворяется, если ударить по нему молотком, то рассыпается, значит он хрупкий, пачкается.»

Просмотр видеофильма с пояснением «Образование угля»

Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Таким образом, создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими.

Такие пласты угля были обнаружены и у нас в Верхнебуреинском районе. Просмотр видеофильма «Образование угля»

Рассказ с опорой на наглядность, история развития Ургальской шахты.

Поселка Чегдомын еще не было, а стоял густой лес. Экспедиция геологов (люди которые занимаются поиском полезных ископаемых, проводила исследования и обнаружила залежи угля, которые были так важны для нашей страны. Василий Захарович Скороход. Именно он установил, что ургальские земли хранят примерно 15 миллиардов тонн угля. И началось строительство шахты для добычи угля, со всей страны приехали люди для работы в шахте. Как называются люди, которые добывают уголь? (шахтеры) так появился наш шахтерский поселок Чегдомын, уголь у нас добывают для всего нашего края и даже возят за границу в Китай. Просмотр презентации

Как, по-вашему, люди используют уголь?

(Уточнение и обобщение ответов детей).

Воспитатель: всем известно, что дерево хорошо горит. Это объясняет важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло. Высказывания детей

Изобразительная деятельность

- Мы с вами, когда знакомились со свойствами угля отметили, что уголь пачкается, так вот это свойство угля, оставлять след на листе, использовали и художники в своем творчестве. Они создавали великолепные картины с помощью кусочков угля, уголь при надавливании оставляет след на бумаге.

Показ картины, нарисованной углем.

- Предлагаю и вам порисовать угольными карандашиками.

А кто захочет подарит свой рисунок нашему гостю, «Угольку».

Рисуют древесным углем картины

Подведение итогов

- Так теперь мы можем ответить на вопрос, почему уголь называют полезным ископаемым?

- Вот почему уголь называют полезным ископаемым.

Ископаемые - потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные - потому что они приносят большую пользу людям.

Рефлексия

Воспитатель: Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Как добывают уголь и люди, какой профессии добывают уголь мы узнаем на следующей встрече?

- Кому хотелось бы еще узнать нового интересного о камнях? Похлопайте в ладошки.

«Уголек» прощается с детьми. Дети, хлопая в ладоши выражают свое положительное отношение к встрече. Дарят рисунки Угольку.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Магнит и его удивительные свойства»Конспект открытого занятия «Магнит и его удивительные свойства» Конспект открытого занятия на тему: «Магнит и его удивительные свойства». Программное содержание: Формировать у детей представление о магните.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Нуриахметова Гульназ Масгутовна Область: Познание.

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: - Обогатить.

Конспект педагогического мероприятия «Удивительные шары» Тема «Удивительные шары» Возрастная группа: младшая группа. Цель: развивать познавательный интерес детей через сенсорное развитие. Задачи:.

Конспект занятия по дизайн-деятельности с детьми старшей группы «Чудесные превращения» План проведения образовательной деятельности с детьми занятия с детьми старшей группы на тему: «Чудесные превращенияя».[/b] Форма организации.

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и его удивительные свойства» П/содержание: - Формировать у детей представления о магните. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах. Развивать способности.

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе «Удивительные свойства воды» Тема: «Удивительные свойства воды» Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности Задачи: Познакомить детей со.

Конспект открытого занятия в ОО «Речевое развитие». Викторина «Эти удивительные насекомые» Открытый показ ОО Речевое развитие Конспект «Викторина «Эти удивительные насекомые»» ОО Речевое развитие Викторина «Эти удивительные насекомые».

План-конспект театрализованной деятельности в старшей группе «Как ловили Уголька»План-конспект театрализованной деятельности в старшей группе «Как ловили Уголька» МБДОУ «Детский сад №1 г. Малоархангельска» План-конспект театрализованной деятельности в старшей группе «Как ловили Уголька» По сказке.

Конспект занятия с презентацией «Эти удивительные насекомые» Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Удивительные превращения Уголька»
Опубликовано: 14 августа 2017 в 00:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД