Получи документы

Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»

Наталья Полторацкая
Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»

Цель: Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям русского народа.

Задачи:

Дать понятие детям об обычаях и обрядах русского народа.

Помочь в обретении смысла и ценностей традиционной народной культуры в условиях современной жизни.

Развивать разговорную речь детей, учить пользоваться малыми формами фольклора (пословицы, загадки, заклички, считалки).

Публикация «Занятие по речевому развитию „В деревенской избе, в светлой горнице“» размещена в разделах

Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности через исполнение фольклорных песенок, частушек, разыгрывание сюжетов, хороводов, игр.

Воспитывать духовно – нравственную культуру детей, повышать всестороннее развитие личности.

Развивать зрительное восприятие.

Методы и приемы:

Беседы, поощрения, загадывание загадок, художественное слово, пояснение, объяснение.

Обогащение словаря:

Изба, горница, завалинка, ключи, кликать, кадушка, коромысло, кренделя, куличи.

Предварительная работа:

1. Изучение методической литературы:

- программа «Детство» авт. В. И. Логиновой

- программа «Овсень» (Рубцовский педагогический колледж)

- программа «Наследие» Новицкая

- программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева

- «От родного порога» АКИПКРО.

2. Занятие в горнице, чтение, беседы.

3. Знакомство детей с народными традициями и детским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, считалки, заклички).

4. На музыкальных занятиях – прослушивание русской народной музыки, обучение игры на музыкальных инструментах, танцевальных движений. Разучивание русских народных игр, хороводов.

5. На занятиях по изобразительной деятельности – знакомство с народным промыслом, раскрашивание предметов трафаретов (ложки, матрешки).

6. Взаимодействие с логопедом (разучивание и четкое проговаривание считалок, пословиц, поговорок).

Ход занятия:

Хозяйка: (встречает гостей в горнице)

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.

Проходите, да присаживайтесь.

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Дети: Утро доброе, хозяйка!

Хозяйка: Здравствуйте, добрые молодцы, да красны девицы!

Ребенок: Позвольте в горницу войти.

2 – й ребенок: В горницу войти, да на лавочки присесть.

Дети поют: Горница новая, горница новая

Полна горница людей, полна горница людей.

Все гости хороши, все гости хороши.

А хозяйка лучше всех, а хозяйка лучше всех.

Глазками поводит, глазками поводит, улыбается…

Хозяйка: Как говорится, милости просим в нашу горницу.

Всем чем богаты, тем вам и рады.

- Проходите, да садитесь на лавочки поудобнее.

Хозяйка: Я рада, что вы вновь пришли ко мне в горницу.

А к нам ещё кто-то спешит в гости.

Бабушка (входит с корзиной) :

Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!

Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Здравствуй, бабушка!

Мы очень рады видеть тебя в нашей горнице.

Бабушка: Я бабушка – рассказушка, к вам в гости пришла и много интересного принесла.

Хозяюшка: А что же такого интересного ты нам принесла?

Бабушка: Я весною на завалинке

А зимою в горнице посиживаю.

Сяду, на народ всегда гляжу.

Все всегда запоминаю,

И в копилку собираю.

Это моя корзинка – копилка.

Сяду рядышком на лавке.

Вместе с вами посижу.

Ребенок: Да возьмите и вы пошумите,

Хороводы заведите,

В игры поиграйте,

Загадки разгадайте.

Бабушка: Отгадайте мою загадку:

Заря – зарница, красна – девица

Травку выпускает, росу расстилает.

Едет стороной, с сохой,

С бороной, с ключевой водой.

Хозяйка: А мы хоровод заведем,

Вот и отгадка будет.

ХОРОВОД «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЕМ ВОДА»

1. Ой, бежит ручьем вода

Нет ни снега, нет ни льда

Ой, вода, ой, вода

Нет ни снега, нет ни льда – 2 раза.

2. Прилетели журавли

И соловушки малы

Журавли, журавли

И соловушки малы – 2 раза.

3. Мы весняночку поем

Весну красную зовем

Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем – 2 раза.

Бабушка: Молодцы ребята, отгадали мою загадку.

Только как говорят: Делу время – а потехе час.

Бабушка: Что – то не видно солнышко, давайте все вместе дружно попросим:

Солнышко покажись,

Красное снарядись,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Сядь к нам на пенек,

Посвети весь денек.

Глядите, теплее стало

Солнышко из-за тучки выглянуло.

Птички звонко запели,

Бабушка: А в моей корзинке – копилке,

Есть пословицы, поговорки.

Хозяйка: Бабушка, а наши дети, тоже знают пословицы и поговорки.

Пополним корзиночку – копилочку?

-Землю красит солнце, а человека – труд.

-Что солнышко в небе, то мама в дому.

-При солнышке тепло, при матери добро.

-Без дела жить, только небо коптить.

-Маленькое дело – лучше большого безделья.

-Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

-Хорошая русская песня, дух бодрит.

-Где песня поется, там весело живется.

Бабушка: Вот и пополнилась моя корзиночка – копилочка. Я помню, как раньше певали в избах. Красота! Очень я песни, да музыку люблю. А уж, как музыканты заиграют, так душа запоет…

Ребенок: А в нашем оркестре всего понемножку,

Звенит треугольник, запели гармошки,

Звонко играют, бубны, да ложки.

Оркестр народных инструментов.

Бабушка (хвалит детей)

Ребенок: Частушки спеть мы вам хотим,

Потешим и повеселим,

Поют задорно наши малыши,

Смейтесь гости от души.

Хозяйка: Послушайте частушки – переклички

Мальчики: Девочки – беляночки

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Ребенок: Вы послушайте девчата,

Нескладуху буду петь:

«На дубу свинья пасется

В бане парится медведь».

Ребенок: А я умница, я разумница.

Про это знает вся наша улица.

Мой друг Ермошка, да я немножко.

Ребенок: Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка, в тарантас,

Повезу свою подружку,

Всем сегодня напоказ.

Ребенок: Ох, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я ни топочу,

Все равно, плясать хочу.

Бабушка: Позабавили вы меня ребята. Частушками пополнили мою корзиночку – копилочку. А сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки живут в горнице.

-Кто приходит и уходит, все ее за ручку водят.

-Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.

избе – изба, на избе – труба.

-Зашумело в избе, загудело в трубе.

-Видит пламя народ, а тушить не идет.

Бабушка: Молодцы ребятки, отгадали все загадки. В моей корзинке есть для вас интересная игра «Заря – зарница»

Шалуны – балуны, выбегайте во дворы, становитесь - ка играть, воеводу выбирать.

Ребенок: Воевода из народа

Выходи из хоровода

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец.

ИГРА «ЗАРЯ – ЗАРНИЦА»

Заря – зарница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты голубые.

-раз, два – не воронь,

-а беги как огонь.

Бабушка: Молодцы, ребята!

Повеселили вы меня сегодня!

Да и корзиночка – копилочка пополнилась.

А сейчас, я вас угощу кренделями, пирожками, да блинами…

Сценка : ребенок – тесто: Уползу я из кадушки и не буду пирогом.

Не хочу я быть ватрушкой с творогом.

Бабушка: Не беги! Я испеку оладушки, бублики.

Пирожком ты будешь с начинкой ягодной.

Ребенок - тесто: Мне в кадушке мало места,

Мне в кадушке стало тесно.

В печку лезть не интересно.

Хозяйка: Да и не расстраивайся бабушка,

Никуда тесто не денется. Подойдет,

Да и вернется. Давайте его позовем.

- Тесто, тесто к нам вернись

В пирог румяный превратись.

Ребенок - тесто: Ой, замерзло! Ты меня не трогай!

Подожди немножко,

Буду я начинкой

С ягодой малинкой.

Буду кулебякой и коврижкой с маком.

Бабушка приглашает детей делать пирожки (имитируя движения раскатывания теста, ставят в печь.

- Печка, печка, жарче грей

Пироги будут вкусней.

Хозяйка: А пока пекутся пироги, мы гостям загадаем загадки.

- Кто входит в окно и не ломает его.

- Каким гребешком никто не причесывается.

- Морщинистый Тит всю деревню веселит.

- К маме речкой я бегу и молчать не могу.

Я ее сын родной, а родился весной.

- Без рук, без ног, а на гору ползет.

Хозяйка: Вот и загадки все отгадали…

Бабушка: А теперь воздавая традициям русским хвалу

Приглашаю всех вас к праздничному столу.

Выпить чай из самовара.

С пирогами, с кренделями,

И конечно с куличами.

Хозяйка: Спасибо бабушка!

Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра.

Все: Доброго вам здоровья, гости дорогие.

Бабушка: До свидания, ребята.

А мне пора идти дальше.

Хозяйка: До свидания, бабушка,

Мы будем ждать тебя в гости к нам.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Пришла коляда — открывай ворота!Пришла коляда — открывай ворота! Пришла коляда - открывай ворота! В нашей стране очень- очень давно возникла традиция колядовать. После Рождества на Святки мы с детьми решили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 06:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД