Конспект занятия в форме посиделок на тему «Семейные традиции» для детей старшей группы

Светлана Пятаева
Конспект занятия в форме посиделок на тему «Семейные традиции» для детей старшей группы

Программное содержание:

1. В рамках регионального компонента знакомить детей с разными видами семейных традиций народов Поволжья.

2. На основе структурного подхода (ТРИЗ-РТВ) познакомить детей генеалогическим деревом семьи Роберта З. с целью формирования понятия о семейной принадлежности.

3. Упражнять детей в создании коллекций фотографий и рассказывании об их содержании.

4. Прививать любовь к чтению фольклорных произведений (легенд, сказаний, былин) с целью формирования представлений о народной культуре, ценностях.

5. В рамках социального контекста тьюторства развивать коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе презентации.

Словарная работа:

Введение в словарь понятий «семья, традиция, легенда».

Активизация прилагательных: дружная, сплоченная, заботливая, многодетная.

Интеграция образовательных областей:

познание

коммуникация

социализация

чтение художественной литературы

Гендерный подход:

В соответствии с «Методическими рекомендациями» Железновой С. В. с целью оптимизации познавательной и речевой активности, объединить в работе «условно одаренных» Роберта З., Вику К., Сашу К., и Аню Е., Настю Б., Ксюшу Б., Мишу Ж., Полину М., относящихся к подгруппе «типичные девочки».

Предварительная работа:

1. Анкетирование родителей на тему: «Семейный досуг»

2. Выставка-конкурс генеалогических деревьев.

3. Выпуск сборника семейных рецептов национальной кухни.

4. Сбор коллекций:

а) «Заглянем в бабушкин сундук»

(старинные предметы домашнего обихода, утварь, посуда, игрушки, монеты, открытки и т. п.)

б) «Страницы семейного фотоальбома»

(старые, старинные фотоснимки)

5. Пополнение портфолио рассказами о своей семье, увлечениях, традициях.

Предметы и материалы:

-портфолио детей

-альбом с фотографиями

-сундучок с предметами-символами

-иллюстрации к легенде о Молодецком кургане и Девьей горе, выполненные Викой К.

-сладкие медали

Ход занятия:

группе стульчики стоят по кругу, на столике в центре сундучок и атрибуты, необходимые для презентаций детей)

Воспитатель:

-Ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. Вы знаете, что это такое?

(варианты детей)

- Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время в приятной компании. И я знаю, что вы тоже пришли сегодня не с пустыми руками. Рассаживайтесь удобнее, чтобы поделится друг с другом и с нашими гостями своими семейными традициями.

(дети садятся на стульчики)

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.

Мы с вами проделали большую работу: брали интервью у бабушек, заглядывали в сундучок с семейными ценностями, листали страницы фотоальбома и слушали рассказы старших о близких родственниках, чтобы узнать – что такое «семейные традиции», из чего они складываются и почему все члены семьи так ими дорожат.

(воспитатель открывает сундучок)

Воспитатель:

-Ребята, в этом сундучке – символы ваших семейных традиций.

(воспитатель достает деревце)

-Одна из старейших традиций в наших семьях - узнавать свои корни, составлять родословную, генеалогическое дерево. Вы тоже вместе с родителями составляли родословную своих семей. У многих ребят не по одному десятку имен на дереве.

-Кто положил деревце?

(Роберт читает рассказ о своей семье, демонстрирует плакат с родословной)

-Спасибо, Роберт, за интересный рассказ. Думаю, эта традиция прочно вошла в вашу жизнь, и когда-нибудь ты передашь её своим детям.

(воспитатель достает фото)

- Как вы думаете, почему фото лежит здесь, с какой традицией это связано?

Дети:

традицией хранить семейные фотографии.

Воспитатель:

-Традиция это очень важная. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях жизни. Кто хочет рассказать о своем фотоальбоме?

(рассказ Саши К. по фотографии)

-Молодцы, ребята, а теперь я достаю следующий предмет.

(воспитатель достает значок)

-Ребята, что дается каждому человеку при рождении?

Дети:

-Имя

Воспитатель:

-Правильно. Издавна на Руси существовала традиция называть ребенка по церковным книгам, в честь небесного покровителя, святого или же давалось модное на данный момент имя, либо в честь кого-то из членов семьи. Ребята, кто хочет рассказать о своем имени?

(Рассказ Насти Б. о своем имени)

Воспитатель:

-Давайте, поиграем. Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют…»

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:

-В жизни каждого человека есть вещи, которые ему дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остаётся. И мы продолжаем её хранить. Многие из вас принесли из дома вещи, которые хранятся в ваших семейных хранилищах и хранят память о дорогих людях. Это очень хорошая традиция - передавать по наследству семейную реликвию. Кто узнал свою ценность?

(воспитатель достает ложку, рассказ Миши Ж.

о дедушке)

Воспитатель:

-Давайте поблагодарим Мишу за интересный рассказ о его дедушке.

Воспитатель:

- К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.

Ребята, а какие семейные праздники принято отмечать в вашей семье?

(дети отвечают: новый год, день рождения, пасха, масленица, годовщина свадьбы родителей и т. д.)

Воспитатель достает праздничный колпачок:

- Как вы думаете, на каком празднике побывал этот колпачок?

Дети: - День рождения!

Воспитатель:

- Правильно. Аня, расскажи как в вашей семье празднуется день рождения. (выступление Ани)

-Анюта, давай поиграем с ребятами так, как это происходит на твой день рождения. Ты будешь надувать мыльные пузыри, а ребята будут загадывать желания и стараться их как можно больше поймать.

(звучит музыка, ребята играют)

- Одна из самых распространенных русских традиций - это застолье. За общим столом собираются гости, родственники, а хозяева угощают их различными кушаньями. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь. Из ягод - клюква, морошка, брусника, из напитков - квас. Время идет, вкусы людей меняются, а традиция готовить семейные блюда остается. Ребята, кто расскажет о своем семейном блюде?

(воспитатель достает фартук, рассказ Полины М., демонстрация книжки-малышки)

- Есть и другие интересные традиции: как проводить отпуск, свободное время. Кто-то ходит в гости, театры, музеи. Другие смотрят телевизор, читают книги. А есть семьи, которые все свободное время проводят в движении, путешествуя с рюкзаком и песней.

(воспитатель достает консервы «Завтрак туриста»)

- Ребята, кто положил в наш сундучок этот неотъемлемый атрибут каждого туриста?

Ксюша:

- Это мои консервы!

(рассказ Ксюши о традиции путешествовать, показ фотографий, камешков, ракушек)

Воспитатель:

- Спасибо, Ксюша. Мы вместе с тобой сейчас будто побывали в лесу, на море. Надеемся, что эта замечательная традиция будет в вашей семье только крепнуть и развиваться.

(Ксюша садится на место)

- С незапамятных времен особым почетом на Руси пользовались сказители (те, кто красиво рассказывал сказки, истории, легенды). Вы знаете, что такое легенда?

(ответы детей)

- Давайте заглянем в словарь. Легенда – это фантастический рассказ, о каком либо событии, герое. Наша поволжская земля славится своими легендами, и я знаю, что в семье одного из нас существует замечательная традиция совместного прочтения книг, в том числе и с легендами.

(воспитатель достает книгу, Вика поднимает руку)

- Мама Вики не просто читает книги своим детям, она пишет стихи. Вика, прочти нам легенду о молодецком кургане и девьей горе.

(Вика читает стихотворение, показывает рисунки)

- Спасибо. Должна сказать, что Вика тоже пробует свои силы в рифмовке текстов. Думаю, в скором времени она прочтет нам собственные стихи

(воспитатель обращает внимание на все предметы из сундучка, лежащие на столе)

- Вот с каким количеством замечательных семейных традиций мы с вами сегодня познакомились. Для чего же они нужны?

Дети:

- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Воспитатель:

-А теперь я предлагаю вам оценить выступления ваших товарищей.

(дети высказывают своё мнение)

- Мне кажется, что каждый из вас постарался на славу, и будет вполне справедливо наградить всех.

(воспитатель достает из сундучка памятные медали, вручает их детям)

- В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Я надеюсь, что вы будете следовать вашим семейным традициям, чтить их, бережно хранить для своих потомков.

- Гостеприимство тоже является нашей общей традицией. Я предлагаю вам позвать своих товарищей на чаепитие, а я, с вашего позволения, приглашу наших гостей в общий зал.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Проект «Этнокультурные традиции в ДОУ» Республиканский конкурс инновационных идей и проектов «Наш новый детский сад» ФИО разработчиков: Дондукова Ю. А. Название проекта: «Этнокультурные.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия в форме посиделок на тему «Семейные традиции» для детей старшей группы
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 14:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...