Конспект занятия «В гости в казачий курень».

Татьяна Терновая
Конспект занятия «В гости в казачий курень».

из цикла занятий «Модель духовного, нравственного и физического воспитания через привитие любви к Родине» в подготовительной группе.

воспитатель: Терновая Т. А. 1-я категория.

Краснодарский край, ст. Старощербиновская

Цель:

Выявить знания детей о жилище кубанских казаков;

Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)

Развивать эстетические чувства, любознательность;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; любовь к родной Кубанской земле.

Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.

Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Словарная работа: Курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.

Организация и материал: Первая часть занятия проводится в «казачьей горнице» с предметами быта казаков (сундук, прялка, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня, вторая – в групповой комнате, а третья в мастерской казаков, где детей ждут кувшины и ложки из альбомного листа, краски.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Посещение комнаты старины, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

Ход занятия.

Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Милости прошу ко мне в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит

Много он добра хранит.

(Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой).

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?

Дети: «Слава Богу»

Воспитатель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает это слово- курень?

Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?

Дети: дома строили из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж полуподвальное помещение (низы, а второй этаж – верхи.

Воспитатель: А какие окна у куреня?

Дети: Они закрывались ставнями - деревянными дверцами. У дома ещё были балясы.

Воспитатель: Что такое Балясы?

Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.

Дети на изображении куреня показывают низы, верхи, ставни, балясы

Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Воспитатель: А за каким столом ели казаки?

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?

Летом спит, зимой горит –

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

Бабушка седа, бела, зимой всем мила,

А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь).

Дети: В печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Воспитатель: Какая была посуда у казаков?

Дети: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Воспитатель: На Кубани было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины.

(рассматривают посуду).

Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идет. (Ухват).

Воспитатель: А на чём казаки спали?

Дети: На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже.

Воспитатель: Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?

Дети: Вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло).

На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

Воспитатель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

Воспитатель: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.

Воспитатель: До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом.

А что было в каждом доме у казачки?

В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.

Скажите, что считалось главным украшением у казаков?

Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

Воспитатель: А что было на дворе?

Дети: Баз, где жила скотина. И ещё огород.

Воспитатель: Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов.

Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют).

К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря озвар варили, пироги пекли! (2 раза)

С малиной пирог, и с капустой пирог,

А который без начинки – самый вкусный пирог(2 раза)

А сейчас вдвоём мы для вас споём

Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём

Ты топни ногой, да притопни другой

Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)

Ах, наш хоровод дружбой славится,

Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза).

(Переход за столы)

Воспитатель: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.

Воспитатель: Что для вас значит ваш дом?

Дети: Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, тепло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.

Воспитатель: А какие пословицы о доме вы знаете?

Дети:

Дома и солома съедома.

Дома как хочу, а в гостях как велят.

Дома и стены помогают.

Дома всё споро, а вчуже житьё хуже.

Воспитатель: Дом там, где мы с вами живём. А мы где с вами живём? на Кубанской земле. Наша Родина – Краснодарский край, где живут казаки. А что вы знаете о Краснодарском крае?

Дети читают стихи о Кубани и о родной станице.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

живущих в соседнем дворе….

А может она начинается

с весенней запевки скворца,

И с этой дороги просёлочной,

которой не видно конца…

Ты - казачий мой край необъятный,

Ты - Кубанская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

На Кубани казаки-люди вольные,

На Кубани казаки- люди славные.

Они любят свои степи привольные,

И Россия для них Мать-это главное!

И откуда повелись люди вольные?

И откуда повелись люди сильные?

За охрану рубежей от злых ворогов

Они держат ответ пред Россиею.

Среди многих Кубанских станиц, ты казачьей зовёшься по-праву.

Дух казачий в серьёзности лиц и в уменье трудиться на славу. Об истоках твоих вековых, вспомнят тех, кто казачьего роду,

Сберегут честь и корни родных, знать не будет ему переводу.

К тем местам, где сошли казаки,

Соберутся потомки в день праздний.

Не узнать только прежней реки:

Разлилась она лентой атласной.

Возрождается вера людей,

И душа чаще в Храм твой стремиться.

Ведь не зря среди всех куреней

Их судьбой стала ты лишь, станица.

Есть много станиц на Кубани родной, в них добрые люди живут

Но отдано сердце только одной, что Старощербиновской милой зовут!

Места родные не состарят годы,

и я любить их буду всё равно,

С неброской красотой родной природы,

ту, что понять, не каждому дано.

Чтоб полюбить – здесь жизнь прожить придется

И сердцем и душою ощутить

Всё то, что малой родиной зовется

И без чего на свете не прожить.

Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у казаков Кубани! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?

Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.

Воспитатель: Верно! Но я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями.

Воспитатель: Ребята, давайте, как настоящие казаки украсим себе кувшин для молока или ложку к обеду!

(дети украшают красками кувшины и ложки из бумаги, для этого переходят в мастерскую)

Конспект занятия «В гости в казачий курень».
Публикации по теме:

Итоги всероссийского конкурса «Лето! Ах лето!»Итоги всероссийского конкурса «Лето! Ах лето!» Уважаемые коллеги хочу поделиться радостью нашего коллектива. Сегодня мы узнали результаты конкурса детского творчества "Лето! Ах лето Конкурс.

Презентация «Якутия приглашает в гости» Мне очень нравится северная земля на которой я живу и работаю. Дети, которые ходят ко мне в группу, родились в Якутии. Якутия это их родина.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия «В гости в казачий курень».
Опубликовано: 3 января 2013 в 00:10
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....