Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси «В гостях у хозяюшки» для подготовительной группы

Ольга Тыртышникова
Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси «В гостях у хозяюшки» для подготовительной группы

Конспект занятия гостях у хозяюшки"

Программное содержание: расширять представление детей о жизни на Руси, продолжать знакомить с бытом Русского народа, крестьянской избой. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, развивать диалогическую форму речи. Обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, лапти, коромысло, чугунок). Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений с союзом: потому что, чтобы. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, умение анализировать. Воспитывать интерес к народному быту, устному народному творчеству.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря существительные: изба, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, лапти, коромысло, хозяюшка, каравай, сундук; глаголы: вышивать, прясть, плести; прилагательные: добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в старые времена. Давайте возьмёмся за руки Еле - еле, еле - еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не бегите,

Карусель остановите. (Музыка).

- Здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут бабушка-загадушка, я хранительница вашего музея. Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим. Проходите, присаживайтесь, будем беседы вести, хороводы водить, в игры играть, песни слушать да хлеб-соль кушать.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.

О добрых, гостеприимных хозяйках народ придумал пословицы.

- Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

- Много гостей, много и новостей.

- Умеешь в гости звать, умей и угощать)

Хозяюшка:

- В старые времена темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали. Старые плели корзины и учили молодых, вышивали, пряли, почти всё делали своими руками. Также долгими зимними вечерами люди резали миски и ложки, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым радующим глаз.

Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Любая вещь - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом.

Долгими вечерами старики плели лапти. Лапти самая распространённая обувь русского народа. Материал для лаптей было найти не трудно: их плели из липы, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности лаптей внутрь стелили солому, а подшивали подошву конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия левой и правой ноги. Издавна русский народ славился трудолюбием, об этом говорили пословицы, которые придумали люди.

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

- Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хозяюшка:

- Чем же была занята хозяйка в доме?

Дети:

- Хозяйка готовила обед, варила щи, кашу, убирала в доме, ухаживала за домашними животными и растила детей.

Хозяюшка:

- Люди не только трудились, но еще и умели весело играть. Давайте с вами поиграем в русскую игру «Федул».

Физминутка.

Эй, Федул,

Что губы надул?

Эй, Федул,

Что губы надул?

Ты не злись, не сердись,

А ребятам улыбнись. (Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул.

Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится.)

Ты немножко попляши, (Дети хлопают в ладоши. Федул пляшет)

Что нам делать прикажи!

После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., которые ребята показывают движениями.

- А какие предметы использовала хозяйка, мы отгадаем.

Дети отгадывают загадки и объясняют, почему они так думают (составляют сложноподчиненные предложения с союзом потому что).

Загадки:

Длинная рука чугунок держит за бока (ухват).

Чёрный конь, скачет в огонь (кочерга).

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода (коромысло).

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник).

Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар).

- На столе в избе всегда стоял самовар. Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.

А я знаю стихотворение о самоваре, вот послушайте:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Замечательное стихотворение.

Как уютно в нашей горнице

Спозаранку печка топится

На дровах огонь, пламя шустрое

О тебе рассказ ПЕЧКА РУССКАЯ

Самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает растапливать печь. Ставит в печь три чугунка (горшка). Первый для - щей, второй - для каши, а третий для всех остальных надобностей. Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, а сдобные калачи для малых деток.

Печку складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь назывался ПЕЧНИКОМ. Он всегда пользовался уважением, его все почетали. Важно было не просто сложить печь. Она должна как можно дольше держать тепло, и меньше требовать дров для топки..

Пальчиковая гимнастика.

Мы печем пшеничные

Пирожки отличные Движения по тексту: дети изображают лепку пирожков

Кто придет к нам пробовать

Мама, папа, брат, сестра

Пес лохматый со двора

Дети загибают пальцы поочередно в кулак, начиная с большого.

Тесто замесили

Сахар не забыли

Тесто скалкой раскатали

Раскатали не устали

Взяли ложку с творогом

Пирожок - за пирожком

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко

Хозяюшка:

- Не зря говорили: «Печь нам мать родная, у печи всё красное лето». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для сказок.

- Вспомните русские народные сказки, в которых использовался образ русской печи. (Дети называют сказки: «Гуси-лебеди», «По-Щучьему веленью», «Колобок и др.) Лексическое упражнение:

2. Использование предлогов на, около, в, за (за печкой, на печи).

-Ребята,посмотрите,что за волшебный предмет у меня в руках (Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, все можем увидеть. "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам предметы деревенского быта. "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены)

Издавна на Руси строили дома из дерева.

- Как вы думаете почему?

Люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Русский человек рождался в деревянной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен без одного гвоздя, а стоит, с места ее не сдвинешь. Воздух в ней всегда смолой пахнет. Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом не один день, всей деревней. Дома строили рядом друг с другом. - Какие люди строили такие красивые дома? (добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные).

- А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел

Низко голову повесил *

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Игра с лентой

(под русскую народную музыку) Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: "Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая" и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

- А что вам больше всего запомнилось?

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

- Давайте возьмёмся за руки (дети идут по кругу)

Еле - еле, еле - еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не бегите,

Карусель остановите.

- Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Публикации по теме:

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

План музыкальных развлечений и праздников в средней группе Средняя группа Сроки Тема, форма мероприятия Цель Сентябрь «День знаний» праздник Дать детям представление о празднике «День знаний»,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси «В гостях у хозяюшки» для подготовительной группы
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 11:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...