Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси «В гостях у хозяюшки» для подготовительной группы

Ольга Тыртышникова
Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси «В гостях у хозяюшки» для подготовительной группы

Конспект занятия гостях у хозяюшки"

Программное содержание: расширять представление детей о жизни на Руси, продолжать знакомить с бытом Русского народа, крестьянской избой. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, развивать диалогическую форму речи. Обогащать словарь названиями предметов быта (самовар, ухват, кочерга, печь, лапти, коромысло, чугунок). Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений с союзом: потому что, чтобы. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, умение анализировать. Воспитывать интерес к народному быту, устному народному творчеству.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря существительные: изба, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, лапти, коромысло, хозяюшка, каравай, сундук; глаголы: вышивать, прясть, плести; прилагательные: добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в старые времена. Давайте возьмёмся за руки Еле - еле, еле - еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не бегите,

Карусель остановите. (Музыка).

- Здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут бабушка-загадушка, я хранительница вашего музея. Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим. Проходите, присаживайтесь, будем беседы вести, хороводы водить, в игры играть, песни слушать да хлеб-соль кушать.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.

О добрых, гостеприимных хозяйках народ придумал пословицы.

- Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

- Много гостей, много и новостей.

- Умеешь в гости звать, умей и угощать)

Хозяюшка:

- В старые времена темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели русские народные песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали. Старые плели корзины и учили молодых, вышивали, пряли, почти всё делали своими руками. Также долгими зимними вечерами люди резали миски и ложки, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым радующим глаз.

Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Любая вещь - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом.

Долгими вечерами старики плели лапти. Лапти самая распространённая обувь русского народа. Материал для лаптей было найти не трудно: их плели из липы, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности лаптей внутрь стелили солому, а подшивали подошву конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия левой и правой ноги. Издавна русский народ славился трудолюбием, об этом говорили пословицы, которые придумали люди.

- Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

- Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

- Рабочие руки не знают скуки.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Хозяюшка:

- Чем же была занята хозяйка в доме?

Дети:

- Хозяйка готовила обед, варила щи, кашу, убирала в доме, ухаживала за домашними животными и растила детей.

Хозяюшка:

- Люди не только трудились, но еще и умели весело играть. Давайте с вами поиграем в русскую игру «Федул».

Физминутка.

Эй, Федул,

Что губы надул?

Эй, Федул,

Что губы надул?

Ты не злись, не сердись,

А ребятам улыбнись. (Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул.

Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится.)

Ты немножко попляши, (Дети хлопают в ладоши. Федул пляшет)

Что нам делать прикажи!

После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., которые ребята показывают движениями.

- А какие предметы использовала хозяйка, мы отгадаем.

Дети отгадывают загадки и объясняют, почему они так думают (составляют сложноподчиненные предложения с союзом потому что).

Загадки:

Длинная рука чугунок держит за бока (ухват).

Чёрный конь, скачет в огонь (кочерга).

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода (коромысло).

Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник).

Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар).

- На столе в избе всегда стоял самовар. Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.

А я знаю стихотворение о самоваре, вот послушайте:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Замечательное стихотворение.

Как уютно в нашей горнице

Спозаранку печка топится

На дровах огонь, пламя шустрое

О тебе рассказ ПЕЧКА РУССКАЯ

Самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды. Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяюшка, так первым делом начинает растапливать печь. Ставит в печь три чугунка (горшка). Первый для - щей, второй - для каши, а третий для всех остальных надобностей. Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, а сдобные калачи для малых деток.

Печку складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь назывался ПЕЧНИКОМ. Он всегда пользовался уважением, его все почетали. Важно было не просто сложить печь. Она должна как можно дольше держать тепло, и меньше требовать дров для топки..

Пальчиковая гимнастика.

Мы печем пшеничные

Пирожки отличные Движения по тексту: дети изображают лепку пирожков

Кто придет к нам пробовать

Мама, папа, брат, сестра

Пес лохматый со двора

Дети загибают пальцы поочередно в кулак, начиная с большого.

Тесто замесили

Сахар не забыли

Тесто скалкой раскатали

Раскатали не устали

Взяли ложку с творогом

Пирожок - за пирожком

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко

Хозяюшка:

- Не зря говорили: «Печь нам мать родная, у печи всё красное лето». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для сказок.

- Вспомните русские народные сказки, в которых использовался образ русской печи. (Дети называют сказки: «Гуси-лебеди», «По-Щучьему веленью», «Колобок и др.) Лексическое упражнение:

2. Использование предлогов на, около, в, за (за печкой, на печи).

-Ребята,посмотрите,что за волшебный предмет у меня в руках (Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, все можем увидеть. "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам предметы деревенского быта. "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены)

Издавна на Руси строили дома из дерева.

- Как вы думаете почему?

Люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Русский человек рождался в деревянной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен без одного гвоздя, а стоит, с места ее не сдвинешь. Воздух в ней всегда смолой пахнет. Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом не один день, всей деревней. Дома строили рядом друг с другом. - Какие люди строили такие красивые дома? (добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные).

- А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел

Низко голову повесил *

Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора,

Становитесь в хоровод.

Игра с лентой

(под русскую народную музыку) Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: "Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая" и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

- Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

- А что вам больше всего запомнилось?

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

- Давайте возьмёмся за руки (дети идут по кругу)

Еле - еле, еле - еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише - тише, не бегите,

Карусель остановите.

- Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Публикации по теме:

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

План музыкальных развлечений и праздников в средней группе Средняя группа Сроки Тема, форма мероприятия Цель Сентябрь «День знаний» праздник Дать детям представление о празднике «День знаний»,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия по расширению представлений о жизни на Руси «В гостях у хозяюшки» для подготовительной группы
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 11:34
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...