Папки-передвижки

Конспект занятия в начальной школе «Ой вы, гости-господа. Знакомство с народным этикетом приёма гостей»

Ольга Пугачёва
Конспект занятия в начальной школе «Ой вы, гости-господа. Знакомство с народным этикетом приёма гостей»

Ой вы, гости господа.

Цель: знакомство детей с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора»

Ход занятия

Сегодня мы отправимся в гости в дом, где всё устроено, так как было во времена ваших прабабушек, и вы узнаете, как жили тогда люди, как они принимали гостей. (Занятие проходит в музее)

Публикация «Конспект занятия в начальной школе „Ой вы, гости-господа, Знакомство с народным этикетом приёма гостей“» размещена в разделах

Мы с вами подошли к порогу дома, но хозяйка ещё не знает, что мы пришли. Что же нам делать? (как бы вы поступили в данной ситуации)

А вдруг она к нам не выйдет, ведь мы незваные гости. «А незваный гость хуже татарина», говорят. В старину, когда приходили гости, становилось весело и радостно. И действительно в давние времена любой человек мог, придя в деревню гостить там 3 дня. Гостю всегда были рады. Говорили: «Пошли Бог гостей, и хозяин будет сытней», «Гость в дом, Бог в дом». Верили, что вместе с гостем в дом приходит счастливая доля. А вот и сама хозяюшка к нам выходит.

Хозяюшка: - «нежданный гость у нас лучше жданных двух! Здравствуйте, гости дорогие гости дорогие.

Чего она вам пожелала? (здоровья) Здоровье – самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее частое приветствие. И мы с вами, чтобы показать, что мы люди добрые, что хотим принести в дом счастливую долю, должны пожелать хозяйке здоровья. Счастья богатства.

Давайте вместе скажем:- Здоровенько ли живёте, всё ли можете? Хозяюшка, помогай вам Бог. Хлеб да соль.

Хозяюшка: - А откуда вы сами-то будете, гости дорогие? (гости должны представиться по имени, отчеству). Затем всех приглашают войти в дом. «Милости просим, гостите жалуйте»

Вот ёще одна преграда на пути. Что это такое: «маленький мальчик всем под ноги смотрит?» (порог) Раньше через порог на здоровались. А коль засидится добрый молодец на пороге, в шутку говорили: «не сиди, Вань – от тебя все невесты убегут «. Перешагнём через порог и в доме окажемся. Следует и здесь показать, что пришли мы сюда в добром и уважением. Раньше, входя в дом, кланялись три раза. Первый раз – иконам, которые освящают дом, второй раз – хозяину, что сидит за столом, третий раз хозяйке, что хлопочет у печи. (дети проходят кланяются как положено, по одному) возле печи есть красный угол «бабий угол», «светлой», где стоит лавочка.

Хозяйка проводит гостей в дом, угощает повкуснее, и говорит: «Недорога гостьба, дорога дружба». «Садитесь, садитесь. За постой деньги платят, а посиделки даром. В ногах правды нет».

Обратите внимание на рассаживание гостей в доме : мальчиков по обычаю сажают поближе к красному углу, а девочек поближе к печи. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение «. А про какое угощение говориться в загадке:

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят –

Ребята съедят? (каша)

А какую кашу вы больше всего любите? (какие бывают каши и из чего их варят) каша была одним из основных блюд на крестьянском столе: «щи да каша - пища наша». Раньше каши готовили и когда гостей встречали, и на праздники, на свадьбы, на крестины, рождество. Но я вам хочу рассказать о необычной каше-каше из топора. Хотите стать её помощниками? Выбираются герои сказки хозяйка и солдат. Реквизиты (топор без топорища, горшок, ухват, ложки, мешочек с крупой, крынка под молоко, горшочек с маслом, солонка.

Солдат:(выходит за дверь и стучится в дом). Дома ли хозяюшка? Здоровенько живёте! Хлеб да соль вам! Пустите меня день дневать да ночь почивать.

Услыхала хозяйка, заохала, : не пустить – в деревне дурная слава пойдёт, пустить - жалко угостить. Была она жадная до добра. Попрятала всё, что было в доме съестного, а сама решила глухой притвориться и дверь отворила.

Солдат входит в избу.

Солдат: дай-ка мне, хозяюшка чего - нибудь поесть.

Хозяйка: вон там, родимый на гвоздике повесь.

Солдат: аль что голоден гость не чуешь?

Хозяйка: где хочешь, там и заночуешь.

Солдат: коль нечего на стол поставить, так, может, топор съесть? Давай топор, я из топора кашу сварю.

Что за диво думает старуха. Дай-ка посмотрю как он из топора кашу варит. Принесла топор. Солдат положил топор в горшок, налил туда воды, поставил в печь и начал варить. Варил, варил и попробовал (сам даёт попробовать гостям)

Солдат: всем бы кашица взяла, только бы крупы подсыпать.

Принесла баба крупу. (далее точно так же проигрывается действия с молоком, маслом, солью.) каша готова достаёт из печи и ставит на стол.

Солдат: Ну, старуха, давай теперь хлеба да соли. Берись за ложку: станем кашицу есть.

Похлебали кашу. Хозяйке всё любопытно - когда топор есть будут.

Солдат:(ткнув ложкой топор). Ещё не доварился, сама завтра довари!

Вот так солдат сам наелся и хозяйку накормил, гостей принимать научил. В деревне для гостей нечего не жалели : «что в печи то и стол мечи». хозяйка приглашает гостей на чаепитие : «Пойдёмте хлеба-соли покушать, лебедя порушить, пирогов отведать. Гостюшки-голубушки! Покидайте-ка лавочки, умывайте-ка рученьки. Не всякого по имени, а всякому челом бью, хлебом да солью, да третьей любовью". Чаепитие.

раньше стол называли "Божья ладонь" (подаёт нам дар) или" сердце матери" (заботится обо всех, старается напоить и накормить".но если стол, как сердце матери, можно ли его обижать? А что надо делать, чтобы его не обижать, а радовать? (за столом сидеть спокойно, чинно, не шуметь, не ссорится). Нельзя стучать по столу ложкой или рукой, класть локти на стол. болтать ногами, ругать еду которую подаёт хозяйка на стол. даже невкусное блюдо, если его похвалить, станет от этого вкуснее. В если роняли кусочек хлеба, то просили у него прощения и целовали. Нельзя было разбрасывать недоеденные куски - они будут сохнуть и "сушить" (забирать силу у того кто не доел хлеб). Поэтому говорили,что человек с последним куском оставил свою силу. Ели раньше из общей миски. Каждый брал угощение в свой черёд, по старшинству - верили, что приведёт к миру и согласию в доме. (дети взяв угощение стараются его похвалить). Раньше у русских людей была своя чайная церемония. Застав хозяев за чаем, гость обязательно говорил : "Чай да сахар вам!", чтобы чай и сахар всегда были в доме, ведь раньше они стоили дорого. Хозяева за столом считали своим долгом, угощая гостя, уговаривать его отведать каждого блюда. Они так часто говорили: "Ну попробуйте, не откажите в милости!", что такое угощение называли "понукой"(конкурс на лучшую застольную песню)

погостили мы с вами, но как говорят: "В гостях хорошо, а дама лучше".Пора нам в обратный путь собираться. Раньше прощание было долгим. хозяева благодарили гостей, что они их повеселили, навестили, не забыли, а гости благодарили хозяев за угощение, желали им и впредь жить счастливо. (дети должны сказать хозяевам благодарствуем на хлебе, да соли. кланяются и уходят)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом» Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение.

Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению со столовым этикетом «Поможем Федоре Егоровне» Программное содержание: расширить знание детей о сервировке стола для чаепития и знакомство с столовыми приборами. Формировать эстетическое.

Конспект урока по математике в начальной школе «Проверка сложения и вычитания» Тема: Проверка сложения и вычитания Цели урока: 1. Формировать умения выполнять проверку сложения и вычитания в пределах 100 (письменные.

Конспект урока по русскому языку в начальной школе по теме «Части речи» Тип урока: урок закрепления изучаемого материала Цель урока: 1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания,.

Конспект внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения в начальной школе «Зелёный огонёк» Цель: закрепить у учащихся начальных классов знания правил дорожного движения, развивать психофизические качества ребёнка (внимание, мышление,.

Конспект занятия «Ой вы, гости-господа» в подготовительной группе Ой вы,гости-господа. Цель:1. Знакомство детей с народным этикетом приёма гостей и поведения в гостях. 2. Помочь усвоить традиционные правила.

Конспект внеурочного занятия экологической направленности в начальной школе «Лес и его обитатели» Лес и его обитатели Внеурочное занятие экологической направленности в начальной школе Цель: 1. Проявление интереса к окружающему миру –.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Знакомство дошкольников с народным костюмомЗнакомство дошкольников с народным костюмом Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с русским костюмом» Цель: приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством.

Конспект занятия «Знакомство с русским народным костюмом» Цель: Познакомить с историей русского народного костюма, совершенствование и закрепление знаний, развитие речевой активности, умения реализовывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в начальной школе «Ой вы, гости-господа. Знакомство с народным этикетом приёма гостей»
Опубликовано: 25 января 2018 в 22:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД