Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Балалайка — три струны» (5 фото)

Наталья Рябчикова
Конспект занятия в подготовительной группе «Балалайка — три струны»

Конспект занятия подготовила и провела воспитатель: Рябчикова Н. В.

Тема: «Балалайка - три струны»

Цель: Познакомить детей с историей русского народного инструмента – балалайка, символом нашей России.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и систематизировать знания детей о русском народном инструменте- балалайке : форма, материал;

- знакомить с орнаментами росписи, доставить детям радость;

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Балалайка — три струны“» размещена в разделах

- познакомить детей со старинными русскими пословицами и поговорками про инструмент;

- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе);

Развивающие:

- развивать творческое мышление, воображение и внимание, познавательную активность;

- развивать мелкую моторику рук, совершенствовать коммуникативные навыки;

- развивать у детей желание играть на балалайке, прививать интерес к изучению музыкального инструмента;

- способствовать развитию детского творчества;

Воспитательные:

- формировать доброе отношение друг к другу;

- воспитывать интерес к русским традициям.

Оборудование: презентация, муляж балалайки, аудиозапись, образец балалайки, белый картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка вы мою загадку:

Деревяшка, три струны,

Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны!

Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка.

Что же это?

Дети: Балалайка

Воспитатель: Правильно, это русский народный музыкальный инструмент – Балалайка!

(Достает балалайку)

Воспитатель берет балалайку и поет :

Балалаечка – гудок, свое дело знает.

А в умелых- то руках хорошо играет.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная) А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус? (на треугольник). Значит корпус какой? (треугольный). Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем. Что еще мы видим у балалайки? Струны! Сколько струн у балалайки? (3) А как вы думаете, для чего нужны струны? (когда ударяешь по струнам, появляется звук). Посмотрите, на что похожа эта часть балалайки? (ответы детей). Она называется гриф! Он похож на линейку, тем, что, как и у неё у грифа есть деления? Они называются лады! Как вы думаете для чего они нужны? (отв. детей) Когда нажимаешь на лад, звук изменяется. Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

Балалайка, балалайка

Веселее заиграй-ка!

Воспитатель: Как называют музыканта, который играет на балалайке?

Дети: Балалаечником.

Воспитатель: Хотите узнать, от куда пошло название балалайка? Тогда слушайте. Давным-давно жили люди их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать», «балаболить», «балагурить», «баловаться», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент – балалайка. Давно на Руси на балалайке играли скоморохи. А кто такие скоморохи? (ответы детей) Это люди, которые пели песни, играли на балалайках, развлекали и веселили народ на ярмарках. (Показ картинки «скоморохи»)

Воспитатель: Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как балалайка своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов или других злых врагов. И сам инструмент не всегда имел такую форму, и изготавливался не из дерева, а из… тыквы. Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка.

Воспитатель: А вы хотите послушать, как звучит русский народный инструмент балалайка?

Дети: Да.

(Аудиозапись)

Зрительная гимнастика: «Реснички».

Реснички опускаются,

глазки закрываются…

Просмотр презентации про балалайку.

Воспитатель: Народ сложил пословицы и поговорки о балалайке. Послушайте их:

- Балалайка не огонь, а разогреет.

- Бери балалайку в руки, и не станет скуки.

- С балалайкой работа спорится.

- Наш брат Исайка – без струн балалайка.

- На словах, что на гуслях, на деле, что на балалайке.

Воспитатель: На балалайке любили играть на народных гуляниях. Люди пели весёлые песни, частушки, припевки. Каждый демонстрировал своё певческое мастерство. Во время праздничных гуляний собиралось много народных музыкантов. Играли на балалайках, ложках, свистульках, трещотках, даже на стиральных досках и пилах. Веселью не было конца.

Физкультминутка: «Балалайка».

Балалайка, балалайка, Чтобы ноги в пляс пошли.

Веселее заиграй-ка, А для этого нужны

Чтоб печали все ушли, Балалайке три струны.

Воспитатель: Перед тем как сыграть на балалайке музыкант настраивает струны, ну и нам тоже нужно настроить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Музыканты» (дети показывают движения в соответствии с текстом)

Балалайка, балалайка нам сегодня поиграй-ка.

Разверни бока баян. Барабань наш барабан.

Ты рояль, сыграй нам песни, чтобы стало интересней.

Бубен звонкий и тугой, ты звени, стучи и пой.

Заиграй-ка скрипка в лад, всех развесели ребят!

Воспитатель: А вот и мастерская, где мы будем изготавливать наши балалайки.

А знаете ли вы, что балалаечку украшали, расписывали красиво, цветочками да ягодками. Посмотрите, как можно это сделать (воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления балалайки).

Самостоятельная работа детей под музыку.

Воспитатель: Какие красивые и

интересные балалайки у нас

с вами получились.

Молодцы ребята.

Конспект занятия в подготовительной группе «Балалайка — три струны»
Фото «Балалайка — три струны»
Конспект занятия в подготовительной группе - фото
Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект занятия подготовила и провела воспитатель Рябчикова Н
Публикации по теме:

«Три желания» конспект занятия в старшей группе Область познание-мир природы. Конспект. Непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Область : «Познание. Мир природы» Тема: «Три желания».

Конспект интегрированного занятия в средней группе по сказке «Три медведя» Конспект интегрированного занятия в средней группе по сказке «Три медведя» Цели: ОО «Познание»: Учить детей соблюдать последовательность.

Конспект открытого итогового интегрированного занятия в первой младшей группе «Три котёнка» Конспект открытого итогового интегрированного занятия в первой младшей группе «Три котёнка» Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Конспект открытого традиционного тематического музыкального занятия в средней группе «Развеселая балалайка» Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами – балалайкой, деревянными ложками. Задачи: прививать любовь к русской народной.

Конспект НООД по ФЭМП в подготовительной группе компенсирующей направленности «Состав числа три» МБДОУ «Колокольчик» комбинированного вида п Чернянка Белгородской области Конспект непосредственно организованной деятельности.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Три миски» Конспект занятия по лепке в младшей группе «Три миски» Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, самостоятельность; воспитывать.

Конспект занятия подготовительной группы с использованием математического планшета по сказке «Три медведя» Конспект занятия подготовительной группы с использованием математического планшета по сказке «Три медведя». Задачи : Обучающие: Вызвать.

Конспект занятия в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять, воздух мы идем искать!» .

Конспект занятия во второй младшей группе: «Три медведя» Цель:Создать радостное настроение,:развивать внимание, память, логическое мышление, воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам..

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Три миски» Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, самостоятельность; воспитывать честность, дружелюбие, умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Балалайка — три струны»
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 15:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД