Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов

наталия сажина
Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№11 «Сказка» комбинированного вида

городского округа города Кумертау

Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в подготовительной речевой группе

«Золотой Петушок»

«ХОРОВОД ДРУЖБЫ»

Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов

Программное содержание: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей; продолжать воспитывать в них уважение к национальным культурам разных народов, к их обычаям, традициям; воспитывать в детях гордость за неповторимость своей национальной культуры.

Материал к занятию: карта России, фигурки людей в национальных костюмах, иллюстрации русской одежды, башкирских народных игр, татарских народных блюд, аудиозаписи с русской, башкирской и татарской песнями, сундук для дидактической игры «Подбери предметы для сабантуя», пазлы для игры «Собери посуду», костюмы для детей, сувениры «голуби дружбы».

Предварительная работа: чтение русских, башкирских, татарских сказок и легенд, рассматривание национальной одежды, знакомство с национальной кухней, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Башкортостане. Слушание народной музыки.

Словарь: сарафан, душегрея, порты, кафтан, лапти, тюбитейка, катык, корот, баурсак.

Ход занятия:

- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Карта). Сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы с вами живем? (Россия). Артем приготовил для нас стихотворение, которое называется «Наша Родина»

Наша Родина.

Как велика моя земля,

Как широки просторы

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом- снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней-

И то едва домчится…

-Столица нашей страны – город Москва. По карте вы видите, что наша страна очень большая и на ее территории расположилась наша республика, в которой мы с вами живем, кто скажет, как она называется (Башкортостан).

-Покажите ее на карте. (ребенок показывает)

-Наша республика очень красивая, большая, в ней есть реки, озера, леса, поля и горы. (ребенок рассказывает стихотворение)

Родина.

Родина моя,

Реки и поля

Я люблю тебя,

Милая земля.

Мой Башкортостан,

Нет края родней-

Светлый уголок

Родины моей.

- Назовите столицу нашей республики (Уфа). Какие еще города вы знаете? (ответы детей) Сейчас я загадаю вам загадку про один из городов:

Где родился? Где живешь!

Знаешь, где друзей найдешь!

Тут, в предгорье Урал-тау

Это город – Кумертау!

- Город Кумертау – это наш родной город, здесь мы родились, здесь живем дружно и весело – это наша малая родина.

-В нашей республике и в нашем городе живут русские, татары, башкиры, чуваши, мордва и другие народы. Посмотрите, какие все красивые.

(выставляются фигурки людей в национальных костюмах)

-И в нашу группу ходят дети разных национальностей, все вы вместе играете, дружите. Посмотрите внимательно друг на друга, что вы заметили? (разный цвет кожи, волос, одеты по разному и т. д.)

-Давайте расскажем нашим гостям о своих обычаях, культуре, традициях и всем сразу станет понятно, насколько удивительна жизнь детей разных национальностей под одной крышей нашего детского сада. Начнем с того, что покажем, какие мы дружные.

(пальчиковая гимнастика и физминутка)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

1,2,3,4,5-

Начинаем мы считать

1,2,3,4,5-

Мы закончили считать!

(звучит русская народная мелодия)

-Догадались, какая песня сейчас звучала?

(дети в русских костюмах выходят и рассказывают об истории русского национального костюма)

Рассказ о женской одежде.

-Здравствуйте, меня зовут Даша. Я русская, поэтому на мне надет русский сарафан, он украшен цветами, на голове косынка.

-А сейчас Даша расскажет о том, как раньше одевались русские женщины и девушки.

-Основной одеждой была сорочка. Поверх ее надевали сарафан, для тепла надевали душегрею. Всю одежду женщины шили сами.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетали их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы, браслеты.

Рассказ о мужской одежде.

-Здравствуйте, меня зовут Кирилл, я тоже русский, поэтому на мне надет русский костюм.

Раньше мужчины носили рубахи и порты. Рубахи были длинными и их подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Большими животами раньше гордились.

Поверх рубахи надевали кафтаны, их носили и бедные и богатые.

На голове носили колпак, это высокая шапка, обшитая мехом.

Зимой носили шубы.

В деревнях плели и носили на ногах лапти, еще носили сапоги. Их носили и мужчины, и женщины, и дети.

-Даша сказала, что всю одежду женщины шили сами, но еще они мастерили из дерева и глины посуду, игрушки и расписывали все яркими красками. Все это можно увидеть на нашей выставке (показать выставку)

(проводится игра «Собери посуду»)

Проводится русская народная игра «Летал, летал воробей»

Играющие с помощью считалки выбирают ведущего- «воробья». Затем все встают в круг, а «воробей» - в середину круга. Дети идут по кругу со словами:

Летал-летал воробей,

Летал-летал молодой

По-за синю морю,

Видел-видел воробей,

Видел-видел воробей,

Как….

«Воробей» продолжает: «зайцы прыгают; вороны летают» и т. д.

Дети должны изобразить то, что «видел воробей»- попрыгать, как зайцы, полетать, как вороны и т. д. «Воробей» выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех, и приглашает на место ведущего, а сам встает на его место. Игра продолжается с новым ведущим.

(звучит башкирская народная мелодия)

-А сейчас мы расскажем вам о башкирских народных праздниках

Рассказы детей:

Гусиный праздник- проводится поздней осенью, в ноябре. Хозяин дома приглашает девушек, они помогают ощипывать гусей. Хозяйка готовит национальные блюда. Мужчины рубят гусей, девушки их щиплют, моют. Вечером устраивают большой ужин, едят мясо, лапшу, поют песни, пляшут.

Сабантуй- праздник всех народов Башкортостана. Его проводят весной, после посевных работ, на природе. На празднике участвуют взрослые и дети. Там поют песни, проводят соревнования- бег с яйцом, бег в мешках, курэш, скачки на лошадях. Варят вкусный бешбармак, пьют кумыс. Всем весело.

(проводится дид/игра «Подбери предметы для сабантуя»)

Воспитатель достает из сундука предмет, а ребенок рассказывает, для чего он нужен.

Образцы ответов:

Это мешки. С мешками соревнуются на бревне.

Это полотенце. Полотенце нужно для борьбы курэш.

Это камзол. Камзол надевают на праздник.

Это ложка. Она нужна для бега с яйцом.

Это кубыз. На нем играют на сцене.

(проводится башкирская игра «Нардуган»)

(исполняется песня на татарском языке)

Выходит ребенок в татарском костюме и рассказывает стихотворение на татарском языке. Обратить внимание на его костюм. На голове – тубатай (тюбетейка, кулмак (рубашка, ыштан (брюки)

-У всех народов есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд, есть свое национальное блюдо. У русских- калачи, блины, оладьи, очень любят щи, каши. Не зря говорят: щи да каша – пища наша. У башкир – кумыс, бешбармак, чак-чак, вак бэлиш, мед. А сейчас мы расскажем вам о татарских национальных блюдах.

Рассказы детей: Особое место в питании татар занимают мясные и молочные продукты из молока делали сливки (каймак, Катык, масло (ак май, корот.

Мясо ели вареное, и жареное. Вареное мясо подавали к супу.

-Особое место занимало мясо домашней птицы. Гордость татарской национальной кухни – курица, фаршированная яйцами (тутырган тавык). Его приносили в качестве подарка на свадьбу и на праздники.

-Из муки пекли хлеб (икмяк, лепешки, блины.

Готовили специальные кушанья к чаю- сумса, дучмак, кыстыбый, баурсак.

Готовили кушанья из вареного теста – суп-затируха, сал-ма, бешбармак, пельмени, токмач (лапша).

-А сейчас Радмир нам расскажет, как они с мамой готовили татарское национальное блюдо к чаю баурсак.

-Ребята, сегодня на занятии мы узнали, насколько удивительна и неповторима жизнь народов разных национальностей, как много интересного вы рассказали друг о друге, о традициях, обычаях, о костюмах, блюдах, праздниках.

-Дорогие гости, наши дети приготовили для вас вот таких «птиц дружбы» и хотят вам их подарить в знак дружбы и пригласить в большой хоровод дружбы.

Дети дарят подарки и исполняют танец «Хоровод дружбы».

Публикации по теме:

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Домашние питомцы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов
Опубликовано: 23 января 2014 в 14:49
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Современная поздравительная открытка для мамы» Мастер-класс.
Дорогие друзья, посетившие мою страничку, вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это...
«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси — лебеди» Обучение грамоте (речевое...
Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте ( речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы....
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...