Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов

наталия сажина
Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№11 «Сказка» комбинированного вида

городского округа города Кумертау

Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в подготовительной речевой группе

«Золотой Петушок»

«ХОРОВОД ДРУЖБЫ»

Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов

Программное содержание: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей; продолжать воспитывать в них уважение к национальным культурам разных народов, к их обычаям, традициям; воспитывать в детях гордость за неповторимость своей национальной культуры.

Материал к занятию: карта России, фигурки людей в национальных костюмах, иллюстрации русской одежды, башкирских народных игр, татарских народных блюд, аудиозаписи с русской, башкирской и татарской песнями, сундук для дидактической игры «Подбери предметы для сабантуя», пазлы для игры «Собери посуду», костюмы для детей, сувениры «голуби дружбы».

Предварительная работа: чтение русских, башкирских, татарских сказок и легенд, рассматривание национальной одежды, знакомство с национальной кухней, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Башкортостане. Слушание народной музыки.

Словарь: сарафан, душегрея, порты, кафтан, лапти, тюбитейка, катык, корот, баурсак.

Ход занятия:

- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Карта). Сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы с вами живем? (Россия). Артем приготовил для нас стихотворение, которое называется «Наша Родина»

Наша Родина.

Как велика моя земля,

Как широки просторы

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом- снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней-

И то едва домчится…

-Столица нашей страны – город Москва. По карте вы видите, что наша страна очень большая и на ее территории расположилась наша республика, в которой мы с вами живем, кто скажет, как она называется (Башкортостан).

-Покажите ее на карте. (ребенок показывает)

-Наша республика очень красивая, большая, в ней есть реки, озера, леса, поля и горы. (ребенок рассказывает стихотворение)

Родина.

Родина моя,

Реки и поля

Я люблю тебя,

Милая земля.

Мой Башкортостан,

Нет края родней-

Светлый уголок

Родины моей.

- Назовите столицу нашей республики (Уфа). Какие еще города вы знаете? (ответы детей) Сейчас я загадаю вам загадку про один из городов:

Где родился? Где живешь!

Знаешь, где друзей найдешь!

Тут, в предгорье Урал-тау

Это город – Кумертау!

- Город Кумертау – это наш родной город, здесь мы родились, здесь живем дружно и весело – это наша малая родина.

-В нашей республике и в нашем городе живут русские, татары, башкиры, чуваши, мордва и другие народы. Посмотрите, какие все красивые.

(выставляются фигурки людей в национальных костюмах)

-И в нашу группу ходят дети разных национальностей, все вы вместе играете, дружите. Посмотрите внимательно друг на друга, что вы заметили? (разный цвет кожи, волос, одеты по разному и т. д.)

-Давайте расскажем нашим гостям о своих обычаях, культуре, традициях и всем сразу станет понятно, насколько удивительна жизнь детей разных национальностей под одной крышей нашего детского сада. Начнем с того, что покажем, какие мы дружные.

(пальчиковая гимнастика и физминутка)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

1,2,3,4,5-

Начинаем мы считать

1,2,3,4,5-

Мы закончили считать!

(звучит русская народная мелодия)

-Догадались, какая песня сейчас звучала?

(дети в русских костюмах выходят и рассказывают об истории русского национального костюма)

Рассказ о женской одежде.

-Здравствуйте, меня зовут Даша. Я русская, поэтому на мне надет русский сарафан, он украшен цветами, на голове косынка.

-А сейчас Даша расскажет о том, как раньше одевались русские женщины и девушки.

-Основной одеждой была сорочка. Поверх ее надевали сарафан, для тепла надевали душегрею. Всю одежду женщины шили сами.

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли носить волосы распущенными или заплетали их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы, браслеты.

Рассказ о мужской одежде.

-Здравствуйте, меня зовут Кирилл, я тоже русский, поэтому на мне надет русский костюм.

Раньше мужчины носили рубахи и порты. Рубахи были длинными и их подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Большими животами раньше гордились.

Поверх рубахи надевали кафтаны, их носили и бедные и богатые.

На голове носили колпак, это высокая шапка, обшитая мехом.

Зимой носили шубы.

В деревнях плели и носили на ногах лапти, еще носили сапоги. Их носили и мужчины, и женщины, и дети.

-Даша сказала, что всю одежду женщины шили сами, но еще они мастерили из дерева и глины посуду, игрушки и расписывали все яркими красками. Все это можно увидеть на нашей выставке (показать выставку)

(проводится игра «Собери посуду»)

Проводится русская народная игра «Летал, летал воробей»

Играющие с помощью считалки выбирают ведущего- «воробья». Затем все встают в круг, а «воробей» - в середину круга. Дети идут по кругу со словами:

Летал-летал воробей,

Летал-летал молодой

По-за синю морю,

Видел-видел воробей,

Видел-видел воробей,

Как….

«Воробей» продолжает: «зайцы прыгают; вороны летают» и т. д.

Дети должны изобразить то, что «видел воробей»- попрыгать, как зайцы, полетать, как вороны и т. д. «Воробей» выбирает того, кто, по его мнению, выполнял задание лучше всех, и приглашает на место ведущего, а сам встает на его место. Игра продолжается с новым ведущим.

(звучит башкирская народная мелодия)

-А сейчас мы расскажем вам о башкирских народных праздниках

Рассказы детей:

Гусиный праздник- проводится поздней осенью, в ноябре. Хозяин дома приглашает девушек, они помогают ощипывать гусей. Хозяйка готовит национальные блюда. Мужчины рубят гусей, девушки их щиплют, моют. Вечером устраивают большой ужин, едят мясо, лапшу, поют песни, пляшут.

Сабантуй- праздник всех народов Башкортостана. Его проводят весной, после посевных работ, на природе. На празднике участвуют взрослые и дети. Там поют песни, проводят соревнования- бег с яйцом, бег в мешках, курэш, скачки на лошадях. Варят вкусный бешбармак, пьют кумыс. Всем весело.

(проводится дид/игра «Подбери предметы для сабантуя»)

Воспитатель достает из сундука предмет, а ребенок рассказывает, для чего он нужен.

Образцы ответов:

Это мешки. С мешками соревнуются на бревне.

Это полотенце. Полотенце нужно для борьбы курэш.

Это камзол. Камзол надевают на праздник.

Это ложка. Она нужна для бега с яйцом.

Это кубыз. На нем играют на сцене.

(проводится башкирская игра «Нардуган»)

(исполняется песня на татарском языке)

Выходит ребенок в татарском костюме и рассказывает стихотворение на татарском языке. Обратить внимание на его костюм. На голове – тубатай (тюбетейка, кулмак (рубашка, ыштан (брюки)

-У всех народов есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд, есть свое национальное блюдо. У русских- калачи, блины, оладьи, очень любят щи, каши. Не зря говорят: щи да каша – пища наша. У башкир – кумыс, бешбармак, чак-чак, вак бэлиш, мед. А сейчас мы расскажем вам о татарских национальных блюдах.

Рассказы детей: Особое место в питании татар занимают мясные и молочные продукты из молока делали сливки (каймак, Катык, масло (ак май, корот.

Мясо ели вареное, и жареное. Вареное мясо подавали к супу.

-Особое место занимало мясо домашней птицы. Гордость татарской национальной кухни – курица, фаршированная яйцами (тутырган тавык). Его приносили в качестве подарка на свадьбу и на праздники.

-Из муки пекли хлеб (икмяк, лепешки, блины.

Готовили специальные кушанья к чаю- сумса, дучмак, кыстыбый, баурсак.

Готовили кушанья из вареного теста – суп-затируха, сал-ма, бешбармак, пельмени, токмач (лапша).

-А сейчас Радмир нам расскажет, как они с мамой готовили татарское национальное блюдо к чаю баурсак.

-Ребята, сегодня на занятии мы узнали, насколько удивительна и неповторима жизнь народов разных национальностей, как много интересного вы рассказали друг о друге, о традициях, обычаях, о костюмах, блюдах, праздниках.

-Дорогие гости, наши дети приготовили для вас вот таких «птиц дружбы» и хотят вам их подарить в знак дружбы и пригласить в большой хоровод дружбы.

Дети дарят подарки и исполняют танец «Хоровод дружбы».

Публикации по теме:

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Хоровод дружбы». Воспитание уважения к национальной культуре разных народов
Опубликовано: 23 января 2014 в 14:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....