Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Любовь и мудрость народная»

Людмила Кремнева
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Любовь и мудрость народная»

Программные задачи: Содействовать обогащению эмоционального восприятия в процессе знакомства с устным народным творчеством.

Учить понимать небылицы. чувствовать заложенный юмор.

Обогащать словарный запас и знания детей.

создать положительный эмоциональный настрой.

материал: глобус, иллюстрации к потешкам, книга К. Чуковского "Путаница",куклы для кукольного театра, пособие по моделированию.

Ход занятия: Внести глобус

- Посмотрите и скажите, что это такое?

- Верно – модель нашей земли, а как называется страна, в которой мы живем?

- Где она на глобусе?

- Как называют людей живущих в России?

- Конечно мы с вами россияне, часть великого русского народа. А знаете ребята, когда-то давным-давно наша Родина называлась Русь, а людей называли Русичи или славяне. Русский народ всегда славился своей культурой. Культура состоит из нескольких частей. Моделирование: (культура – язык, искусство, традиции, религия)

Сегодня мы поговорим об устном народном творчестве. В далекие времена большинство людей не умели ни читать, ни писать, а сочиненные ими сказки, песенки, потешки, загадки передавали из уст в уста.

- Что такое уста?

- То, что сочинял и передавал народ из уст в уста – называется устное народное творчество (т. е. люди не записывали, передавали друг другу словами). Начиналось знакомство с ним практически с рождения ребенка. Каким образом, можете сказать?

- Когда вы были совсем маленькими мамы, бабушки и даже папы напевали вам колыбельные песенки. Вы помните их, могли бы сейчас напеть?

- Ой, ты котенька-коток,

Котя серенький лобок.

Приди котик ночевать

Нашу деточку качать.

- Баю-бай, баю-бай

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули

Мою детку не буди.

- Кукла Валя хочет спать

Уложу её в кровать.

Принесу ей одеяло

Чтоб скорее засыпала.

- Люли-люли. люлиньки

Прилетели гуленьки

Прилетели гуленьки

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать,

Стали Сашу усыплять.

Спи-ко, кпи-ко засыпай

Свои глазки закрывай.

- Баю- бай, баю-бай

Ходит сон по лавочке

В голубой рубашечке.

Баю-бай, баю-бай

Поскорее засыпай.

- Ребенок подрастал и приходил черед потешек. (выставка иллюстраций по потешкам: «Сорока белобока», «Пожар», «Петушок», «Кот», «Ваня-Ваня простота» и т. д.)

-Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, какие строчки вам приходят на ум?

- Сорока - белобока

Кашу варила,

Деток кормила

Этому дала.

- Ходит кот по лавочке

Водит кошку за лапочки.

Топа. топа по лавочке

Цапы, цапы за лапочки.

- Петушок, петушок

Золотой гребешок.

- Тили бом, тили бом

Загорелся кошкин дом.

- Посмотрите на данную иллюстрацию и послушайте именную потешку

Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

- А Вы, порадуете нас именными потешками?

- За столом сидит Ванюша

Наш Ванюша любит кушать!

Раз, два, три мелькает ложка

Не осталось даже крошки

Завтраку пришел конец,

Кто все съел, тот молодец.

- Две подружки Маша с Дашей

Съели две тарелки каши.

Чаю выпили две кружки

Маша с Дашей две подружки

И вдвоем пошли гулять,

Во дворе с мячом играть

- Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки

- Заяц Егорка свалился под горку,

Бегите под горку спасайте Егорку.

- Едет Ваня на быке,

Балалаечка в руке.

Балалаечка упала

Ване ноженьку сломала.

- Жил был Глеб

Сеял Глеб хлеб.

Потрудился Глебушка

Есть у Глеба хлебушко

- Созданные народом потешки умеют ободрить человека и ласковым словом и доброй шуткой. Устное народное творчество не только воспитывает, но и учит, развивает память, мышление.

- Во все времена дети любили загадки. В них просто и красочно выражал народ свое отношение к миру, к природе, к животным и птицам и конечно старинные загадки отличаются от современных. Недаром говориться «Загадка – ума зарядка». Сейчас я загадаю вам старинные загадки, а вы попробуйте их отгадать.

- Ребята, как вы думаете, чем же отличаются старинные загадки? (языком, словами, которые мы сейчас не используем) Тем не менее они интересны, заставляют нас поразмыслить, подумать, с чем-то сравнить и найти отгадку.

• В синем небе светляки,

Не дотянешь к ним руки.

Один большой светляк

Загнулся как червяк

• Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке,

По белому полю пройдет –

Каждый след его поймет

• Два Егорки

Живут возле горки.

Живут дружно,

А на друга не глядят.

- Ребята, как вы думаете, чем же отличаются старинные загадки? (языком, словами, которые мы сейчас не используем) Тем не менее они интересны, заставляют нас поразмыслить, подумать, с чем-то сравнить и найти отгадку.

- Когда дети становились старше, их радовали небылицами. Скажите, пожалуйста, что такое небылицы? (их интересно слушать, они смешные, такого не бывает на самом деле)

- Все вы оказались правы, ведь небылицы – это весёлые истории, которые вызывают смех и никого не обижают. Небылицы, как и загадки помогают в развитии и обучении детей.

- А сейчас, мы посмотрим, как вы умеете подмечать небылицы. Посмотрите на картину и скажите, что вы увидели? (подобрать картинки с сюжетами небылиц, а ребята увидят и расскажут)

- Небылицы настолько интересны, что и детские писатели обращались к ним в своем творчестве. Вы узнаете эту книгу? (К. Чуковский «Путаница»)

- Разрешите, я прочту отрывок из оттого удивительного произведения, а вы слушая постарайтесь запомнить небылицы, чтобы ответить на мой вопрос. (можно использовать фишки)

- Прослушав, какие вы заметили небылицы?

Сценка «Никодим и Егор» Г. Сапгир (можно подготовить детей или кукольным театром обыграть)

- Здорово Никодим.

- Здорово Егор.

- Откуда идешь?

- С кудыкиных гор.

- А как у вас Егор поживают?

- На босу ногу топор надевают.

Сапогом траву косят.

В решете воду носят.

Наши сани едут сами,

А лошади у нас с усами

Бегают в подполе за мышами.

- Да ведь это кошка!

- Комара тебе в лукошко.

Наши кошки живут в гнезде,

Летают везде

Прилетели во двор

Завели разговор: кар, кар.

- Да ведь это вороны!

- Мухомор тебе вареный!

Наша-то ворона ушаста

В огороде шастает часто.

Скок да скок, через мосток

Белым пятнышком хвосток.

- Да ведь это зайчишка!

- Да в нос тебе шишка!

Нашего зайца все звери пугаются

Прошлой зимой в лютый мороз

Серый зайчишка барана унес.

- Да это волк!

- Да по лбу тебя щелк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясет бородой

Пообедал лебедой.

- Да ведь это козлище!

- Щелчков тебе тыща!

Эх Егор, Егор

Носишь шапку соболью

Ни перед кем не ломаешь

И шуток не понимаешь.

- Вижу, вам очень понравились веселые небылицы, а вам бы хотелось стать автором небылицы? Вот вам домашнее задание: сочинить небылицу и рассказать её нам.

- Вот и закончилась наша беседа об устном народном творчестве. Давайте ещё раз вспомним, о чем мы говорили.

Таким образом, вы видите, что устное народное творчество и сегодня используется вашими мамами, бабушками, воспитателями и помогает в вашем воспитании. Надеюсь, что когда вы вырастите большими и у вас будут свои дети, вы тоже будете их радовать колыбельными, потешками, небылицами, загадывать загадки, рассказывать сказки.

- А в заключении о нашей беседе предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ушки». будьте внимательны прислушивайтесь к словам

Мама била, била, била

И все папе доложила,

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил,

Баба била, била, била

И все деду доложила,

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил,

Сестры били, били, били

И все братьям доложили,

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки

Прячьте дети скорее ушки.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Любовь и мудрость народная»
Опубликовано: 1 октября 2013 в 17:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...