Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»

Тамара Сергеевна Парцевская
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»

адачи: Дать понятие, что Земля имеет форму шара, показать роль Солнца в суточном режиме живых существ, их связи с вращением Земли вокруг своей оси. Закрепить понятие «сутки», «части суток» (утро - день - вечер - ночь).

Учить устанавливать временные связи (последовательная смена частей суток).

Развивать желание участвовать в коллективной беседе, отстаивать свою точку зрения.

Методические приемы: Опыты, решение исследовательских и изобретательских задач, метод мозгового штурма, игра «Хорошо - плохо».

Материал: Изображение животных - бурундука, медведя, картины с изображением плоской и шарообразной земли, глобус, силуэт Солнца, настольная лампа, стол.

Предварительная работа: Занятие «Мы жители Земли», коллективная работа по изодеятельности планеты, жизнь другой планеты, приготовление коллажей, лепки, комплексное занятие с просмотром слайдов о космосе, пл. Земля, чтение художественной литературы.

Литература: Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» ч. 1, 3, 5, 7, 8 «Все обо всем» Атлас «Мир человека» «10 уроков по естествознанию» А. Гончар «Все обо всем» (сказка о бурундучке и медведе) книги «Почемучка», М., 1992г.

Ход ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, помните, недавно на занятии мы говорили о нашем доме. Но не о том, в котором живете вы с мамой, папой, деревянном, кирпичном, а о нашем общем доме, где живут не только люди, но и деревья: березы и осины, крокодилы и рыбы и еще много других существ. Это? - Наша планета Земля.

- А как выглядит наша планета? (ответы). А вот сейчас послушайте историю о том, какой спор вышел об этом однажды между бурундучком и медведем.

- Жил-был бурундучок, и никого не боялся. Встретил как-то своего друга медведя, поспорили. А спор у них вышел такой: кто первый утром увидит солнечный луч. Вот взобрались они на пригорок, и сели. Медведь сел лицом в ту сторону, где утром солнышко должно вставать из-за леса. А бурундучок сел лицом туда, где вечернее солнышко заходит в лес. Сели они спинками друг к другу. Сидят, ждут. Перед бурундучком гора возвышается, а перед медведем - ровная долина (показ макета и карт). И вот стало светать.

- Как вы думаете, кто из них первый увидит солнце? Почему? Давайте подождем, скоро оно взойдет, и мы узнаем, кто выиграл спор.

- Сидит медведь и говорит: «Вот сейчас упадет на долину первый лучик, и я выиграю спор». А лучика все нет. Ждет медведь. Вдруг бурундучок у него за спиной как закричит: «Вижу, я вижу, я первый». Удивился медведь: перед ним была еще темная долина, а когда он обернулся через плечо, то позади увидел.

- Что он увидел? (первый лучик света на вершине горы).

- Что его так удивило?

- Почему обрадовался бурундучок?

- А теперь давайте посмотрим, как бурундучок выиграл спор.

ОПЫТ № 1: Вот они сидят, и восходит солнце. Медленно поднимается, но ни бурундучок, ни медведь пока его не видят. Солнце поднимается все выше, и посмотрите, что получилось. Оба они в темноте, а на верхушке горы уже появились первые лучи солнышка.

- Куда смотрит медведь? (туда, где должно появиться солнце).

- А бурундучок? (на гору). Да, он уже увидел лучи солнца первый.

- Что же помешало медведю первому увидеть солнце? (выпуклость земли, округлость).

- Значит, ребята, какую форму имеет наша планета Земля? Да, форму шара.

- А когда-то давным-давно, когда не было ни машин, ни самолетов, ни домов, как у нас, люди думали, что солнце может как-нибудь взойти и не подняться, не знали, что Земля круглая и представляли ее плоской.

- А если бы на самом деле Земля была плоской? Кто бы тогда выиграл спор? (предложения детей).

- Давайте проверим!

ОПЫТ № 2: «Плоская Земля». Освещение из-под стола (настольная лампа) с сидящими на плоскости макета животными.

ВЫВОД: Да, они бы увидели одновременно, и победителей не оказалось бы.

- Тут и солнышко взошло. Обрадовались бурундучок и медведь солнышку и размечтались: «Если бы солнышко не садилось и светило бы всегда».

- «А это будет хорошо» - сказал бурундучок.

- В лесу будет хорошо, тепло. Дети, помогайте еще, что будет хорошо? Будет от солнца красиво, нарядно, весело. Роса будет блестеть. А сколько будет ягод? Дети, помогайте им мечтать.

- Можно будет купаться, сохнуть, плескаться, загорать.

Они мечтали, а солнце поднималось все выше и выше, настроение у них стало меняться. Лужица, около которой сидел медведь, высохла, и он подумал о ручье, в котором любил плескаться в жару.

- Что он мог подумать? (обмелеет)

Он вдруг представил, что от постоянной жары может обмелеть и даже пересохнуть его река, где он ловил рыбу. И решил, что солнцу быть всегда - это плохо.

- А как вы думаете, ребята. Солнцу быть всегда, это хорошо или плохо? Чем?

- В городе, лесу, может быть пожар, высохнут реки, голова может болеть. Да, ребята, когда много солнца, оно может приносить вред.

- А как же спать - протянул медведь.

- Солнце должно светить, так как оно нужно всем, и не должно светить, так как много солнца это тоже плохо. Как же быть? Давайте подумаем, (варианты ответов - навесы построить, зонты использовать, панамы на головы, туча закроет солнце.)

- Правильно, надо сделать так, чтобы солнце не мешало. Ребята, а это удобно везде ходить под зонтом, сидеть под навесом, спать? Это вы хорошо придумали, но на самом деле, нам не придется ничего этого делать.

- Почему? Правильно, так как наступает вечер, солнце само уходит. Давайте вспомним начало занятия. Бурундучок и медведь сидели и ждали чего? (когда солнце взойдет). Сначала они увидели сияние в том месте, где должно было взойти солнце. Вы знаете, как называется это явление? (заря). (Показ картинки). Вместе с зарей наступает утро, утром есть тень. Дальше солнце поднимается все выше над землей и наступает день (показ картинки). Вот гора, а тени тут почти нет. Солнце поднялось и продолжает свой путь, начинает медленно опускаться, тень от горы становится все длиннее и резче, наступает вечер. А когда солнце заканчивает путь, наступают сумерки, и когда совсем заходит - наступает ночь.

УТРО - ВЕЧЕР - ДЕНЬ - НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ

- А хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?

ОПЫТ № 3: глобус, зверьки, лампа.

- Земля - шар, Солнце - огненный шар. Мы знаем, что Земля круглая. И не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля крутится вокруг себя, как волчок и поворачивается к Солнцу разной стороной. Так день сменяет ночь, а ночь - день (показ зверей на глобусе - освещенность). Вот обернулась Земля - прошли сутки. Так устроена природа.

- А кто может сказать, что такое ночь? (хочется спать, темно).

- Но ведь медведь сказал, что «плохо», когда всегда светло, а ночь - это значит «хорошо»?

- Почему ночь хорошо? (солнце спать не мешает, не жарко, животным можно спрятаться от врагов, все отдыхают, набираются сил и люди, и животные, и растения, чтобы днем хорошо поработать).

- А всем ли хорошо ночью? Например, бурундучку? Медведь большой - сам может напугать. А бурундучок? Ему в темноте не видно, если лиса залезет в нору, куда бежать?

- Ещё кому трудно бывает ночью? (людям, которые работают ночью, тяжелее, энергии тратится больше, домой идти ночью страшно, в лесу ночью заблудишься, тоже страшно.)

- Но даже страшная ночь кончается и наступает утро, тогда все становится видно, всех слышно.

- Для всех живых земных существ хорошо, что бывает день и ночь, что день сменятся ночью, а ночь кончается, когда всходит солнце. И бурундучок с медведем уже не спорили, а были заняты каждый своим делом.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рисование разными способами частей суток («день», «ночь»).

Публикации по теме:

«Рождение Земли в солнечной системе» (конспект занятия)«Рождение Земли в солнечной системе» (конспект занятия) Цели: познакомить с историей возникновения Земли, уточнить и систематизировать знания детей о смене дня и ночи; упражнять детей в правильном.

Конспект занятия по познавательной активности: «Глобус — модель Земли; Климатические пояса Земли» П/С: * Обеспечение сенсомоторных координаций, через активизацию различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного).

Библиотека изображений:
  • Сказочные существа
  • Сказочные существа
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»
Опубликовано: 19 августа 2013 в 21:59
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...
Оформление музыкального зала ко Дню Матери.
День матери! В этот замечательный день наши зрители- мамочки, бабушки и даже папы! Мама – самое близкое, дорогое и родное слово для любого человека. Нам...