Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»

Тамара Сергеевна Парцевская
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»

адачи: Дать понятие, что Земля имеет форму шара, показать роль Солнца в суточном режиме живых существ, их связи с вращением Земли вокруг своей оси. Закрепить понятие «сутки», «части суток» (утро - день - вечер - ночь).

Учить устанавливать временные связи (последовательная смена частей суток).

Развивать желание участвовать в коллективной беседе, отстаивать свою точку зрения.

Методические приемы: Опыты, решение исследовательских и изобретательских задач, метод мозгового штурма, игра «Хорошо - плохо».

Материал: Изображение животных - бурундука, медведя, картины с изображением плоской и шарообразной земли, глобус, силуэт Солнца, настольная лампа, стол.

Предварительная работа: Занятие «Мы жители Земли», коллективная работа по изодеятельности планеты, жизнь другой планеты, приготовление коллажей, лепки, комплексное занятие с просмотром слайдов о космосе, пл. Земля, чтение художественной литературы.

Литература: Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» ч. 1, 3, 5, 7, 8 «Все обо всем» Атлас «Мир человека» «10 уроков по естествознанию» А. Гончар «Все обо всем» (сказка о бурундучке и медведе) книги «Почемучка», М., 1992г.

Ход ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, помните, недавно на занятии мы говорили о нашем доме. Но не о том, в котором живете вы с мамой, папой, деревянном, кирпичном, а о нашем общем доме, где живут не только люди, но и деревья: березы и осины, крокодилы и рыбы и еще много других существ. Это? - Наша планета Земля.

- А как выглядит наша планета? (ответы). А вот сейчас послушайте историю о том, какой спор вышел об этом однажды между бурундучком и медведем.

- Жил-был бурундучок, и никого не боялся. Встретил как-то своего друга медведя, поспорили. А спор у них вышел такой: кто первый утром увидит солнечный луч. Вот взобрались они на пригорок, и сели. Медведь сел лицом в ту сторону, где утром солнышко должно вставать из-за леса. А бурундучок сел лицом туда, где вечернее солнышко заходит в лес. Сели они спинками друг к другу. Сидят, ждут. Перед бурундучком гора возвышается, а перед медведем - ровная долина (показ макета и карт). И вот стало светать.

- Как вы думаете, кто из них первый увидит солнце? Почему? Давайте подождем, скоро оно взойдет, и мы узнаем, кто выиграл спор.

- Сидит медведь и говорит: «Вот сейчас упадет на долину первый лучик, и я выиграю спор». А лучика все нет. Ждет медведь. Вдруг бурундучок у него за спиной как закричит: «Вижу, я вижу, я первый». Удивился медведь: перед ним была еще темная долина, а когда он обернулся через плечо, то позади увидел.

- Что он увидел? (первый лучик света на вершине горы).

- Что его так удивило?

- Почему обрадовался бурундучок?

- А теперь давайте посмотрим, как бурундучок выиграл спор.

ОПЫТ № 1: Вот они сидят, и восходит солнце. Медленно поднимается, но ни бурундучок, ни медведь пока его не видят. Солнце поднимается все выше, и посмотрите, что получилось. Оба они в темноте, а на верхушке горы уже появились первые лучи солнышка.

- Куда смотрит медведь? (туда, где должно появиться солнце).

- А бурундучок? (на гору). Да, он уже увидел лучи солнца первый.

- Что же помешало медведю первому увидеть солнце? (выпуклость земли, округлость).

- Значит, ребята, какую форму имеет наша планета Земля? Да, форму шара.

- А когда-то давным-давно, когда не было ни машин, ни самолетов, ни домов, как у нас, люди думали, что солнце может как-нибудь взойти и не подняться, не знали, что Земля круглая и представляли ее плоской.

- А если бы на самом деле Земля была плоской? Кто бы тогда выиграл спор? (предложения детей).

- Давайте проверим!

ОПЫТ № 2: «Плоская Земля». Освещение из-под стола (настольная лампа) с сидящими на плоскости макета животными.

ВЫВОД: Да, они бы увидели одновременно, и победителей не оказалось бы.

- Тут и солнышко взошло. Обрадовались бурундучок и медведь солнышку и размечтались: «Если бы солнышко не садилось и светило бы всегда».

- «А это будет хорошо» - сказал бурундучок.

- В лесу будет хорошо, тепло. Дети, помогайте еще, что будет хорошо? Будет от солнца красиво, нарядно, весело. Роса будет блестеть. А сколько будет ягод? Дети, помогайте им мечтать.

- Можно будет купаться, сохнуть, плескаться, загорать.

Они мечтали, а солнце поднималось все выше и выше, настроение у них стало меняться. Лужица, около которой сидел медведь, высохла, и он подумал о ручье, в котором любил плескаться в жару.

- Что он мог подумать? (обмелеет)

Он вдруг представил, что от постоянной жары может обмелеть и даже пересохнуть его река, где он ловил рыбу. И решил, что солнцу быть всегда - это плохо.

- А как вы думаете, ребята. Солнцу быть всегда, это хорошо или плохо? Чем?

- В городе, лесу, может быть пожар, высохнут реки, голова может болеть. Да, ребята, когда много солнца, оно может приносить вред.

- А как же спать - протянул медведь.

- Солнце должно светить, так как оно нужно всем, и не должно светить, так как много солнца это тоже плохо. Как же быть? Давайте подумаем, (варианты ответов - навесы построить, зонты использовать, панамы на головы, туча закроет солнце.)

- Правильно, надо сделать так, чтобы солнце не мешало. Ребята, а это удобно везде ходить под зонтом, сидеть под навесом, спать? Это вы хорошо придумали, но на самом деле, нам не придется ничего этого делать.

- Почему? Правильно, так как наступает вечер, солнце само уходит. Давайте вспомним начало занятия. Бурундучок и медведь сидели и ждали чего? (когда солнце взойдет). Сначала они увидели сияние в том месте, где должно было взойти солнце. Вы знаете, как называется это явление? (заря). (Показ картинки). Вместе с зарей наступает утро, утром есть тень. Дальше солнце поднимается все выше над землей и наступает день (показ картинки). Вот гора, а тени тут почти нет. Солнце поднялось и продолжает свой путь, начинает медленно опускаться, тень от горы становится все длиннее и резче, наступает вечер. А когда солнце заканчивает путь, наступают сумерки, и когда совсем заходит - наступает ночь.

УТРО - ВЕЧЕР - ДЕНЬ - НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ

- А хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?

ОПЫТ № 3: глобус, зверьки, лампа.

- Земля - шар, Солнце - огненный шар. Мы знаем, что Земля круглая. И не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля крутится вокруг себя, как волчок и поворачивается к Солнцу разной стороной. Так день сменяет ночь, а ночь - день (показ зверей на глобусе - освещенность). Вот обернулась Земля - прошли сутки. Так устроена природа.

- А кто может сказать, что такое ночь? (хочется спать, темно).

- Но ведь медведь сказал, что «плохо», когда всегда светло, а ночь - это значит «хорошо»?

- Почему ночь хорошо? (солнце спать не мешает, не жарко, животным можно спрятаться от врагов, все отдыхают, набираются сил и люди, и животные, и растения, чтобы днем хорошо поработать).

- А всем ли хорошо ночью? Например, бурундучку? Медведь большой - сам может напугать. А бурундучок? Ему в темноте не видно, если лиса залезет в нору, куда бежать?

- Ещё кому трудно бывает ночью? (людям, которые работают ночью, тяжелее, энергии тратится больше, домой идти ночью страшно, в лесу ночью заблудишься, тоже страшно.)

- Но даже страшная ночь кончается и наступает утро, тогда все становится видно, всех слышно.

- Для всех живых земных существ хорошо, что бывает день и ночь, что день сменятся ночью, а ночь кончается, когда всходит солнце. И бурундучок с медведем уже не спорили, а были заняты каждый своим делом.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рисование разными способами частей суток («день», «ночь»).

Публикации по теме:

«Рождение Земли в солнечной системе» (конспект занятия)«Рождение Земли в солнечной системе» (конспект занятия) Цели: познакомить с историей возникновения Земли, уточнить и систематизировать знания детей о смене дня и ночи; упражнять детей в правильном.

Конспект занятия по познавательной активности: «Глобус — модель Земли; Климатические пояса Земли» П/С: * Обеспечение сенсомоторных координаций, через активизацию различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного).

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Почему день сменяет ночь»
Опубликовано: 19 августа 2013 в 21:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена...
Новогодний утренник для младшей группы.
МБДОУ№1 Новогодний утренник Воспитатель: Макаова Р. А. 2017г Ведущий : Здравствуй праздник Новогодний! Гости к нам пришли сегодня! Детки выучили...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Ох, уж эти сказки…»
Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Ох, уж эти сказки Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей...