Конспект занятия в подготовительной группе «Напитаем душу красотой». Знакомство детей с народно-прикладным искусством

Лидия Цыбуля
Конспект занятия в подготовительной группе «Напитаем душу красотой». Знакомство детей с народно-прикладным искусством

Конспект занятия

Тема: «Напитаем душу красотой»

Цель: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой;

Дать представление о традициях кубанского быта;

Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

Предварительная работа:

Знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой.

Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками.

Прослушивание аудио и просмотр видео – записей Кубанского казачьего хора «Криница».

Разучивание народных песен, хороводов.

Материал: белая ткань, нитки мулине, иголки, игольницы, ножницы, пяльцы.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем, зимой занимались люди? (вышивали, шили, вязали).

- Да! Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай свою родницу на веселую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся, весну встречать будем. Хотите? Ну тогда милости прошу! (педагог надевает фартук, украшенный народным кубанским орнаментом).

-Хозяйка в дому, что оладушек в меду.

- Она убирает, она подает.

-Она одна за все отвечает.

-Ведь какова пряха, такова и рубаха.

- Проходите, гости дорогие, ко мне во светелку на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светелку. Что вам больше всего нравится? Что вы видите? (скатерти).

- Скатерти очень красивые, украшены бахромой. А мы с вами знаем, как называлась в старину скатерть?

- Настольник, так как клали ее на стол. Что вы еще видите? (салфетки, полотенца) А как на Кубани называли полотенца? (рушники).

- Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

- а какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник? (красный, черный). Посмотрите на мой передник. Что вышито на нем? (цветы).

- а знаете, что означает эта вышивка? Цветок красный с цветами и бутонами – символ крепкой семьи. Корни - это дедушка и бабушка. Цветы это родители, а батоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая черная линия – символ земли.

- Оказывается, рушники, которые вы здесь видите, имеют свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков». Этих «птушек» раздавали детям. Давайте и мы с вами подготовимся к встречи весны. Садитесь девочки сейчас будем вышивать, но сначала пальчики немножко разомнем, похлопаем в ладошки, в кулачок сожмем, затем их посчитаем и вышивать начнем: раз, два, три, четыре пять начинаем вышивать. (дети садятся вышивать)

- Наши рукодельницы вышивают, шьют, за работой песенку тихонечко поют.

Песня рукодельниц

Я скатерку вышиваю

За стежком кладу стежок

Вышла скатерть как живая

Как живой на ней цветок

А вот тут сверкает с неба

Солнца лучик золотой

Ручеек журчит тихонько

Он ведь тоже как живой

Шьет и шьет моя иголка

Для детей старается

Ты трудись моя иголка

Вышивать я буду долго

Мне работа нравится

В средине занятия:

- А теперь друзья немного от работы отдохнем и все вместе поиграем, потанцуем и споем. Но сначала подскажите, как у казаков назывались сапоги (чеботы, а сапожки у детей (чебаки).

Разминка.

Танцевали гопака

Отбили ботинки

Остались на ногах

Чулки да резинки.

Куй, куй чебаток

Подай баба молоток

Не подашь молотка

Не подкую чебатка.

Или

Мы с веселой песней дружим

По кубански говорим

Хорошо живем не тужим

Со сметаной хлеб едим.

Ты играй повеселей

Гармошечка кубанская

Мы девчата боевые

С Края Краснодарского

Дети садятся, заканчивают работы.

- А теперь возьмем корзинку

И поделочки свои

Все в корзиночку положим

Пригодятся нам они.

Ведь спешит весна к нам

Скоро будет праздник мам

Мы поделочки возьмем

Мам поздравим с женским днем.

А чтоб весна скорей пришла

Мы заклички пропоем,

Пропоем и прочитаем

Весну в гости позовем.

Жаворонушки прилетите-ка, весну - красну принесите-ка.

Прилетайте, жаворонки, приносите девять ключей.

Запирать будем на девять замков зиму лютую.

Отпускать на волю весну красную.

Дети поют.

Ясна - красна, приди весна с голубою далью,

С Иваном - да – Марьей, с золотистым гребнем

С изумрудным стеблем.

Пришла весна, войной пошла на все зимнее:

На льды – ливнем, на снег – теплом, на всю зиму - помелом.

Исполняется танец с платочками.

Дети:

Весна, весна, приходи,

Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.

На темные лесочки, на серые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ.

- Педагог угощает детей печеными «жаворонками» (блюдо держит на рушнике вышитом в кубанском стиле).

Рушники повышивали

Весну в гости мы позвали.

Наступает час прощанья

Всем мы скажем – До свиданья.

Публикации по теме:

Занятие-беседа «Кубанские промыслы» (средняя группа)Занятие-беседа «Кубанские промыслы» (средняя группа) Цель: Знакомить детей с историей жизни и быта казаков. Развивать познавательный интерес к истории Кубани. Развивать познавательный интерес.

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Напитаем душу красотой». Знакомство детей с народно-прикладным искусством
Опубликовано: 22 января 2014 в 00:14
+28
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...