Конспект занятия в подготовительной группе «Напитаем душу красотой». Знакомство детей с народно-прикладным искусством

Лидия Цыбуля
Конспект занятия в подготовительной группе «Напитаем душу красотой». Знакомство детей с народно-прикладным искусством

Конспект занятия

Тема: «Напитаем душу красотой»

Цель: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой;

Дать представление о традициях кубанского быта;

Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани.

Предварительная работа:

Знакомство детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой.

Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками.

Прослушивание аудио и просмотр видео – записей Кубанского казачьего хора «Криница».

Разучивание народных песен, хороводов.

Материал: белая ткань, нитки мулине, иголки, игольницы, ножницы, пяльцы.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети, я вам много рассказывала о том, как люди жили в старину у нас на Кубани, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем, зимой занимались люди? (вышивали, шили, вязали).

- Да! Зимними холодными днями и вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица: «Собирай свою родницу на веселую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вместе дружно поработаем, а потом повеселимся, весну встречать будем. Хотите? Ну тогда милости прошу! (педагог надевает фартук, украшенный народным кубанским орнаментом).

-Хозяйка в дому, что оладушек в меду.

- Она убирает, она подает.

-Она одна за все отвечает.

-Ведь какова пряха, такова и рубаха.

- Проходите, гости дорогие, ко мне во светелку на сходницу. Посмотрите, сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали руки взрослых людей с большой любовью и желанием. Поэтому они так украшают светелку. Что вам больше всего нравится? Что вы видите? (скатерти).

- Скатерти очень красивые, украшены бахромой. А мы с вами знаем, как называлась в старину скатерть?

- Настольник, так как клали ее на стол. Что вы еще видите? (салфетки, полотенца) А как на Кубани называли полотенца? (рушники).

- Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

- а какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник? (красный, черный). Посмотрите на мой передник. Что вышито на нем? (цветы).

- а знаете, что означает эта вышивка? Цветок красный с цветами и бутонами – символ крепкой семьи. Корни - это дедушка и бабушка. Цветы это родители, а батоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая черная линия – символ земли.

- Оказывается, рушники, которые вы здесь видите, имеют свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона. Было еще одно предназначение для рушников. С наступлением весны девушки выходили со своими рушниками на улицу весну встречать, красну закликать. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков». Этих «птушек» раздавали детям. Давайте и мы с вами подготовимся к встречи весны. Садитесь девочки сейчас будем вышивать, но сначала пальчики немножко разомнем, похлопаем в ладошки, в кулачок сожмем, затем их посчитаем и вышивать начнем: раз, два, три, четыре пять начинаем вышивать. (дети садятся вышивать)

- Наши рукодельницы вышивают, шьют, за работой песенку тихонечко поют.

Песня рукодельниц

Я скатерку вышиваю

За стежком кладу стежок

Вышла скатерть как живая

Как живой на ней цветок

А вот тут сверкает с неба

Солнца лучик золотой

Ручеек журчит тихонько

Он ведь тоже как живой

Шьет и шьет моя иголка

Для детей старается

Ты трудись моя иголка

Вышивать я буду долго

Мне работа нравится

В средине занятия:

- А теперь друзья немного от работы отдохнем и все вместе поиграем, потанцуем и споем. Но сначала подскажите, как у казаков назывались сапоги (чеботы, а сапожки у детей (чебаки).

Разминка.

Танцевали гопака

Отбили ботинки

Остались на ногах

Чулки да резинки.

Куй, куй чебаток

Подай баба молоток

Не подашь молотка

Не подкую чебатка.

Или

Мы с веселой песней дружим

По кубански говорим

Хорошо живем не тужим

Со сметаной хлеб едим.

Ты играй повеселей

Гармошечка кубанская

Мы девчата боевые

С Края Краснодарского

Дети садятся, заканчивают работы.

- А теперь возьмем корзинку

И поделочки свои

Все в корзиночку положим

Пригодятся нам они.

Ведь спешит весна к нам

Скоро будет праздник мам

Мы поделочки возьмем

Мам поздравим с женским днем.

А чтоб весна скорей пришла

Мы заклички пропоем,

Пропоем и прочитаем

Весну в гости позовем.

Жаворонушки прилетите-ка, весну - красну принесите-ка.

Прилетайте, жаворонки, приносите девять ключей.

Запирать будем на девять замков зиму лютую.

Отпускать на волю весну красную.

Дети поют.

Ясна - красна, приди весна с голубою далью,

С Иваном - да – Марьей, с золотистым гребнем

С изумрудным стеблем.

Пришла весна, войной пошла на все зимнее:

На льды – ливнем, на снег – теплом, на всю зиму - помелом.

Исполняется танец с платочками.

Дети:

Весна, весна, приходи,

Солнышко, солнышко высоко взойди, далеко посвети.

На темные лесочки, на серые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ.

- Педагог угощает детей печеными «жаворонками» (блюдо держит на рушнике вышитом в кубанском стиле).

Рушники повышивали

Весну в гости мы позвали.

Наступает час прощанья

Всем мы скажем – До свиданья.

Публикации по теме:

Занятие-беседа «Кубанские промыслы» (средняя группа)Занятие-беседа «Кубанские промыслы» (средняя группа) Цель: Знакомить детей с историей жизни и быта казаков. Развивать познавательный интерес к истории Кубани. Развивать познавательный интерес.

Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Тема: «Книга «Русские народные потешки» в подарок малышам». Программные задачи. Развивать интерес детей к творчеству художника Ю. Васнецова;.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Напитаем душу красотой». Знакомство детей с народно-прикладным искусством
Опубликовано: 22 января 2014 в 00:14
+28
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...