Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

Ольга Сильвестрова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

Программное содержание:

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

Развивающая среда:

Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник,мята, ромашка, крапива)

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель:

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята я не вижу Максима, где он?

Дети: Он простудился и кашляет.

Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

Воспитатель:

Есть много разных травок

у тропинок, у канавок

и красивых, и пушистых

разноцветных и душистых!

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными? (их используют для лечения заболеваний).

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Послушайте загадку:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

А теперь я предлагаю провести физминутку.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Стоят в поле сестрички -

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт.

(мята)

Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Вот послушайте рассказ:

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

- Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!» Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

Дети: В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель: итак подведем итог:

- о чем мы с вами сегодня говорили?

- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья! И чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем!

Публикации по теме:

«Зеленая аптека». Занятие по экологии в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями родного края. Рассказать о простейших способах использования растений для лечения.

Дидактическая игра «Фитодоктор»Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: - Дать понятие о пользе лекарственных растений; - Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 01:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...
Фотоотчет «Открытка ветерану»
Ежегодно, в нашем детском саду, проводится конкурс "Открытка ветерану". Этот конкурс проводит Молодежный Совет, ОАО «ЭнСер», профсоюз «Урал Аз» с целью...
Открытка «9 мая» Мастер класс
Открытка «9 мая» мастер класс 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с днем Победы ! По традиции мы с детьми готовим поздравительные открытки. Представляю...
Ширма «Я и мои эмоции»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Дошкольное детство – крохотный отрезок в жизни человека, но он имеет большое значение. В этот...
Фотоотчет станции из квеста «Космос»
Фотоотчет станции из квеста "Космос" Уже прошла неделя "Космос", но я бы хотела поделиться с Вами итоговым мероприятием недели "Космос" - квест...