Папки-передвижки

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Светлана Рябко
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Цель занятие : Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с культурой Кубанского казачества (песни, пословицы, язык коренных жителей Кубани); развивать познавательный интерес к истории и быту своего народа. Знакомство с традиционной кухней казаков. Разучивание Кубанской игры.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах

Предварительная работа : Рассматривание старых фотографий, альбомов, беседы с детьми.

Методы и приемы:

Художественное слов, вопросы к детям, рассказ воспитателя, слушание народных песен, посещение музея.

Материальное обеспечение:

Мультимедийная установка, презентация «Природа Кубани», слайды о жизни и быте казаков. Продукты для приготовления вареников. Предметы быта казаков (коромысло, макитра, черпак, рушник, чугунок, ухват).

Современные педагогические образовательные технологии:

Информационно-коммуникативные (использование мультимедио-проектора и экрана для показа презентаций)

Ход занятия:

- Под звуки кубанской народной музыки дети проходят в зал, садятся на стулья перед мультимедийным экраном

- На экране отображены слайды о природе Кубани

Воспитатель.

- Ребята, скажите, как называется наша страна?

(Ответы детей)

- А кто знает, как называется край, в котором мы живем?

(Ответы детей)

- Как зовется наша малая Родина?

(Ответы детей)

Кубань родная, нежно воспеваю

Великую красу твоей земли!

Земли святой от края и до края!

Моря, леса, поля, мой край родной. !

- А кто из Вас может сказать, почему наш край называется Кубанью? (это название произошло от главной реки – Кубань.)

- Река Кубань, протекает по всему нашему краю и питает своими водами все поля и луга. Наша река Кирпили берет начало из реки Кубань.

( Слайды: карты Краснодарского края и хутора Беднягина).

- Мы живем в благодатном и красивом крае. Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение.

-Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать о том, откуда казаки пришли в эти края.

( Слайд :Памятник Екатерины 2 в городе Краснодаре).

А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской сечи - казаки - запорожцы. Так появились наши предки – казаки на Кубани.

Казаки начали обживать кубанские земли.

Селились казаки вдоль рек.

Каждая семья имела надел земли. (Надел – это участок земли)

Давали надел по количеству казаков (мальчиков) в семье.

Чем больше мальчиков в семье - тем больше земли получала семья.

Раньше все казачьи семьи были многодетны, поэтому многие семьи имели целые поля под огороды и сады. А ещё наделялись наделы – сенокосы, для заготовки сена для лошадей и коров.

Казаки народ трудолюбивый, весь год они трудились на своей земле. Детей с раннего детства приучали к труду. У каждого ребенка было своё дело.

Девочки помогали по хозяйству мамам, а мальчики помогали отцам в поле, пасли коров и лошадей.

(На экране слайд Кубанских казаков на лошадях).

-Конь для казака гораздо больше, чем просто домашнее животное, он был подлинным товарищем от которого зависели успех и сама жизнь казака на войне. В мирное время лошадь была незаменимой помошницей. На лошадях пахали землю, перевозили урожай.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а к пяти годам скакали по степи.

Звучит кубанская народная песня «Распрягайте хлопцы, конэй» в исполнение Кубанского казачьего хора.

-Что можно сказать об этой песни? Какая мелодия?

(Ответы детей)

Ребята, а вы поняли о чем поётся в этой песни?

(Ответы детей)

Да ребята, слова для вас многие не понятны, потому что эта песня поётся на родном кубанском языке – балачке.

Раньше так говорили наши предки. А кто такие предки?

(Ответы детей)

Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.

Значит так говорили наши прабабушки и прадедушки. Язык этот ближе к украинскому языку, но много и русских слов. В народе этот говор (ДЕАЛЕКТ) называется - балачка.

Потому что на кубанском деалекте слово балакать – значит разговаривать.

Сейчас так не балакают. В детском саду и школе сейчас нас учат правильному русскому языку, но мы должны знать значение этих слов, чтобы понимать песни и поговорки наших предков.

Я являюсь носителем балачки, так как я коренная жительница Кубани.

И сегодня я познакомлю с некоторыми словами.

Многие из вас слышали такие пословицы:

ТЕРПЫ КАЗАК- АТАМАНОМ БУДЫШЬ.

ЯК ЧЕЛОВИК ИСТЬ- ТАК ВИН И РОБЭ.

СТАРИХ ПОЧИТАЙ –МОЛОДЫХ ПОУЧАЙ.

У ХОРОШЕГО ХОЗЯИНА И СВИНКА ГОСПОДЫНКА.

КРАСНА ДИВКА КОСАМЫ,А ХАТА ПЫРОГАМЫ.

(На экране появляются слайды «Кубанская хата»).

-Сейчас,ребята, я познакомлю вас с бытом казаков. Как жили наши предки.

-Как называется дом казака?

(ответы детей)

Казаки народ дружный и трудолюбивый. На строительство хаты собирались всем хутором-гуртом (все вместе).

Хаты строили из самана. Саман –это строительный материал, который делали из глины, соломы, воды. Месили саман лошади. При помощи деревянной формы из самана лепили кирпичи, а за тем давали им хорошенько

просохнуть. Из саманных кирпичей складывали хату.

-Каким материалом казаки крыли крыши своих хат?

(Ответы детей)

-Правильно, крыши крыли камышом и соломой.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.

Чаще всего хата делилась на две комнаты: передняя и светлыца.

В передней хате стояла большая печь,потому что казаки говорили

БЕЗ ПЕЧИ, ХАТА- НЕ ХАТА.

-А как вы думаете, для чего нужна такая большая печь в хате?

(Ответы детей)

-Правильно, печь нужна не только для обогрева в холодные времена. На печи сушили промокшую одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбу. А ещё на печи можно было спать. Для этого делалась лежанка.

(На экране слайды «Русская печь»)

-Самое главное печь нужна для приготовления пищи, печь хлеб и пироги.

Н а середине хаты стоял большой стол. На этом столе казачки готовили еду, а после собиралась вся большая семья кушать (исты).

-Ребята, все вы знаете, что у нас в детском саду есть мини –музей «Кубанская хата», где представлена посуда и предметы, которыми пользовались наши предки.

(Дети проходят в музей. Около порога весит коромысло).

-Кто мне подскажет что это такое?

(Ответы детей).

-Раньше водопровода не было и воду приходилось носить из речки, из крыныци, из колодца, а помогало казачкам вот это коромысло. (Показать как пользоваться коромыслом).

На входе стоит макитра с водой,а на стене висит черпак.

-Из макитры черпаком хозяйки набирали воду и поливали на руки казаку и казачатам. А вытирались они вот таким рушником. РУШНИКИ были вышиты красивым кубанским орнаментом (причудливое дерево, букет цветов, жар – птицы).

-Вот мы подошли к печке.

ПЕЧЬ ВСЕМУ ДОМУ КОРМИЛИЦА.

Весь день печка пыхтит, старается. А какую пищу можно приготовить?

( ответы детей :борщ, узвар, испечь хлеб и пампушки).

-Скажите пожалуйста,а в чём всё это можно приготовить? (чугунке)

-Правильно, раньше все готовили в чугунках. А назвали его так,потому что сделан он из чугуна. Посмотрите какой он тяжелый.

Обратите внимание,что у чугунка нет ручек,его надо ставить в печь и доставать из печи горячим. Как же быть? (Ответы детей)

-Правильно, для этого есть рогач или ухват.

Рогат, да не бык

Хватает,да не ест.

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

(Показать как пользоваться ухватом).

-Вот познакомились с бытом казаков. Посмотрели как жили наши предки.

-А теперь я хочу научить вас готовить ещё одно любимое кубанское блюдо

Называется оно ВАРЕНЫЧКИ.

(Под песню «Варенычки» в исполнении Кубанского хора, дети проходят в группу и садятся за длинный стол).

-Ребята, а ваши мамы и бабушки готовят дома вареники?

-Да

-А какие бывают вареники?

-С творогом, клубникой,вишней, капустой.

-Это очень хорошо, ребята, что в вашей семье сохранилась традиция лепить вареники.

-Сейчас мы все гуртом (вместе) будем лепить варенычки с картошкой.

-Кто скажет, что нам нужно для приготовления?

-Тесто и начинка.

(Вместе с детьми лепим вареники. Готовые вареники сложить на дощечки.).

-Яки гарни варенычки у вас получились.

-Слово гарно на Кубанском языке (деалекте) означает красиво.

-А пока наши вареники будут вариться,мы разучим Кубанскую игру

«ВАРЕНЫЧКИ».

Ход игры :

Дети делятся на две команды: Девчата и Хлопцы.

Каждая команда получает по деревянной ложке и миску с «варенычками» (шарики для тенесса).

Ребята по команде,под музыку переносят «вареники» в чугунок.

Побеждает команда,которая быстрее перенесёт все «вареники».

Дети приглашаются к столу покуштувать (попробовать) свои вареники.

Итог :Очём сегодня говорили? Что узнали нового? Какие новые слова запомнили? Чем занимались? Чему научились?

Прикреплённые файлы:

kuban_bdfa8.pptx | 5535,52 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Праздник кубанского каравая в подготовительной группе»Фотоотчёт «Праздник кубанского каравая в подготовительной группе» " Здрасьте, гости жданные, Гости званные и желанные!. По старому Кубанскому обычаю Усим гостям поклон наш низкий! С добрым словом и любовью,.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Традиции чаепития у разных народов». Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Традиции чаепития у разных народов». Задачи: - закреплять знания детей о названии.

Конспект НОД «Традиции и быт кубанского казачества» Конспект интегрированного занятия (подготовительная группа) Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества» Цель: Воспитывать любовь к малой.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси» подготовила Матусяк Н. И., воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №13" г. Сергиев Посад Московская область Цель: приобщать детей.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества» Цель занятие: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с культурой Кубанского казачества (песни, пословицы, язык коренных жителей.

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции» Цель занятия: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт Донского казачества» НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Традиции и быт Донского казачества» Подготовил старший воспитатель МБДОУ детский.

Конспект занятия «Традиционная одежда кубанского казака и казачки» Название: Тематическое занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста. Автор методической разработки:.

Традиции донского казачества живы — фотоотчетТрадиции донского казачества живы — фотоотчет Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной.

Традиции донского казачества живы (продолжение)Традиции донского казачества живы (продолжение) Но самый волнующий момент наступил, когда после благословения отца Димитрия, и под казачьи песни, прозвучавшие в исполнении приглашенных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 6 января 2017 в 21:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД