Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Людмила Буховец
Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Занятие проводится в Музее хлеба в группе детского сада.

Цель: Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народным творчеством. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Вызывать интерес к коллективному труду. Воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу. Доставить радость от необычной деятельности и угощения младших детей, укреплять проявление добрых чувств и отношений. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов. Отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу. Изготовление из солёного теста хлебобулочных изделий.

Оборудование и материал к занятию: Мультимедийная презентация. Разделочная доска, скалка, мука, сахар, соль, масло, сода, молоко, яйцо. Формочки для печенья, противень для выпекания. Фартуки и колпаки.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Безопасность».

Словарная работа. Предки, снегозадержание, крестьяне, пригоршня, безветренная, борозда,серп, цепа.

Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Ход занятия:

Воспитатель: У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе!

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и пытается бросить хлеб.

В: (останавливает его и не даёт бросить хлеб) Вовочка, ты зачем хочешь хлеб выбросить? Разве тебе не известно, как с хлебом надо общаться? Безобразие!

М: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и хотел выбросить.

В: Как тебе, Вова, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

М: Кто? Хлеб трудно даётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.

В: Ты, Вова, не прав и многого не знаешь оказывается. Вот садись и вместе с ребятами послушай, как наши предки выращивали хлеб.

В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная: Овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё один продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится, вы о нём узнаете, отгадав загадку.

Отгадать легко и быстро

Лёгкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет? (хлеб)

К хлебу всегда было особое уважение, так как – результат долгого и тяжёлого труда.

Крестьяне ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю, строили снегозадержание (показ в музее хлеба – снегозадержание на полях) и обращались к нему со словами:

Падай, падай, белый снег!

Хватит, хватит всем на всех,

Падай, падай на село,

На гусиное перо!

Поле белым укрывай-

Будет летом урожай.

Люди верили приметам, считая, что чем дальше прокатишься зимой на санках, чем выше раскачаешься весной на качелях, тем дружнее взойдут хлеба. Давайте с вами вспомним народные приметы, связанные с надеждами хлеборобов на будущий урожай?

Д: «Много снега – много хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь», «Май холодный – год хлеборобный», «Сеять можно до тех пор, пока цветёт черёмуха», «Жаворонок запел – пора выходить на пашню».

В: Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле- матушке, просили о богатом урожае.

Ну-ка, Солнце милое, пригрей да приласкай,

Чтобы золотистый вырос урожай!

И самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле с лукошком на груди (показ в музее) разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками (музей «Посев»).

В: Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений?

Д: Солнце, вода, тепло.

В: Проклюнулись всходы тоненькими нежными травинками. (показ всходов)

Психогимнастика: «Колосок растёт»

Ребята, представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимите руки вверх). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу, а теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!

В: Какие замечательные выросли у нас колоски!

(дети садятся на стульчики)

Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

Если дождь шёл слишком часто и мешал созреванию урожая, то произносили другую закличку:

Радуга- дуга,

Перебей дождя,

Подай солнышка.

В: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы (показ в музее жнецов) В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (показ в музее «Снопы»), а сейчас это делает комбайн. (в музее «Жатва»). В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу».

Но колосья нужно ещё обмолотить, для этого мужчины брали цепу (в музее) – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зёрна из них высыпались.. А сейчас это делает комбайн

Игра «Молотьба»

Не гром грохочет, не пальба,

Гремит - грохочет молотьба.

Дети встают в круг.

Чу-чу-чу – я зерно молочу

Удары кулачками друг о друга

Чу-чу-чу – жернова кручу

Круговые вращения сложенных ладоней

Чу-чу-чу – муку получу

Пальцы рук сжимаются - разжимаются

Ач-ач-ач – испеку калач

«пекут»

Чо-чо-чо – в печке горячо

Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди

Ачики-ачики – вкусные калачики

Хлопки в ладоши

(садятся на стульчики)

В: Колосья везут на мельницу, где их молотят. Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице (показ в музее «Мельница», а сейчас на мукомольном заводе. (картинка «Мукомольный завод»)

Игра «Мельница».

(играющие становятся в круг и поют:

Мели, мели мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться).

В: Ребята, а что можно печь из муки?

Д: булочки, пироги, торты, баранки, блины….

В: Чтобы нам что то испечь, что нам нужно сделать с мукой?

Д: Надо замесить тесто.

В: Вот и сейчас мы с вами будем настоящими поварами и испечем печенье. Надо вымыть руки и надеть фартуки и колпаки.

(Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки).

В: Подойдите и встаньте вокруг стола. Чтобы испечь печенье, мы возьмем муку.

- Какая она? Потрогайте

Д: белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная

В: Добавим сахар. Какой он?

Д: Белый, рассыпчатый, мелкий, блестящий, сладкий

В: Немного соли. Посмотрите, а соль - какая?

Д: белая, рассыпчатая, а на вкус соленая

В: Немного соды. Сода - какая?

Д: белая, рассыпчатая

В: Все перемешаем, сделаем горку, а в ней ямку. Добавим яйцо, посмотрите у яйца есть: белок и желток, скорлупа, какая она: хрупкая, тонкая, нежная. Немного молока, какое оно?

Д: белое, жидкое, полезное, вкусное.

В: Масло, какое оно?

Д: желтое, мягкое, эластичное.

В: А теперь замешиваем тесто. Какое получилось тесто?

Д: мягкое, белое, доброе

В: Что мы положили в тесто?

Д: муку, сахар, соль, соду, молоко, масло, яйцо

В: Тесто готово. Сейчас нужно его раскатать, берем скалку и ровным слоем раскатываем тесто. А теперь возьмите формочки для печенья и вырезайте, обратите внимание, что один край более острый, его и нужно втыкать в тесто. Готовое печенье выкладывайте на противень. Печенье готово, какое оно получилось красивое.

- А что сейчас нужно с ним сделать?

Д: Испечь

В: Где мы будем их печь?

Д: Отнесем наше печенье на кухню, а там наши повара поставят их в духовку и испекут.

В: Вовочка, теперь ты понял как трудно выращивать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб на улице?

М: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он остаётся после обеда?

Д: Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.

М: Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй.

Труд – его имя, мир – его отчество.

И для народа он самый родной!

До свидания, ребята!

А пока оно печётся споём с вами песенку.

Песня: «Ай, качи-качи-качи»

Наше печенье испеклось. Давайте угостим наших гостей, и пойдём угостим наших малышей.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Презентация проекта «Откуда хлеб пришел» (часть 2) .

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Птицы
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 20:10
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...