Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Людмила Буховец
Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Занятие проводится в Музее хлеба в группе детского сада.

Цель: Дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народным творчеством. Донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей. Закрепить знания о последовательности роста растений (пшеницы) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло). Вызывать интерес к коллективному труду. Воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу. Доставить радость от необычной деятельности и угощения младших детей, укреплять проявление добрых чувств и отношений. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов. Отгадывание загадок о хлебе, заучивание стихотворений о хлебе, объяснение и заучивание пословиц о хлебе. Сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу. Изготовление из солёного теста хлебобулочных изделий.

Оборудование и материал к занятию: Мультимедийная презентация. Разделочная доска, скалка, мука, сахар, соль, масло, сода, молоко, яйцо. Формочки для печенья, противень для выпекания. Фартуки и колпаки.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Безопасность».

Словарная работа. Предки, снегозадержание, крестьяне, пригоршня, безветренная, борозда,серп, цепа.

Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Ход занятия:

Воспитатель: У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе!

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и пытается бросить хлеб.

В: (останавливает его и не даёт бросить хлеб) Вовочка, ты зачем хочешь хлеб выбросить? Разве тебе не известно, как с хлебом надо общаться? Безобразие!

М: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и хотел выбросить.

В: Как тебе, Вова, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

М: Кто? Хлеб трудно даётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.

В: Ты, Вова, не прав и многого не знаешь оказывается. Вот садись и вместе с ребятами послушай, как наши предки выращивали хлеб.

В давние времена еда у наших предков была очень простая и очень полезная: Овощи, фрукты, грибы, каши. Но был ещё один продукт, без которого и в настоящее время никто за стол не садится, вы о нём узнаете, отгадав загадку.

Отгадать легко и быстро

Лёгкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет? (хлеб)

К хлебу всегда было особое уважение, так как – результат долгого и тяжёлого труда.

Крестьяне ещё зимой начинали подготовку к будущему урожаю, строили снегозадержание (показ в музее хлеба – снегозадержание на полях) и обращались к нему со словами:

Падай, падай, белый снег!

Хватит, хватит всем на всех,

Падай, падай на село,

На гусиное перо!

Поле белым укрывай-

Будет летом урожай.

Люди верили приметам, считая, что чем дальше прокатишься зимой на санках, чем выше раскачаешься весной на качелях, тем дружнее взойдут хлеба. Давайте с вами вспомним народные приметы, связанные с надеждами хлеборобов на будущий урожай?

Д: «Много снега – много хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь», «Май холодный – год хлеборобный», «Сеять можно до тех пор, пока цветёт черёмуха», «Жаворонок запел – пора выходить на пашню».

В: Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле- матушке, просили о богатом урожае.

Ну-ка, Солнце милое, пригрей да приласкай,

Чтобы золотистый вырос урожай!

И самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле с лукошком на груди (показ в музее) разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками (музей «Посев»).

В: Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений?

Д: Солнце, вода, тепло.

В: Проклюнулись всходы тоненькими нежными травинками. (показ всходов)

Психогимнастика: «Колосок растёт»

Ребята, представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимите руки вверх). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу, а теперь изобразите колоски-толстячки, превратились в колоски-худышки. Молодцы!

В: Какие замечательные выросли у нас колоски!

(дети садятся на стульчики)

Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:

Дождик, дождик поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

Если дождь шёл слишком часто и мешал созреванию урожая, то произносили другую закличку:

Радуга- дуга,

Перебей дождя,

Подай солнышка.

В: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы (показ в музее жнецов) В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (показ в музее «Снопы»), а сейчас это делает комбайн. (в музее «Жатва»). В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу».

Но колосья нужно ещё обмолотить, для этого мужчины брали цепу (в музее) – ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зёрна из них высыпались.. А сейчас это делает комбайн

Игра «Молотьба»

Не гром грохочет, не пальба,

Гремит - грохочет молотьба.

Дети встают в круг.

Чу-чу-чу – я зерно молочу

Удары кулачками друг о друга

Чу-чу-чу – жернова кручу

Круговые вращения сложенных ладоней

Чу-чу-чу – муку получу

Пальцы рук сжимаются - разжимаются

Ач-ач-ач – испеку калач

«пекут»

Чо-чо-чо – в печке горячо

Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди

Ачики-ачики – вкусные калачики

Хлопки в ладоши

(садятся на стульчики)

В: Колосья везут на мельницу, где их молотят. Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице (показ в музее «Мельница», а сейчас на мукомольном заводе. (картинка «Мукомольный завод»)

Игра «Мельница».

(играющие становятся в круг и поют:

Мели, мели мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай.

На последнем слове необходимо остановиться).

В: Ребята, а что можно печь из муки?

Д: булочки, пироги, торты, баранки, блины….

В: Чтобы нам что то испечь, что нам нужно сделать с мукой?

Д: Надо замесить тесто.

В: Вот и сейчас мы с вами будем настоящими поварами и испечем печенье. Надо вымыть руки и надеть фартуки и колпаки.

(Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки).

В: Подойдите и встаньте вокруг стола. Чтобы испечь печенье, мы возьмем муку.

- Какая она? Потрогайте

Д: белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная

В: Добавим сахар. Какой он?

Д: Белый, рассыпчатый, мелкий, блестящий, сладкий

В: Немного соли. Посмотрите, а соль - какая?

Д: белая, рассыпчатая, а на вкус соленая

В: Немного соды. Сода - какая?

Д: белая, рассыпчатая

В: Все перемешаем, сделаем горку, а в ней ямку. Добавим яйцо, посмотрите у яйца есть: белок и желток, скорлупа, какая она: хрупкая, тонкая, нежная. Немного молока, какое оно?

Д: белое, жидкое, полезное, вкусное.

В: Масло, какое оно?

Д: желтое, мягкое, эластичное.

В: А теперь замешиваем тесто. Какое получилось тесто?

Д: мягкое, белое, доброе

В: Что мы положили в тесто?

Д: муку, сахар, соль, соду, молоко, масло, яйцо

В: Тесто готово. Сейчас нужно его раскатать, берем скалку и ровным слоем раскатываем тесто. А теперь возьмите формочки для печенья и вырезайте, обратите внимание, что один край более острый, его и нужно втыкать в тесто. Готовое печенье выкладывайте на противень. Печенье готово, какое оно получилось красивое.

- А что сейчас нужно с ним сделать?

Д: Испечь

В: Где мы будем их печь?

Д: Отнесем наше печенье на кухню, а там наши повара поставят их в духовку и испекут.

В: Вовочка, теперь ты понял как трудно выращивать хлеб? Будешь ещё разбрасывать хлеб на улице?

М: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу. Только вы скажите мне куда девать хлеб, если он остаётся после обеда?

Д: Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если останется, то бросать под ноги его нельзя. Надо засушить или доесть в следующий раз.

М: Мне до земли поклониться хочется хлебу, рождённому нашей землёй.

Труд – его имя, мир – его отчество.

И для народа он самый родной!

До свидания, ребята!

А пока оно печётся споём с вами песенку.

Песня: «Ай, качи-качи-качи»

Наше печенье испеклось. Давайте угостим наших гостей, и пойдём угостим наших малышей.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Презентация проекта «Откуда хлеб пришел» (часть 2) .

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Сад и огород
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе «Как наши предки выращивали хлеб»
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 20:10
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конструктор «Велькрошка» из застёжек-липучек
Два года назад готовясь к городскому семинару «Шаг в мир детской игры» обратилась к интернету, у автора Олеси Емельяновой нашла этот вариант...
Сценарий выпускного праздника «До свиданья, детский сад!»
Сценарий выпускного праздника "До свиданья, детский сад! " Вед: Светло и нарядно сейчас в нашем зале, И пышные всюду букеты стоят. Сегодня на праздник...
Оформление участка к лету. МК «Водяной»
Так близко лето! С каждым днём все меньше и меньше времени для реализации всяких идей по подготовке участка к летнему сезону. Все воспитатели нашего детского...
Лэпбук «Основы безопасности»
В нашей группе раннего развития мы изготовили лэпбук по безопасности наших деток. С ним удобно работать даже сидя на полу в окружении своих...
Логика образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней...
Тема: «Пришла весна - прилетели птицы». с использованием ЭОР, ИД ОО «Познавательное развитие»: • Закрепить признаки весны. • Познакомить с перелетными...