Опытно-экпериментальная деятельность дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Исследователи песка»

Валентина Петякова
Опытно-экпериментальная деятельность дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Исследователи песка»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Азановский детский сад «Колосок», Медведевского района, Республики Марий Эл

Конспект занятия в старшей группе

«Исследователи песка»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Петякова Валентина Леонидовна

с. Азаново 2014 г.

Программное содержание: продолжать знакомство со свойствами песка: сыпучесть сухого песка, липкость влажного песка, сухой песок легче, чем влажный песок, песок хорошо пропускает сквозь себя воду, на сыром песке отпечатываются следы; познакомить с особенностями песка: песчинки твёрдые, разные по размеру, цвету; воспитывать умение помогать друг другу в трудных ситуациях.

Словарная работа: сыпучий, липкий, отпечатывается, рыхлая, песчинки.

Предварительная работа: игры на песочнице, игра: «Маленькие человечки», уход за растениями и рыбками.

Методические приёмы: опыты, показ, игра «Маленькие человечки», выводы, беседа.

Материал: песок, подносы, воронка, вёдра, микроскоп, баночки, вода, пузырьки, крышки.

Ход занятия:

Детям предлагается поиграть с «ящиком ощущений» (камни, ракушка, глина, песок)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о песке. Что вы можете сказать о песке? Где вы его видели?

Дети: На песочнице, на речке, когда строят дом.

Воспитатель:Люди используют песок в своих нуждах. И прежде всего в строительстве: в постройке дорог, домов. А ещё из песка делают стекло. Мы с вами любим играть с песком в песочнице.

Воспитатель:Пододвиньте к себе подносы с песком. Внимательно рассмотрите. Что разглядели? Что видите?

Дети: Песчинки, много песчинок.

Воспитатель: Да, песок состоит из отдельных песчинок. Давайте ещё раз внимательно посмотрим на песчинки. Какие они? Все ли одинаковые по размеру, цвету? (Дети рассматривают в микроскоп)

Дети: Песчинки разные. Есть песчинки крупные, есть мелкие, одни тёмного цвета, другие посветлее.

Воспитатель: А теперь давайте потрогаем песчинки. Какие они?

Дети: Твёрдые, неровные.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, если на песок подуть, что с ним случится? (дуют)

Дети: Песок рассыпается.

Воспитатель: Правильно, песок сыплется, он сыпучий. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Маленькие человечки». Вы будете кучей песка. В песке живут какие человечки: твёрдые, жидкие или газообразные?

Дети: Твёрдые.

Воспитатель: Теперь подумайте, если вы твёрдые, как встанете? Я буду ветром, буду на вас дуть, что произойдёт с вами? (Дети встают кучей и все держатся за руки, когда дует ветер, расходятся по 2-3 человека, но держатся за руки).

Воспитатель: Молодцы, правильно решили, что не надо отпускаться друг от друга, потому что песчинки хоть и маленькие, но они твёрдые, в них живут прочные, твёрдые человечки, а когда подул ветер, то большая куча разлетелась на маленькие кучки, и я между кучками свободно хожу.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём опыт. В воронку с марлевой подкладкой насыплем сухой песок, сейчас нальём туда воду и посмотрим, что произойдёт.

Дети: Вода капает с воронки, уходит в песок.

Воспитатель: Правильно, если вода уходит в песок, значит он хорошо пропускает сквозь себя воду. Какой стал песок, когда вы полили воду?

Дети: Сырой, мокрый, влажный.

(Воспитатель предлагает детям в пустой поднос вытряхнуть влажный песок из воронки)

Воспитатель: Как вы думаете, а из песка можно лепить?

Дети: Да, можно из влажного песка, а из сухого нельзя, потому что он рассыпается, сыпучий, а влажный нет, он липкий. (Детям предлагается слепить шарики).

Воспитатель: Сейчас мы с вами опять поиграем в игру «Маленькие человечки». Вы будете все вот таким шаром. А я опять буду ветром. (Дети встают опять в кучу, но кучнее, чем в сухой куче, крепко держатся за руки. Когда дует ветер, тони не оцепляются).

Воспитатель: Ой, как я хочу пройти между вами, но не могу, потому что песчинки не разлетаются, они скрепились водой – жидкими человечками.

Воспитатель: Ребята, а ещё мы сейчас с вами проверим, остаются ли следы на песке: попечатаем по сухому песку и влажному. Что заметили?

Дети: На сыром песке отпечатываются следы от игрушек, а на сухом песке вместо следов остаются ямки.

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам задание – обойти группу и посмотреть, кому для жизни в группе требуется песок.

Дети: В аквариуме рыбкам нужен песок. В песке растут водные растения и рыбки роются в песке и отыскивают себе корм.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, растениям нужен песок?

Дети: Да, когда мы сажаем растения, то в землю добавляем песок, чтобы земля сделалась рыхлой. Она легко пропускает воду, растения в такой почве хорошо растут.

Воспитатель: Вот видите, сколько мы нового узнали сегодня о песке.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Дома-терема» (с применением нетрадиционной техники рисования и элементов ТРИЗ) Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Азановский детский сад «Колосок», Медведевского района, Республики Марий.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Шли — шли, что-то нашли» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Азановский детский сад «Колосок», Медведевского района, Республики Марий.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытно-экпериментальная деятельность дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Исследователи песка»
Опубликовано: 7 марта 2014 в 20:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Технологическая карта литературное чтение 3 класс
Сценарий постановки «Курочка-ряба»* Ход постановки Действие героев ( ремарка) Диалог реплики синопсис деревенская изба, в избе стоит деревянный стол, за...
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт? » Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных, которые живут в...
Развлечение «День Земли»
23 апреля в нашей группе прошло развлечение : " День Земли " . Дети читали стихи , пели песни, играли в игры. Много лет назад, 22 апреля произошла...
Праздник «8 марта»
Весело журчат ручьи, Суетятся воробьи, Мягкая ложится тень, Праздничный сегодня день. Весна играет свои гаммы, Рассылает телеграммы. Она полна...
Конспект интегрированного занятия сказке В. Сутеева «Под грибом»
Программное содержание: Учить детей изготавливать полуовал из прямоугольника путем обрывания верхних углов, обрывать углы квадрата, получая круг. Продолжать...