Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку!» по ознакомлению дошкольников с полезными ископаемыми, их свойствами

Татьяна Шевчук
Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку!» по ознакомлению дошкольников с полезными ископаемыми, их свойствами

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ I КВ. КАТЕГОРИИ ШЕВЧУК Т. Е.

Задачи:

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина).

Показать их применение в жизни человека.

Познакомить со свойствами этих полезных ископаемых.

Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.

Материалы: образцы полезных ископаемых (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина);

фланелеграф и набор картинок (король, остров, дом, корабль);

две ленточки разного цвета;

ориентиры (С, Ю, В, З).

Воспитатель начинает рассказ.

В одной стране жил-был король (на фланелеграфе появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове (на фланелеграфе появляется остров). Он был совсем один. Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: «Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?.». И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: «Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат… богат полезными ископаемыми». Король задумался…

Воспитатель. Ребята, так что же такое полезные ископаемые? (Ответы детей).

Да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

А какие полезные ископаемые вы знаете? (гранит, уголь, мел, соль, глина, песок).

А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых (на столах у детей подносы с образцами).

Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань, молоточком).

Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку!» по ознакомлению дошкольников с полезными ископаемыми, их свойствами

Для чего человеку нужен уголь? (он, сгорая, дает тепло).

Затем дети рассматривают гранит. Замечают вкрапления трех цветов (белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет, что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше. Дети определяют свойства гранита: окраска неоднородная, твердый, прочный.

Воспитатель. Как используется гранит человеком? (изготавливают облицовочные плитки для отделки зданий, памятники и т. д.).

Далее дети рассматривают мел. Закрашивают кусок цветного картона, и убеждаются в том, что с помощью мела можно закрасить темную поверхность. Называют свойства мела (белый, твердый, хрупкий).

Воспитатель. Приведите примеры использования мела (для записи на школьной доске, побелки стен).

Затем проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде. Дети определяют свойства соли: кристаллы соли прозрачные, твердые, растворяются в воде.

Воспитатель. Зачем нужна соль? (Придает вкус еде).

А если бы соль не растворялась, была бы еда соленой? (Нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде).

Дети рассматривают глину и песок, сравнивают. Проводится опыт. Цель опыта выяснить, как эти вещества пропускают воду. Оборудование: две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Называют свойства: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, и побывать на острове короля (дети выходят на ковер).

Воспитатель. Посмотрите на север, на восток, на юг, на запад (ориентиры С, В, Ю, З размещены на соответствующих этим направлениям стенах). Кругом море. Вдруг поднялся сильный ветер, и начался шторм (слышатся звуки моря). Волны вздымаются вверх и с грохотом падают вниз (дети имитируют движения волн). Потом ветер стих, море успокоилось, выглянуло солнышко. И нам пора возвращаться.

Воспитатель раскатывает две ленты разного цвета.

Воспитатель. Мы можем вернуться по двум тропинкам: по глинистой или по песчаной. По какой пойдем? (дети решают идти по песчаной, объясняя это тем, что на ней нет луж, т. к. песок пропустил воду сквозь себя).

Дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель продолжает рассказ.

Король обнаружил на острове гранит, и построил себе прочный дом, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины (на фланелеграфе появляется дом, с выбеленными стенами, с горящим очагом, глиняной посудой). В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.

Он нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно.

Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг.

Из глины он сделал посуду.

Он нашел соль, и пища его стала вкуснее.

Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на фланелеграфе появляется корабль). Король вернулся домой. Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ (воспитатель разворачивает свиток).

«Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!».

Занятие закончено.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Проводя образовательную деятельность по ознакомлению детей с полезными ископаемыми Якутии, появилась необходимость использовать дидактические.

Знакомство старших дошкольников с полезными ископаемыми ЯкутииЗнакомство старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Знакомство старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Цель: - Разнообразить знание детей о родном крае; - Разработана система.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку!» по ознакомлению дошкольников с полезными ископаемыми, их свойствами
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 12:33
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Спортивное развлечение по мини-баскетболу «Веселый мяч» (с фото сопровождением).
Спортивное развлечение было подготовлено для детей старших групп, где участвовали и дети моей группы - команда "Веселые ребята" нашим инструктором...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели»
Интеграция ОО : "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие". Задачи :...
Конспект рисования в младше-средней группе по содержанию музыкальной игры: «Зайка...
Конспект рисования в младше-средней группе по содержанию музыкальной игры: «Зайка беленький сидит» Задачи. Учить детей рисовать дерево, ёлку и...
Зимние прогулки. Фотоотчет
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет на тему:"Зимние прогулки". На прогулках наши ребята узнают много интересного...
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»
Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации проекта: • МДОУ...