Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»

Ирина Бурова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с родным городом, его историческим прошлым, традициями; формирование интереса к краеведению.

2. Дать знания о своеобразии жизни коренных народов Севера: ханты и манси.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, бережное отношение к живой природе.

Словарная работа: традиции, сургутяне, стойбище, оленевод, чум, малица, ханты, манси.

Материал: макет чума, кукла, одетая в национальную одежду, иллюстрации.

Методические приемы:

1. Эмоциональный настрой: слушание музыки, чтение стихотворения.

2. Беседа по вопросам

3. Рассказ воспитателя о родном городе

4. Рассматривание иллюстраций

5. Знакомство с традициями коренных народов Севера

6. Чтение сказки народов ханты и манси «Кукушка»

Ход занятия

Эмоциональный настрой. Слушание музыки, чтение стихотворения.

…Здесь, на окраине Сибири,

В краю болот и комарья,

В суровом и нелегком мире,

Лежит Сургутская земля…

Воспитатель: Ребята, сколько вам лет? А сколько лет вашей маме? Папе? Бабушке? Дедушке (Ответы детей) У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет Сургуту? Нашему родному городу более 400 лет. Это значит, что город наш старый, но с каждым годом он выглядит как молодой и красивый. Как называют жителей Сургута? (Ответы детей) Значит, и вы – тоже сургутяне. Ребята, а вы любите свой город? (Любим.) Вы Сургут ещё больше полюбите, когда узнаете о нем много интересного.

Наш город Сургут расположен на реке Обь. По климатическим условиям район приравнен к Крайнему Северу – зима длиться дальше, чем лето. Коренные жители нашего города – ханты и манси. Повторите эти слова. Они проживают в лесу. Основные их занятия –рыболовство, охота, так же они разводят оленей. Их основная профессия – оленеводы. Повторите это слово. Живут они здесь с дальних пор. Это очень сильные и смелые люди. (Показ иллюстраций.) То место, где живут оленеводы, называется стойбищем. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Показ иллюстраций.) Олень – это животное, которое кормит и одевает коренных жителей. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством, сбором ягод. Какие ягоды растут в нашем лесу? (Ответы детей: брусника, морошка, клюква.) Теперь давайте рассмотрим одежду. (рассматривание куклы, одетую в национальную одежду ханты и манси.) Из чего она сшита? (Из меха) Да, это меховая одежда, называется она малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь.

Народы Севера очень талантливы. У них есть свои песни, танцы, игры. Давайте с вами совершим экскурцию на стойбище. Проводиться национальная игра народов ханты и манси «Хейру» (Перевод: солнце.) После игры садятся полукругом на коврик.

Наши бабушки и дедушки хорошо знали поговорку «Кончил дело – гуляй смело». После рабочих будней наступал праздник. Какие вы знаете народные праздники? Какие праздники проводятся в вашем городе (Ответы детей) В праздники у наших ворот всегда хоровод. Заводите и вы, ребята, хоровод! Дети водят знакомый хоровод.

Ребята, народы ханты и манси придумывают много сказок. Сейчас я вам хочу рассказать одну из таких сказок. Называется она «Кукушка».

Вопросы после чтения. Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? (Ответы детей.) Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют.

На этом, ребята, наше занятие заканчивается. Я хочу вам дать домашнее задание: вместе с родителями подобрать интересные иллюстрации, стихотворения, рассказы о нашем Северном крае.

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 09:46
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...