Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»

Ирина Бурова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с родным городом, его историческим прошлым, традициями; формирование интереса к краеведению.

2. Дать знания о своеобразии жизни коренных народов Севера: ханты и манси.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, бережное отношение к живой природе.

Словарная работа: традиции, сургутяне, стойбище, оленевод, чум, малица, ханты, манси.

Материал: макет чума, кукла, одетая в национальную одежду, иллюстрации.

Методические приемы:

1. Эмоциональный настрой: слушание музыки, чтение стихотворения.

2. Беседа по вопросам

3. Рассказ воспитателя о родном городе

4. Рассматривание иллюстраций

5. Знакомство с традициями коренных народов Севера

6. Чтение сказки народов ханты и манси «Кукушка»

Ход занятия

Эмоциональный настрой. Слушание музыки, чтение стихотворения.

…Здесь, на окраине Сибири,

В краю болот и комарья,

В суровом и нелегком мире,

Лежит Сургутская земля…

Воспитатель: Ребята, сколько вам лет? А сколько лет вашей маме? Папе? Бабушке? Дедушке (Ответы детей) У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет Сургуту? Нашему родному городу более 400 лет. Это значит, что город наш старый, но с каждым годом он выглядит как молодой и красивый. Как называют жителей Сургута? (Ответы детей) Значит, и вы – тоже сургутяне. Ребята, а вы любите свой город? (Любим.) Вы Сургут ещё больше полюбите, когда узнаете о нем много интересного.

Наш город Сургут расположен на реке Обь. По климатическим условиям район приравнен к Крайнему Северу – зима длиться дальше, чем лето. Коренные жители нашего города – ханты и манси. Повторите эти слова. Они проживают в лесу. Основные их занятия –рыболовство, охота, так же они разводят оленей. Их основная профессия – оленеводы. Повторите это слово. Живут они здесь с дальних пор. Это очень сильные и смелые люди. (Показ иллюстраций.) То место, где живут оленеводы, называется стойбищем. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Показ иллюстраций.) Олень – это животное, которое кормит и одевает коренных жителей. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством, сбором ягод. Какие ягоды растут в нашем лесу? (Ответы детей: брусника, морошка, клюква.) Теперь давайте рассмотрим одежду. (рассматривание куклы, одетую в национальную одежду ханты и манси.) Из чего она сшита? (Из меха) Да, это меховая одежда, называется она малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь.

Народы Севера очень талантливы. У них есть свои песни, танцы, игры. Давайте с вами совершим экскурцию на стойбище. Проводиться национальная игра народов ханты и манси «Хейру» (Перевод: солнце.) После игры садятся полукругом на коврик.

Наши бабушки и дедушки хорошо знали поговорку «Кончил дело – гуляй смело». После рабочих будней наступал праздник. Какие вы знаете народные праздники? Какие праздники проводятся в вашем городе (Ответы детей) В праздники у наших ворот всегда хоровод. Заводите и вы, ребята, хоровод! Дети водят знакомый хоровод.

Ребята, народы ханты и манси придумывают много сказок. Сейчас я вам хочу рассказать одну из таких сказок. Называется она «Кукушка».

Вопросы после чтения. Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? (Ответы детей.) Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют.

На этом, ребята, наше занятие заканчивается. Я хочу вам дать домашнее задание: вместе с родителями подобрать интересные иллюстрации, стихотворения, рассказы о нашем Северном крае.

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 09:46
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...