Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»

Ирина Бурова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с родным городом, его историческим прошлым, традициями; формирование интереса к краеведению.

2. Дать знания о своеобразии жизни коренных народов Севера: ханты и манси.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, бережное отношение к живой природе.

Словарная работа: традиции, сургутяне, стойбище, оленевод, чум, малица, ханты, манси.

Материал: макет чума, кукла, одетая в национальную одежду, иллюстрации.

Методические приемы:

1. Эмоциональный настрой: слушание музыки, чтение стихотворения.

2. Беседа по вопросам

3. Рассказ воспитателя о родном городе

4. Рассматривание иллюстраций

5. Знакомство с традициями коренных народов Севера

6. Чтение сказки народов ханты и манси «Кукушка»

Ход занятия

Эмоциональный настрой. Слушание музыки, чтение стихотворения.

…Здесь, на окраине Сибири,

В краю болот и комарья,

В суровом и нелегком мире,

Лежит Сургутская земля…

Воспитатель: Ребята, сколько вам лет? А сколько лет вашей маме? Папе? Бабушке? Дедушке (Ответы детей) У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет? Сколько лет Сургуту? Нашему родному городу более 400 лет. Это значит, что город наш старый, но с каждым годом он выглядит как молодой и красивый. Как называют жителей Сургута? (Ответы детей) Значит, и вы – тоже сургутяне. Ребята, а вы любите свой город? (Любим.) Вы Сургут ещё больше полюбите, когда узнаете о нем много интересного.

Наш город Сургут расположен на реке Обь. По климатическим условиям район приравнен к Крайнему Северу – зима длиться дальше, чем лето. Коренные жители нашего города – ханты и манси. Повторите эти слова. Они проживают в лесу. Основные их занятия –рыболовство, охота, так же они разводят оленей. Их основная профессия – оленеводы. Повторите это слово. Живут они здесь с дальних пор. Это очень сильные и смелые люди. (Показ иллюстраций.) То место, где живут оленеводы, называется стойбищем. Живут в стойбищах в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Показ иллюстраций.) Олень – это животное, которое кормит и одевает коренных жителей. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством, сбором ягод. Какие ягоды растут в нашем лесу? (Ответы детей: брусника, морошка, клюква.) Теперь давайте рассмотрим одежду. (рассматривание куклы, одетую в национальную одежду ханты и манси.) Из чего она сшита? (Из меха) Да, это меховая одежда, называется она малица. Малица шьется из оленьего меха, мехом внутрь.

Народы Севера очень талантливы. У них есть свои песни, танцы, игры. Давайте с вами совершим экскурцию на стойбище. Проводиться национальная игра народов ханты и манси «Хейру» (Перевод: солнце.) После игры садятся полукругом на коврик.

Наши бабушки и дедушки хорошо знали поговорку «Кончил дело – гуляй смело». После рабочих будней наступал праздник. Какие вы знаете народные праздники? Какие праздники проводятся в вашем городе (Ответы детей) В праздники у наших ворот всегда хоровод. Заводите и вы, ребята, хоровод! Дети водят знакомый хоровод.

Ребята, народы ханты и манси придумывают много сказок. Сейчас я вам хочу рассказать одну из таких сказок. Называется она «Кукушка».

Вопросы после чтения. Чему учит эта сказка? О чем северный народ хотел предупредить детей? (Ответы детей.) Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют.

На этом, ребята, наше занятие заканчивается. Я хочу вам дать домашнее задание: вместе с родителями подобрать интересные иллюстрации, стихотворения, рассказы о нашем Северном крае.

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой родной Северный край»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 09:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...