Получи документы

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»

Инна Андреева
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе

Цель: познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных и деревьев зимой.

Задачи:

образовательные: закреплять обобщенные представления о зиме, как о времени года, продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой; обобщать и систематизировать знания детей о лесе как о сообществе растений, животных, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы.

развивающие: развивать познавательный интерес, речь детей, умение поддерживать беседу, мелкую моторику пальцев.

Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах

воспитательные: воспитывать заботу и доброе отношение к животным, и растениям; чувство сопереживания к ним и стремление помочь им в трудное время, воспитывать чувство прекрасного к природе и ко всему, что нас окружает

Интеграция образовательных областей:

«Познание» - (Экология) - Расширять и углублять знания - формировать наблюдательность и любознательность

«Социализация» - Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками.

«Здоровье» - развитие двигательной активности.

Предварительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе, Беседы о зиме, заучивание пословиц, стихов беседы о животных разучивание песен, рассматривание иллюстраций

Оборудование: Иллюстрации с изображением зимы, картинки из жизни природы.

Ход занятия.

Воспитатель: Белый снег пушистый В воздухе кружится

И на землю тихо Падает ложится

И под утро снегом Поле забелело

Точно пеленою Все его одело

Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной

И заснул под нею крепко непробудно

И. Суриков

-Ребята, скажите о каком времени года говорит поэт в этом стихотворении?

- Воспитатель: давайте вспомним, какое сейчас время года? - Зима владычица трёх месяцев. Каких? (декабрь январь февраль)

Какой месяц наступил? Нравится ли вам ребята, зима? (Заслушиваю ответы детей).

Зима чудесное время года, не правда ли ребята? Чем отличается зима от других времен года? (зимой выпадает снег)

Воспитатель: Свежевыпавший снег придаё т всему окружающему миру красочность: белые дорожки, обсыпанные снегом ёлочки, скамейки. А давайте возьмём снег в руки и посмотрим. что с ним произойдёт, Какой снег? (дети выдвигают свои гипотезы) Сейчас ребята предлагаю поиграть

Динамическая пауза: «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах (изображают ходьбу на лыжах)

Снег холодный лыжи лижет

А потом – на коньках, (дети изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах! (падают)

А потом снежки лепили (стоят, сжимают воображаемый снег)

А потом снежки катили (катят воображаемый комок)

А потом без сил упали (падают)

И домой мы побежали (бегут по кругу) .

-А, что ещё вы можете сказать о зиме (Когда идет снег можно играть в снежки, кататься на санках) - Конечно. А еще от летней жары отдохнуть и зимней красотой полюбоваться. Зимой мороз убивает вирусы и микробы, а снег очищает воздух, поэтому в морозный день так легко дышится.

Воспитатель: Давайте заглянем в ведро со снегом

Воспитатель: А где же, снег ребята? (Дети рассказывают, что произошло со снегом) .Как вы думаете можно кушать снег?

Рассматривают воду в ведре.

Воспитатель: Молодцы ребята.

-Ребята, вы зиме рады. Скажите, а природе зима нужна? - Зима нужна, чтобы природа отдыхала. Мы больше времени проводим в теплых помещениях. А растения всю зиму на морозе и холоде. Как они себя чувствуют? Как переживают долгую холодную зиму? И нужна ли она им? Я вам сейчас расскажу.

Зима для растений - время достаточно трудное. Особенно трудно приходится зимой деревьям и кустарникам. Ведь у них почти вся надземная часть не укрыта снегом и ничем не защищена. И не морозы - главная опасность для деревьев и кустарников! Нет, главная опасность - это высыхание. Ведь движения воды по стволу и веточкам в это время года нет. И если растение будет терять воду, оно просто-напросто засохнет!

Другая серьезная опасность для деревьев зимой - налипание мокрого снега на ветви. Под его тяжестью ветки и даже стволы деревьев и кустарников гнутся и ломаются. Из наших деревьев легче всего переносит снежные зимы ель. Ее ветви - еловые лапы - наклонены к земле. И много снега на них просто не удерживается. Наклоняясь под его тяжестью, еловая ветка просто стряхивает с себя груз!

Ещё одна опасность для деревьев зимой – ледяные дожди.

Что такое ледяной дождь? Когда в облаках образуются дождевые капли. Если у поверхности земли погода морозная, то они в полете к земле успевают замерзнуть. Но замерзнуть не полностью - в центре такой градинки немного не замерзшей воды. Падая на твердую поверхность, льдинка разбивается, вода из нее вытекает и тут же замерзает. Образуется ледяная корка и под ее тяжестью ломаются ветки, сгибаются молодые деревья и кустарники. И не все деревья выпрямятся весной. Не все даже выживут! Другие растения страдают от зимы меньше. Кустарники - брусника, черника, низкого роста, поэтому они почти всегда укрыты снегом.

- А сейчас давайте прогуляемся в зимний лес. «Прогулка в зимний лес».

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе.) Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)

Справа – березка в шубке стоит, (Руки отводят в указанную сторону)

Слева – елка на нас глядит. (в левую сторону смотрят.)

Снежинки на небе кружатся. (Движения «фонарики» и смотрят вверх.)

На землю красиво ложатся. (Приседают.)

Вот зайка проскакал, (Прыжки.) От лисы убежал.

Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет. (Руки на поясе, наклоны в стороны.)

Все мы спрячемся сейчас, (Приседают, прячась.) Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.) Так всю зиму и проспит.

В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны.) А нам пора домой. (Садятся на свои места.)

-А животные рады зиме? (Животным зимой трудно добывать себе еду, прятаться в лесу, искать ночлег)

2. Рассказ воспитателя.

- Да, ребята, животным тяжело зимой, не хватает еды, холодно. Тяжело им переносить сильные морозы, холодные сырые ветра со снегом и дождем и спасает их пушистая, тёплая шерсть. Одни животные запасают корм, другие животные ложатся в спячку.

А зачем нужна спячка? Зимой многим животным, таким как ежи, суслики, бурундуки и медведи, трудно согреться и найти себе пропитание. Тогда они ищут себе укромное местечко – норку или дупло дерева, где они должны будут провести без еды и воды несколько месяцев.

Но во время спячки мелкие грызуны могут проснуться, попить немного воды, съесть чего-нибудь и опять спят. Медведи же не просыпаются ни разу: им не нужно ни есть, ни пить. Но на самом деле спячка медведей больше напоминает дрему, а не сон. Они всегда настороже: на них могут напасть другие медведи, которые не смогли уснуть и шатаются по лесу в поисках добычи. Поэтому некоторые из них даже спят с открытыми глазами.

Видите, ребята, спячка нужна животным, чтобы пережить зиму. Одни звери переходят на другой корм, а другие - впадают в спячку.

Поэтому, зимой животным в лесу, когда трудно и голодно, приходят на помощь люди. Они строят большие кормушки, кладут туда сено, насыпают зерно. Как вы думаете, зачем люди это делают? (Чтобы звери не погибли) .

-Правильно! Мы должны любить и беречь всех животных!

Игра : «Закончи предложение» Воспитатель: Ребята внимательно послушайте и дополните предложение.

Зимой реки и озёра покрываются гладким, прозрачным (льдом)

Земля покрылась белым, пушистым (снегом)

Дети слепили большую снежную (бабу)

Зимой дети любят кататься на (санках, лыжах, коньках)

Зимой зайчик меняет шубку в какой цвет (белый)

Какие животные впадают в спячку (медведь, ёж)

Зимой к кормушке прилетают (снегири, синички, воробьи, сороки)

- Молодцы ребята!

Упражнение “Снежинки”.

-Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они. Воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

-Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Воспитатель следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи (3 раза)

Рефлексия

- Ребята, о каком времени года мы говорили? Что вам больше всего понравилось? -Что вы узнали нового?

- Вы большие молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Зимушка-Зима» Цель: формирование представлений детей о пейзаже. Задачи: -Продолжать закреплять знания детей о зиме; -Учить детей выполнять работу на одну.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В лес пришла зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия на тему: «В лес пришла,зимушка-зима.»Задачи: - познание: закреплять обобщенные представления о зиме,как.

Конспект НОД в старшей группе «Ах, зимушка-зима, для чего ты нам нужна?» .

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Программные задачи : Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Закреплять умения детей отвечать на вопросы.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима» Цель: Закреплять и расширять знаний детей по лексической теме "Зима". Задачи: Познавательная: - закреплять представления детей о зиме, ее.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» .

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима» Составил: Козловская Е. А., г. Челябинск Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: 1. Речевое развитие: закреплять умения детей отвечать.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зимушка-зима!» Конспект занятия по рисованию. Тема: «Зимушка – зима!» Цель: 1. Учить детей отмечать в рисунке признаки зимы и её красоту. 2. Продолжать.

Конспект НОД «Зимушка-зима» в старшей логопедической группе Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе образовательная область «Коммуникация» программная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»
Опубликовано: 13 января 2016 в 21:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД