Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»

Ольга Галкина
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»

Тема: «Дикие животные».

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.

Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).

Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Индивидуальная работа: Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.

Оборудование:

Аудиокассета с голосами животных; схема описания животного; схема-модель жилищ животных; рисунок «Звери у Айболита»; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных; карточки с изображением животных; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».

Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного. Посещение совместно с родителями циркового представления и школы юннатов.

Ход занятия.

Дети входят в группу под тихую музыку.

Воспитатель: - Дети, какое время года наступило? (Зима).

- Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных).

- Как одним словом можно их назвать? (Дикие).

- Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу).

- Как животные готовились к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли: поменяли летние шубки на зимние.)

(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка).

- Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь: их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)

- Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.

(Воспитатель вывешивает рисунок.)

- Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком).

- Очень боялись детеныши животных Айболита: ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково:

- Зайчонка - (зайчоночек).

- Медвежонка - (медвежоночек).

- Бельчонка - (бельчоночек).

- Лисенка - (лисеночек).

- Волчонка -(волчоночек).

- Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.

(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных)

- Дети, посмотрите на схему: догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?

- Это нора. В ней живет лиса.

- Это берлога. В ней живет медведь.

- Это дупло. В нем живет белка.

- Это куст. Под ним прячется заяц.

- Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

Игра с мячом «Большие и маленькие».

- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.

В. - У лисы рыжая голова.

Р. – У лисенка рыженькая головка.

В. - У волка острые зубы.

Р. – У волчонка остренькие зубки.

В. – У зайца короткий хвост.

Р. – У зайчонка коротенький хвостик.

В. – У белки черные глаза.

Р. – У бельчонка черненькие глазки.

В. – У лося длинные ноги.

Р. – У лосенка длинненькие ножки.

В. – У медведя короткий хвост.

Р. – У медвежонка коротенький хвостик.

- Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных: Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами: проскачите по-заячьи.

- Раз, два, три - мы опять превратились в детей.

- У меня для вас есть сюрприз: вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.

(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных.)

- А теперь составьте описания тех животных, которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет: в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.

Вывешивается схема рассказа о животном.

Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.

- Молодцы, ребята! Отдохнем немного?

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

- Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных).

- Все ли в порядке с вашими животными? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)

- Вот видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.

- Катя, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо).

- Кирилл, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.

- Вот теперь порядок! Все животные будут довольны.

Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят: ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

- Мед – для медведя.

- Орехи – для белки.

- Морковка – для зайца.

- Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи. Тема «Дикие животные» «Кто где живёт». Программное содержание. 1. Активизация словаря. Формировать представление об образе жизни диких.

Раскрашиваем животныхРаскрашиваем животных Этим летом я работала на смешанной группе. Многие со мной согласятся, что увлечь, заинтересовать общим делом детей разного возраста нелегко.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»
Опубликовано: 13 октября 2012 в 19:52
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...