«Роль воды в жизни человека». Конспект занятия по экологии в старшей группе

Ольга Кауфман
«Роль воды в жизни человека». Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе по экологии

«Роль воды в жизни человека»

Задачи: Формировать представление о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.

Материалы, инструменты, оборудование: Карта мира, пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, пресная и подсоленная вода, вода разной температуры, чайник с горячей водой, стекло или зеркальце, линейки и листок бумаги на каждого ребёнка, мяч.

Предварительная работа: Наблюдения в детском саду и дома. Воспитатель предлагает детям в течение нескольких дней запоминать, где и какую воду они видели группе, дома, на прогулке, в других помещениях); как они её использовали.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает рассмотреть карту мира и выяснить, какого цвета на карте больше всего, поясняет детям, что голубой цвет – это цвет воды.

Вос-ль: - Вода занимает три четверти поверхности Земли. Чтобы представить себе, что означает три четверти, нарисуем круг (можно поставить на лист бумаги стакан и обвести его донышко). Возьмём линейку и разделим круг на 4 равные части: вот так! Три части раскрасим в голубой цвет,- это вода, а одну часть – в коричневый,- это суша. Значит, можно сказать, что вода занимает в 3 раза больше места на Земле, чем суша!

Водная оболочка Земли состоит из трёх составных частей. Какие же это части? Во-первых, Мировой океан, во-вторых – поверхностные воды суши и в-третьих – подземные воды.

Вос – ль: - Давайте поговорим о Мировом океане. В нём содержится 96% воды нашей планеты. Мировой океан – един! Но материки разделяют его на отдельные океаны. Сколько же океанов на Земле? Оказывается, 4. Самый большой по площади – Тихий океан. Впоследствии этот океан получил название – Великий. Ведь он самый грандиозный из всех океанов Земли!

Самый маленький океан – Северный ледовитый, его воды скованы льдом – это царство холода и тьмы! Полгода его окутывает глубокая темнота, т. к. длится полярная ночь. Есть на Земле ещё два океана – Индийский и Атлантический. Части океанов, которые сильно вдаются в сушу, называются морями. Морей на Земле много, около 90.

В одном литре океанской воды содержится 35 граммов поваренной соли. Именно она придаёт морской воде соленый вкус, делает её непригодной для питья и использования в промышленности и в сельском хозяйстве.

Океаны и моря – самые большие хранилища воды на Земле. Все они составляют один огромный водоём – вода всё время перетекает из морей в океаны, из океанов в моря.

В реках (озёрах) и морях вода разная: безвкусная, пресная или солоноватая.

-Ребята, давайте попробуем и сравним обычную и подсоленную воду.

Кажется, что воды на Земле очень много, на самом деле воды, которая нужна человеку, очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, её – то как раз на Земле намного больше, чем пресной.

-Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды. Давайте, вспомним, где и какую воду вы видели, как её использовали. Правильно, когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы. – Когда ещё нужна вода? Когда готовим пищу, кипятим чайник, моем посуду, стираем бельё, поливаем комнатные растения, рисуем красками. Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

- А теперь вспомним, где вы видели воду в природе. Верно! В реке, ручейке, болоте, озере и в пруду. А ещё вы наверняка видели дождь и лужи, снег и лёд – тоже вода, только замершая. Кристаллы инея на ветвях деревьев, морозные узоры на стёклах, капельки тумана, роса на траве, облака и тучки – это тоже вода.

Вода есть в воздухе, на земле, под землёй.

- Послушайте стихотворение

Вы узнали воду?

И сугроб, и снегопад –

Белоснежный водопад,

Капля в чашечки цветка,

Кучевые облака,

То туман в осенней мгле,

То узоры на стекле,

То сосульки, то капели,

Что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной,

Что укрыл леса зимой,

В лужице осколки льда –

Это всё вода, вода!

-Ребята, а давайте с вами поиграем. Сделаем на ковре круг, я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете называть слово или словосочетание, относящееся к воде. Например: жидкая, прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, растворяет сахар и т. д.

- Молодцы, ребята, а теперь, давайте вспомним свойства воды.

1. Вода прозрачная.

2. Вода безвкусная.

3. Вода без запаха.

4. Вода бесцветная.

5. Не имеет своей формы.

6. Вода растворитель.

Воспитатель предлагает детям стать «учеными» и провести опыт с водой.

Опыт № 1. «Пар – это вода». Воспитатель осторожно берет чайник с горячей водой, открывает его и обращает внимание детей на пар. Чтобы доказать, что пар – это вода, нужно подержать над паром стекло. На стекле появляются капельки. Воспитатель дает детям по очереди потрогать стекло, чтобы убедить их: пар – это вода.

Опыт №2. «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Детям дают стаканчики с теплой и холодной водой и водой комнатной температуры. Пальчиком они пробуют воду и определяют, в каком стаканчике какая вода находится. Все вместе делают вывод: вода бывает разной температуры – холодная, горячая, теплая. Воспитатель подчеркивает, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры. Одни рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.

- Ребята, почему нужно беречь воду? Ведь её так много на Земле! Представьте, что случится, если вода вдруг исчезнет. Человек без воды не сможет жить. А как мы с вами можем беречь воду?

- Во-первых, не тратить её зря! Всегда плотно закрывать краны. Во-вторых, не загрязняйте воду, если вы оказались у водоёма, не бросайте мусор. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

В заключение воспитатель предлагает детям нарисовать «портрет» воды. Кто-то изобразит дождь, кто-то снег, кто-то пар. Чем больше вариантов, тем интереснее получится результат. Воспитатель подчеркивает, что вода умеет «превращаться», бывает очень разной. Все рисунки прикрепляются на один лист ватмана – получается «портрет» воды.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Ода воде» Тип проекта: среднесрочный, исследовательский, межпредметный. Проблема проекта: осознание детьми значения воды в жизни и здоровье людей,.

Проект по ознакомлению со свойствами воды и ее значением в жизни «Путешествие с капелькой Капитошкой» Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Весна
Автор публикации:
«Роль воды в жизни человека». Конспект занятия по экологии в старшей группе
Опубликовано: 12 октября 2013 в 10:21
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...