Конспект занятия в старшей группе. «Растения помогают осваивать азы математики».

Наталья Палийчук
Конспект занятия в старшей группе. «Растения помогают осваивать азы математики».

Цель: Продолжать учить сравнивать растения,

закреплять умение сравнивать листья по длине, ширине,

познакомить с новой величиной – площадью; учить сравнивать листья по площади листовой пластины,

познакомить с двумя способами сравнения: наложением и измерением; познакомить с измерительным прибором – палеткой, с правилами пользования ею; учить измерять объем, устанавливать отношения между мерками;

учить решать текстовые задачи;

развивать логическое мышление, коммуникативные способности;

устанавливать причинно-следственные связи в процессе ухода за растениями.

Материал и оборудование:

Комнатные растения: аспидистра, бегония, кактус, плющ, бальзамин;

Графические модели, отражающие свойства комнатных растений и ухода за ними;

Оборудование для ухода за комнатными растениями: тазики, лейки, распылитель, ведро с водой, кленки, минеральные удобрения для подкормки растений.

Индивидуальные палетки прямоугольной формы: длина – 6 см, ширина – 4 см.

Модель листьев для определения площади; геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники; цифры и другие математические знаки, наборное полотно или фланелеграф.

Ход занятия.

1. Сравнение листьев комнатных растений.

Воспитатель. Как называются комнатные растения (бальзамин, аспидистра, бегония). Сравните листья этих растений по величине, размеру. – У аспидистры листья большие, у бальзамина маленькие, мелкие. У бегония листья меньше, чем у аспидистры, но больше, чем у бальзамина. Они средней величины.

Воспитатель. Сравните листья по цвету. – у аспидистры листья темно-зеленые, у бальзамина зеленые, у бегонии – зеленовато розовые.

Воспитатель. А чем еще отличаются листовые пластинки этих растений? Потрогайте их осторожно. Определите другие качества листьев. – У аспидистры листья на ощупь гладкие, как у бальзамина. У бегонии листья шершавые, покрытые волосками. В верхней части стебля у бегонии листья маленькие, теплые, мягкие, их очень приятно трогать.

Воспитатель. С какого растения пыль лучше удалять влажной тряпочкой (губкой) и почему? – Аспидистру, у нее гладкие листья, плотные. Какое растение нужно опрыскивать, чтобы удалить пыль? – Бальзамин, у него много листьев, они мелкие, нежные, гладкие – пыль скатывается вместе с водой.

А как будем удалять пыль с листьев бегонии? Листья бегонии покрыты волосками, протирая их тряпочкой, мы можем повредить листья, и они заболеют, да и пыль застрянет между волосками. Как быть? Чем можно счистить пыль с листьев бегонии? - Сухой кисточкой с широким ворсом, чтобы мокрая грязь не прилипала к листьям, а легко удалялась.

2. Работа с графическими моделями листа.

Воспитатель предлагает выбрать графические модели, обозначающие качества листовой пластинки и способы удаления пыли.

Воспитатель. Сколько признаков, качеств листовой пластинки нужно знать, чтобы правильно выбрать предметы для ухода за ними? - Толщину листьев и особенности поверхности. У нас в группе растет плющ. Какие его листья на ощупь? Как их нужно мыть? – Гладкие, плотные листья; мыть влажной тряпочкой. В каких случаях лучше протереть, а в каких – опрыскать? – Если растение маленькое, листья мало, они плоские, то его лучше протереть. Если листьев много, то лучше опрыскать.

Воспитатель. Найдите карточку, которая рассказывает о количестве листьев. А зачем нужно мыть растение? – Чтобы были красивыми, чтобы им легче дышалось, чтобы нам легче дышалось, та как чистые листья выделяют в воздух больше кислорода, который нам необходим для дыхания.

Воспитатель. А что еще нужно для жизни растений? – Свет, тепло, вода, почва, питание. А какое из этих растений мы чаще всего поливаем, почему? – Бальзамин, любит воду, поэтому в народе его называют «Ванька мокрый». У него тонкие листья, тонкая кожица на листьях, и вода с них быстро испаряется, поэтому поливать его нужно чаще.

А какое из этих растений нужно реже поливать? – Аспидистру, у нее плотные листья.

А что мы скажем про бегонию? – У бегонии листья не такие плотные, как у аспидистры, плотнее, чем у бальзамина, значит поливать необходимо умеренно, не так часто, как бальзамин, чаще, чем аспидистру.

Воспитатель. Теперь все понятно, поставьте карточки – модели рядом с растением, которому соответствует частота полива – с изображением разного количества капелек воды, обозначающим частоту полива растения в неделю. (дети подбирают карточки и расставляют их у растений).

Воспитатель. А как узнать, какому из растений надо больше налить воды в лейку, какому – меньше и почему? – Надо учитывать величину растений и величину горшка. Большому растению надо больше земли и больше воды.

Давайте, сравним растения, горшки и определим: какому же растению надо больше воды при поливе за один раз, какому меньше и почему. – Маленькому растению в маленьком горшке необходимо меньше воды, чем большому в большом горшке. У нас есть карточки с моделями леек, но разным количеством воды в них, давайте их тоже расставим по растениям. Мы даже можем распределить их по группам: влаголюбивые и засухоустойчивые и составить модель ухаживания за растениями разных групп.

Воспитатель. А теперь сделаем вывод: о чем могут нам рассказать листья растений? – Как правильно ухаживать за ними: удалять пыль и поливать. Значит от площади листовой пластины (размера листьев, качества ее поверхности и толщины зависит скорость испарения влаги, а значит, частота полива.

3. Спор растений. Знакомство с палеткой.

Воспитатель показывает два листа комнатных растений, примерно одинаковых по площади, размеру, длине и ширине.

Эти листочки заспорили, какой из них больше, какой меньше. Поможем им разобраться, разрешить их спор? Давайте подумаем, как сравнить две фигуры и узнать, какая меньше, а какая больше. У вас на столе лежат квадраты и круги. Найдите два одинаковых, как проверить, что они одинаковые? – Наложить один на другой так, чтобы они совпали.

А теперь найдите две фигуры, площади которых не равны. – Такие - площади, которых при наложении не совпали, а одна фигура умещается на другой.

А как узнать лист какого растения больше по площади, величине? Не будем ведь мы каждый раз обрывать листья и накладывать один на другой. Это не подходит для сравнения листьев растений.

Как же нам помочь растениям разрешить их спор? Посмотрите на эти целлофановые прямоугольники – это палетки. Что вы на них видите? – они разделены на квадраты.

Какие квадраты по величине? – Одинаковые. А кто может сосчитать, сколько их. Дети считают квадратики на своих палетках (размер 5 / 4 или 3 / 6).Может эта сеточка из квадратиков поможет нам разрешить спор? Подумайте, а как мы может ею воспользоваться? – Наложить на листья. На листе получились целые и не целые квадраты, не целые заменим на треугольники.

Дети работают в парах.

4. Поливка растений, знакомство с мерками.

Воспитатель обращает внимание по два растения, стоящие рядом у него на столе.

Нужно поливать эти растения? Какому из них требуется больше воды, какому меньше? У нас есть две мерки. Сравните их. Как узнать: какая больше, а какая меньше. (Мерки одинаковые по объему, но имеют разную форму: цилиндр и усеченный конус). – Нужно налить воды в один сосуд и перелить его в другой, если вся вода поместиться и не останется места, то есть до краев, то объем воды одинаковый.

А теперь сравним две другие емкости, два стакана с помощью третьего стаканчика меньшего по размеру. Посчитаем: сколько маленьких стаканчиков воды помещается в каждом из этих стаканов. – В одном стакане поместилось 4 стаканчика воды, в другом – 2. (убирает большой стакан и маленький стаканчик).

А теперь нам необходимо полить растения, но стакан, из которого мы поливали растения потерялся, тот в котором помешалось 4 стаканчика воды, а есть у нас вот этом в котором – 2 стаканчика воды. Что будем делать? – Мы возьмем два стаканчика и еще добавим 2 стаканчика, т. е. 2+2 = 4.

Теперь мы знаем, как можно измерить воду для полива. Нам надо полить и бальзамин в маленьком горшочке. Для полива аспидистры требуется 5 маленьких стаканчиков воды, а бальзамина – 3. Сколько всего воды потребуется для полива двух растений? – 5+3= 8. Но вот беда маленького стаканчика нет, есть только вот этот в котором 2 стаканчика. А чтобы получилось восемь, сколько нужно взять таких стаканчиков? – 2+2+2+2=8. Нам нужно отмерить 4 раза. Молодцы, вечером мы с вами польем, удалим пыль с листьев и подкормим растения. Они будут нам благодарны и подарят чистый и свежий воздух в нашей группе.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Календарно - тематическое планирование по ФЭМП на 2012-2013 год. Сентябрь Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Цель: уметь.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Учимся считать
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе. «Растения помогают осваивать азы математики».
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 10:38
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...