Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по картине «Зимние развлечения»

Людмила Гордеева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по картине «Зимние развлечения»

Программное содержание.

1. Упражнять детей в умении составлять небольшие рассказы по сюжетной картине. Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное. Закрепить знания детей о характерных особенностях января, народных праздников с использованием соответствующих поговорок, загадок, стихов.

2. Формировать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, употребляя в речи сложные предложения. Активизировать и расширять словарный запас.

3. Формировать умение у детей грамматически правильно строить речь.

4. Воспитывать культуру общения, патриотизм, чувство гордости за русский народ.

Индивидуальная работа.

1. Работа с активными детьми, с хорошим уровнем речевого развития (Ира, Даша, Настя). Дать название картине; составить описательный рассказ по картине без помощи воспитателя. Задавать вопросы, требующие активной мыслительной деятельности.

2. Активизировать стеснительных, малоинициативных детей (Оля, Саша, Гриша). Задавать вопросы по картине (добиваться развернутого ответа) поддерживать их высказывание.

3. Застенчивых детей (Юлю) подготовить предварительно.

4. Подвижных детей (Рамиля, Альберта) держать в поле зрения; поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами, выслушивать их мнение, одобрять.

5. Добиваться от всех детей четкости и внятности произношения окончания.

Подготовительная работа.

1. На прогулке наблюдали, какие изменения произошли в природе, наблюдали за играми детей подготовительной группы.

2. Чтение произведений о зиме М. Л. Михайлова «Два мороза»; В. Архангельский «Летят снежные пушинки»; К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы».

3. Заучивание стихотворений о зимних явлениях.

4. Беседы о зимних народных праздниках.

5. Заучивание загадок, поговорок, пословиц, и как они связаны жизненными ситуациями.

Под музыку дети заходят в группу.

Воспитатель. Дети послушайте внимательно загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица -

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

Воспитатель. О чем эта загадка?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно, это зимушка - зима. Назовите зимние месяца

Ответы детей.

Воспитатель. Про какой месяц эта загадка:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже от мороза стынет птица

Повернулось солнце к лету.

Что скажи за месяц это?

Ответы детей. (Январь).

Воспитатель. Правильно, дети это январь. Сейчас какой месяц? (Январь) А какие пословицы и поговорки вы знаете о январе?

Ответы детей.

Воспитатель. В народном календаре зима самое богатое праздниками время года, какие же это были праздники?

Ответы детей. (Новый год, Рождество, встреча старого нового года, Крещение)

Воспитатель. Ребята, скажите, что за праздник новый год?

Ответы детей.

Воспитатель. На Руси есть обычай устраивать Рождественские праздники. Эти праздники называются Святками. А что такое Святки?

Ответы детей.

Воспитатель. А какой святочный праздник без веселых игр и соревнований. Ребята, давайте нашим гостям загадки загадаем. А вы гости дорогие скажите нам отгадку.

Загадки

1. Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал

Все окна расписал. (мороз)

2. Летом спят, а зимой бегут

В гору деревяшка, под гору коняшка.

(сани)

3. Упрятались голышки

Во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте.

(рука в варежке)

4. Едет Егорка - бела шубенка.

(снег)

5. Я вода, да по воде же и плаваю.

(лед)

Воспитатель. Гостей потешали, теперь и зимушку потешим, потешим - похвалим. После Николиного дня зимушку нахваливают. Как вы думаете зачем?

Ответы детей.

Воспитатель. А ну ка, гости дорогие помогите нам зимушку нахваливать!

(Ответы гостей)

Воспитатель. Ой, что-то мы совсем замерзли. А не подскажут, ли нам девочки и мальчики, как согреться нам да себя потешить. Во что вы зимой играете?

Ответ детей. (Под веселую музыку дети имитируют ходьбу на лыжах, коньках, грают в снежки, строят снежную бабу.

Воспитатель. Ой, уморились! Давайте ка отдохнем, присядем.

2часть.

Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Посмотрите внимательно на эту картину. Демонстрирую картину «Зимние развлечения».

Воспитатель. Как бы вы ее назвали?

(«Зимние развлечения», «Веселые игры зимой», и т. д.)

Воспитатель. Какое время года и время суток запечатлено на картине?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. Я начну, а вы продолжите.

Воспитатель. Однажды в зимний теплый день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Вы согласны со мной? Как вы можете это подтвердить?

Ответ детей.

Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим, что происходит на горке. Ответ детей

Воспитатель. А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?

Ответ детей.

Воспитатель. А чем занимаются дети около горки?

Ответ детей.

Воспитатель. Дети, обратите внимание, на природу!

Ответ детей.

Воспитатель. Сейчас мы немного поиграем

Физминутка «Снеговик».

Ах, сколько снега во дворе у нас.

Как будет весело сейчас!

Давай дружок, смелей дружок!

Кати по снегу свой снежок.

Он превратиться в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка, увы, и нет снеговика!

Воспитатель. Отдохнули? Молодцы, присаживаемся. А сейчас вы сами попробуете составить рассказы по картине, придерживаясь плана. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.

В заключении воспитатель предлагает свой рассказ.

А теперь я по вашим рассказам постараюсь составить свой рассказ.

В теплый зимний день вышли дети на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика перевернулись санки, и он упал. А сверху уже что-то кричат ему, наверное, просят поскорее освободить путь.

Около горки дети слепили снеговика. Мальчик с девочкой приделывают ему пуговицы. Две девочки играют в снежки. Все дети любят прекрасное время года зиму, потому что зимой очень весело!

Дети читают стихи о зиме.

Итог.

Воспитатель. И так, а сейчас я посмотрю кто из вас самый внимательный. Чем же мы сегодня занимались с вами на занятии.

(Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились со своей задачей.

Наше занятие подошло к концу.

Будьте здоровы,

Счастливы будьте,

Живите без бед много-много лет!

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал,

Иди, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. 1. Обследование связной монологической.

«Зима. Зимние забавы». Презентация-пособие для развития речи и воспитания познавательного интереса Обобщение и, следовательно, систематизирование знаний детей о зиме, уточнение признаков зимы, составление рассказа по сюжетной картине,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по картине «Зимние развлечения»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 08:31
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...