Лучший педагог года

Конспект занятия в старшей группе «Старые, старые куклы»

Елена Смирнова
Конспект занятия в старшей группе «Старые, старые куклы»

Содержание:

1. Пояснительная записка к НОД.

1.1Тема НОД «Старые, старые куклы» выбрана для знакомства детей с историей создания куклы в старину, направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры.

1.2 Цели и задачи НОД.

2. Основная часть:

2.1 Конспект проведения НОД с использованием различных методов и приёмов. Комплекная НОД включает в себя разделы: ОО «Музыка», ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Чтение художенственной литератры», ОО «Художественное творчество», ОО «Труд».

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Старые, старые куклы“» размещена в разделах

3. Заключительная часть.

3.1 Итог НОД, какие цели и задачи удалось решить.

3.2 Рекомендации педагогам.

4. Список литературы.

Пояснительная записка

Конспект НОД «Старые, старые куклы» составлен в соответствии с задачами программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 2010 г. издания №6, с учётом требований ФГОС.

НОД направлена на приобщение детей к истокам Русской народной культуры, привитие любви к Родине, знакомство с историей России.

Основная цель НОД:

познакомить детей с историей создания куклы, чем служила кукла в старину на Руси, научить делать тряпичную куклу.

Задачи:

Воспитывающая – воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту окружающих предметов; воспитывать нравственно – патриотические чувства, прививать любовь к Родине;

Развивающая – расширить представления об окружающем мире;

Познавательная – познакомить детей с трудом взрослых во время создания куклы, подвести к пониманию ценности народного искуства.

Поэтапное проведение НОД:

1 этап вступительный: вступительное слово воспитателя, рассказ о кукле, посещение выставки;

2 этап практический: изготовление куклы «Кувадки»;

3 этап заключительный: подведение итога НОД.

Описание условий реализации программы НОД:

Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 5 – 6 лет. Весь материал построен логически от простого к сложному, от неизвестного к новому. НОД проводиться в музыкальном зале. Зал просторный, светлый, хорошо проветренный. Зал поделё н на три части:

1 часть: расположен демонстрационный материал (куклы разных видов, ткани для изготовления кукол, картины с изображением девушек в русских народных костюмах);

2 часть: место для проведения физкультминутки под музыку;

3 часть: горница Марьюшки - место с подготовленными атрибутами для изготовления куклы «Кувадки» (кусочки ткани, ленты, ткань для закрутки).

В НОД участвуют дети 5-6 лет в колличестве 20 человек, воспитатель группы, Марьюшка (девочка из подготовительной группы). Длительность занятия соответсвует требованиям СанПина 2.4.1.3049-13 и составляет 25 минут.

Физкультминутка проводиться 2 раза, чтобы избежать утомляемости детей.

В процессе НОД используются различные методы и приё мы:

Наглядный: рассматривание кукол, картин, ткани;

Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;

Продуктивный: изготовление куклы «Кувадки».

Предварительная работа с детьми:

1. Чтение русской народной сказки «Матушкина куколка»;

2. Посещение этнографического музея «Русская изба» МДОУ «Тополёк» к экспозиции «Русский нардный костюм», «История русского быта»;

3. Рисование «Кукла в сарафане»;

4. Разучивание колыбельной;

5. Словарная работа: закрепление в словаре детей слов – горница, тряпичная кукла, оберег, закрутка, пеленашка.

Ожидаемый результат:

В процессе НОД дети :

1. Знакомятся с историей создания куклы,

2. У детей формируется представление о способах изготовления игрушки в старину, о значении куклы в жизни людей,

3. Дети сами изготавливают куклу «Кувадку»

Основная часть, проведение НОД:

(Дети с воспитателем входят в музыкальный зал.)

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое, в прошлое кукол. Посмотрите какая красивая современная кукла, какой яркий на ней наряд. Но кукла не всегда была такая. Дети, вы хотите послушать рассказ о кукле?

Дети: Да…

Воспитатель: В старину кукол делали люди сами, делали их из подручного материала.

Дети: Из чего?

(Воспитатель подводит детей к кукле «Кувадке»)

Воспитатель: Вот кукла,сделанная из ткани, называется она «Кувадка». С древних времён тряпичная кукла была традиционной русской игрушкой. «Кувадка» была первой куклой в жизни ребёнка. Она считалась оберегом для ребёнка, защищала его от злых духов. Игра в куклы в старину очень поощрялась взрослыми.

Дети: А почему?

Воспитатель: Играя в куклы, ребёнок учился вести хозяйство,обретал образ семьи. Кукла считалась символом продолжения рода. Ребёнок, играя с куклой, заботился о ней, оберегал.

Дети: А какие ещё бывают куклы?

(Воспитатель показывает детям куклу «Пеленашку»)

Воспитатель: Это кукла называется «Пеленашка». Она тоже служила оберегом для малыша. Её делали в виде младенца и подкладывали малышу в колыбель. Тем самым она защищала малыша от злых духов. Куклы в старину были безликие.

Дети: Как же так?

Воспитатель: Считалось, что в такой кукле не может поселиться зло.

Дети: А это какие странные куклы?

(Воспитатель и дети подходят к куклам «12 лихорадок»)

Воспитатель: А это куклы «12 лихорадок» ,т. е. болезней. Делали их в виде 12 фигур и подвешивали на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать демонов болезней. Считалось 12 болезней: ветрея, огнея, дряхлея, глупея, глядея, ленея, немея, ледея, трясея, дремлея, желтея, авея. Каждый год эти куклы менялись на новые, а старые сжигались.

(Дети и воспитатель подходят к игровым куклам.)

Дети: А вот у этих кукол уже есть руки и ноги, и лицо видно.

Воспитатель: Это более поздние куклы, игровые крестьянские. Они уже больше похожи на современных кукол: у них выделяется голова, ручки, ножки, лицо.

Дети: Интересно, что же дальше?

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Нам пора отдохнуть.

(Проводиться физкультминутка под музыку)

- Утром дети в лес пошли (шаг с высоким подниманием ног)

- И в лесу грибы нашли (размеренное присядание)

- Наклонялись, собирали (наклоны вперёд)

- По дороге растеряли (разведение рук в стороны).

Воспитатель: Как славно поиграли. А теперь мы с вами отправляемся в гости к Марьюшке.

(Воспитатель подводит детей к «горнице»)

Марьюшка: Здравствуйте дети.

Дети: Здравствуй Марьюшка.

Воспитатель: Дети мы пришли к Марьюшке, чтобы она нам показа как делать тряпичную куклу «Кувадку». Хотите сами сделать куклу?

Дети: Да.

(Дети рассаживаются за столы с подготовленными атрибутами)

Марьюшка: Дети, смотрите это кукла «Кувадка». Сегодня я вас научу делать такую куклу.

(Марьюшка показывает поэтапно как делать куклу)

(Дети сами делают куклу, воспитатель по необходимости помогает)

Воспитатель: Какие замечательные кулы у вас получились. Давным давно кукол делали не для продажи, а для себя. И делали с большой надеждой, любовью. Вам нравятся ваши куклы?

Дети: Да.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что мы их сами сделали.

Воспитатель: И этих кукол вы сделали для себя. В старину кукол не оставляли на улице, их не разбрасывали, их берегли. Но кукол разрешалось брать в гости.

Итог НОД:

Воспитатель: Дети, что мы сегодня узнали?

Дети: Про кукол.

Воспитатель: Историю кукол, как они возникли. А какие куклы в знаете? Какие были старые, старые куклы?

Дети: Тряпичные, безликие,из цветной ткани, их берегли.

Воспитатель: А тихими вечерами дети перед тем как ложиться спать, сначала укладывали своих кукол и пели им колыбельную песню. Давайте мы тоже с вами споём.

(Воспитатель и дети поют колыбельную)

- Баю – баюшки- баю

- Баю деточку мою

- Приди, котик, ночевать

- Мою доченьку качать.

- А как я тебе, коту

- За работу заплачу.

- Дам кусочек пирога,

- Да кувшин молока.

- Уж ты ешь, не кроши.

- Больше котик не проси.

(Воспитатель и дети уходят в группу).

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Мастер-класс «Куклы из травы»Мастер-класс «Куклы из травы» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению любимых и популярных у детей кукол из травы. Для изготовления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Старые, старые куклы»
Опубликовано: 31 июля 2014 в 22:26
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД