Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Елена Редька
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»

Конспект занятия в старшей группе

«Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, беседы с детьми.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные и близкие, самые дорогие люди.

Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родычи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки- это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадём в хату наших дальних-дальних родственников- предков, хату, в которой живёт старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и

сказать: «Время, время-остановись! К нашим предкам повернись!».

Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, а воспитатель в это время надевает костюм «казачки».

Казачка: - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня – Антоновна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Ребёнок: Антоновна, мы с ребятами очень хотели

Побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать как вы живёте, чем занимаетесь.

Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всём,

хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное–охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий казачий костюм). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается с поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, что бы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

А белье я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим (предоставляет детям возможность попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

Дети: полотенце и занавески на окне, покрывало на кровати.

Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили название моей посуды? (воспитатель проводит работу со словарными словами).

Вот и сегодня я замесила тесто…

Воспитатель: Антоновна, наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка: Какие же, расскажите.

Дети: Конь казаку лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Воспитатель: А еще, мы знаем много кубанских традиций.

Казачка: Правда, же? А какие?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.

На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях (подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию, это свадьба, а это лихие скачки.

Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Испокон веков на Кубани любили петь и не только на свадьбах или проводах в армию, но и в поле и за прялкой. А какие веселые посиделки проходят у нас в праздники?

А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем?

Дети: Наверное, одежду.

Казачка: Совершенно верно нарядную одежду, а так же веночки, бусы, пояса, вышитые рубахи. Примерьте-ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи?

Теперь вы настоящие казачата.

Засиделась я с вами, а тесто мое уже подошло. Давайте мы сейчас с вами испечем Кубанский хлеб (дети проходят, моют руки, вытирают. Казачка достает из макитры тесто соленое и раздает маленькими кусками детям).

Казачка: Чтобы испечь вкусный каравай, надо в него душу вложить, любовь свою отдать (дети месят, затем собирают в один общий каравай, выкладывают на сковороду и отправляют в печь)

Казачка: А пока хлеб печется, давайте вспомним то, о чем я сегодня вам рассказывала.

Как называется глиняный горшок?

Дети: глэчик

Казачка: А для теста?

Дети: макитра

Казачка: А чем гладит казачка белье, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель

Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. Ох, как пахнет хлеб он, наверное, уже готов? (воспитатель достает хлеб, перекладывает его на полотенце).

Казачата, какой хлеб получился. Понюхайте, как пахнет. Это от того,что мы в него душу вложили. На прощание я хочу подарить этот хлеб вам с собой в дорогу. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Масленица. Традиции русского народа» Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Знакомство с историей возникновения.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Мордовские традиции встречи весны». Программное содержание. Цель: Приобщение к традициям мордовской народной культуры. Задачи: Образовательные: 1. ознакомить с мордовскими.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Интеграция образовательных.

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление дошкольников с жизнью и бытом кубанского казачества в старину» Программное содержание: - Закрепить знания детей о быте и жизни кубанского народа в старину; - Познакомить с крестьянской хатой и домашней.

Конспект открытого занятия НОД в средней группе «Православные традиции на Руси» Цель:Формировать у детей представления о традициях. Зажечь искорку любви и интереса к жизни русского народа,его истории и культуре,особенностям.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране. Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её.

Конспект занятия по ознакомлению с бытом и культурой Кубанского казачества «Русская печка всему дому кормилица» Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ ДСКВ 31 г. Ейска МО Ейский район. Воспитатель: Коваленко Т. З. Русская печка – всему дому.

Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества» Программные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом, традициям и культурой Кубанского казачества. 2. Развивать познавательный.

Технологическая карта занятия «Традиции и обычаи моей страны» в старшей группе Ересек топа арналан йымдасап оу ызметіні технологиялы.

Конспект занятия «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине; 2. Знакомить детей с.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт кубанского казачества»
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 18:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»
Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно...
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине»
«Купи, купи, хоть что-нибудь купи! » – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются с...
Сценарий «Хлебный праздник» для детей старшего дошкольного возраста
Вход: Звучит мелодия песни "Русские края"( муз. П. Ледоницкого, сл. Ю. Полухина. Дети заходят в зал с колосками, останавливаясь у ц. стены, образуя...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной...
Проект по формированию у детей культурно гигиенических навыков «Чистюли»
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков. Вид проекта: игровой Тип проекта: кратковременный Актуальность: Общеизвестно, что здоровье...