Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»

Наталья Зенкина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»

Тема: «В гости к гласным звукам».

Программное содержание:

Образовательные:

• закреплять знания детей о гласных звуках, их артикуляции и фонетических особенностях;

• продолжать учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове;

• продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово».

Развивающие:

• развивать фонематическое восприятия и слух на материале гласных звуков;

• развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение;

• обогащать словарь детей, работать над связной и диалоговой речью;

• развивать творческое воображение;

• развивать способность детей разгадывать загадки и ребусы.

Воспитательные:

• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

• воспитывать интерес к непосредственной образовательной деятельности, желание заниматься вместе со всеми;

• воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища;

• воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное, отношение к рисункам.

Здоровьесберегающие и ОБЖ:

• продолжать учить детей следить за своей осанкой;

• продолжать развивать координацию движения;

• продолжать формировать правила безопасного поведения.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: изготовление домика для гласных звуков; знакомство с гласными звуками во время непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте; знакомство с артикуляционными и фонетическими особенностями гласных звуков; игры - драматизации; рассматривание иллюстраций зимних пейзажей и зимующих птиц.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

ТСО: мультимедийный проектор, презентация в PowerPoint «По дороге к гласным звукам».

Демонстрационный: карта.

Раздаточный: картинки с изображением животных и птиц, карточки - схемы слов, для определения звука в слове.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

«Что же это звенит?

Может быть, звенит и поет

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно - вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Ни жука,

Нет ни грома,

Ни гудка.

- Ребята, скажите, а что же может так звенеть? (ответы детей)

«Вслушайтесь: звенит одна

В целом мире тишина!»

- Ребята, давайте попробуем послушать тишину.

- Какие звуки ее нарушают? (ответы детей)

- Что это за звуки? (ответы детей)

- А какие звуки мы слышим в природе? (ответы детей)

- А когда разговариваем? (ответы детей)

Воспитатель: Да, звуки сливаются и получаются слова.

- Вот послушайте: а-а-а, о-о-о, у-у-у. И еще и, э, ы, е? Какие это звуки? (Гласные звуки)

- Что вы можете сказать о гласных звуках? (ответы детей)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай гласный звук и пропой его». Будьте внимательны! Следите за моими губами, я буду беззвучно произносить гласный звук, а вы угадайте его и пропойте.

- Гласные звуки, такие шутники, они только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Давайте попробуем? Я называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.

Бак, мак, рак, рог, нос, рот, сок, кит, мир, пир, суп, сук, лук, сыр, рысь, мэр…

- А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют слова с заданным гласным звуком).

Воспитатель: Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько.

Вопросы детям:

- Сколько здесь гласных звуков в слове ры-ба? (Ответы детей)

- В слове сказ-ка, ли-са? (Ответы детей)

- А сколько гласных звуков в слове Ли-се-нок (звук плачущего ребенка).

Воспитатель: Ребята, вы слышите какой-то звук, что это? Откуда слышится звук? (ответы детей)

Стойте, а я посмотрю.

- Это наш знакомый лисенок. Что случилось, малыш?

Лисенок: Я потерялся. Сова рассказывала о доме гласных звуков и показывала карту, по которой можно к нему добраться и сказала, что скоро мы туда отправимся. Но я решил пойти туда сам и заблудился. (Хнычет)

- Успокойся, лисенок, мы как раз с ребятами говорили о гласных звуках, и раз у тебя есть карта, то думаю, мы без труда найдем дорогу в город, где живут эти замечательные звуки. Лисенок, мы посмотрим карту и попробуем тебе помочь. (Все становимся вокруг карты и рассматриваем).

Вопросы детям:

- Что изображено на карте. (Ответы детей)

- Что мы должны найти? (ответы детей)

- Значит, куда мы должны отправиться? (ответы детей)

- А что это тут за следы? (ответы детей)

- Как вы думаете, что это может означать? (ответы детей)

Воспитатель: Мы пойдем по звериной тропе.

Вопросы детям:

- А как сейчас в лесу? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- А какую одежду одевают обычно зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте представим, что мы оделись очень тепло, закройте глаза и слушайте внимательно.

1 слайд.

- Что вы слышите? (Звуки ветра)

- Открывайте глаза, где мы с вами оказались? (ответы детей)

- А что это за звук? (Ответы детей)

2 слайд.

- Посмотрите, каких животных мы здесь видим? (ответы детей)

- А вот и первое задание:

(Детям предлагается пройти за столы, взять карточку под номером 1 и определить место гласного звука в названиях животных, соединив картинку, изображающего животного с вагончиком.)

Воспитатель: Лисенок тоже может выполнить с нами это задание.

Вопросы детям:

- Что вы видите на картинке? (ответы детей)

- Где находится гласный звук в слове волк? (ответы детей)

- В слове Олень? (ответы детей)

- Все справились - молодцы!

- Ребята, нам необходимо двигаться дальше, поэтому нужно посмотреть наш маршрут на карте. (Обсуждение детей дальнейшего маршрута).

Вопросы детям:

- Что это изображено на нашем пути, как вы думаете? (ответы детей)

- А преодолев сугробы, кого мы должны встретить? (ответы детей)

3 слайд.

Воспитатель: А вот и те огромные сугробы и нам нужно их преодолеть:

Физминутка: Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутобоким,

Поднимай повыше ноги,

Проложи другим дорогу.

4 слайд.

Вопросы детям

- Каких птиц вы видите на экране? (Ответы детей)

(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, взять карточку с номером 2 и найти гласные звуки в названиях птиц, соединив картинки птиц со звуком. Лисенку предлагается выполнить задание вместе с детьми)

- В названиях каких птиц есть звук А? (синица, сорока, ворона, воробей)

- А в каком слове нет этого звука? (снегирь)

- В названиях каких птиц есть звук О? (Ответы детей)

- Звук Е, звук И?

- Все правильно выполнили задание, отложите карточки на край стола.

(Воспитатель снова предлагает детям обратиться к карте для обсуждения следующего маршрута)

5 слайд.

Воспитатель: Куда мы попали? (ответы детей)

- Мы вышли на лесную дорогу, которую выдели на карте. Пойдем по дороге. (Дети шагают на месте)

6 слайд.

Вопросы детям:

- Что это, ребята? (ответы детей)

- Нам нужно разгадать этот ребус.

- Сколько картинок в ребусе? (ответы детей)

- Значит сколько звуков в загаданном слове? (ответы детей)

- Соедините между собой первые звуки, в названии картинок.

- Догадались, что это за слово? (ответы детей)

- Правильно, это ДОМ.

- И кому же принадлежит этот дом? (ответы детей)

7 слайд.

Воспитатель: Посмотрите на экран.

Вопросы детям:

- Это тот дом, который мы искали? (ответы детей)

- А как вы это поняли? (ответы детей)

- А как звуки обозначаются на письме и в книжках? (ответы детей)

- Какие же гласные звуки живут в домике?

- Вот, лисенок, видишь, мы и нашли домик. А ты больше никогда никуда не уходи без взрослых, хорошо?

- Разве можно уходить без взрослых, ребята? (ответы детей)

- Ну а теперь нам надо возвращаться в садик: Покрутись, повертись

В детский садик возвратись

(Дети выполняют действия, предлагаемые воспитателем)

- Вот мы и в нашей группе.

- Ребята, о чем же мы сегодня говорили? (Ответы детей)

- А что же с нами произошло? (Ответы детей)

- Как мы помогли Лисенку? (Ответы детей)

- Что мы для этого сделали? (Ответы детей)

- Какие задания мы выполняли? (Ответы детей)

- Какие препятствия мы преодолевали? (Ответы детей)

- Благодаря чему мы нашли домик гласных звуков? (Ответы детей).

Лисенок: А мне пора возвращаться к моим друзьям. Они, наверное, волнуются, ищут меня.

(Дети прощаются с лисенком и он уходит)

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 21:16
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...