Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»

Наталья Зенкина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»

Тема: «В гости к гласным звукам».

Программное содержание:

Образовательные:

• закреплять знания детей о гласных звуках, их артикуляции и фонетических особенностях;

• продолжать учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове;

• продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово».

Развивающие:

• развивать фонематическое восприятия и слух на материале гласных звуков;

• развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение;

• обогащать словарь детей, работать над связной и диалоговой речью;

• развивать творческое воображение;

• развивать способность детей разгадывать загадки и ребусы.

Воспитательные:

• воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

• воспитывать интерес к непосредственной образовательной деятельности, желание заниматься вместе со всеми;

• воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища;

• воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное, отношение к рисункам.

Здоровьесберегающие и ОБЖ:

• продолжать учить детей следить за своей осанкой;

• продолжать развивать координацию движения;

• продолжать формировать правила безопасного поведения.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: изготовление домика для гласных звуков; знакомство с гласными звуками во время непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте; знакомство с артикуляционными и фонетическими особенностями гласных звуков; игры - драматизации; рассматривание иллюстраций зимних пейзажей и зимующих птиц.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

ТСО: мультимедийный проектор, презентация в PowerPoint «По дороге к гласным звукам».

Демонстрационный: карта.

Раздаточный: картинки с изображением животных и птиц, карточки - схемы слов, для определения звука в слове.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

«Что же это звенит?

Может быть, звенит и поет

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно - вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Ни жука,

Нет ни грома,

Ни гудка.

- Ребята, скажите, а что же может так звенеть? (ответы детей)

«Вслушайтесь: звенит одна

В целом мире тишина!»

- Ребята, давайте попробуем послушать тишину.

- Какие звуки ее нарушают? (ответы детей)

- Что это за звуки? (ответы детей)

- А какие звуки мы слышим в природе? (ответы детей)

- А когда разговариваем? (ответы детей)

Воспитатель: Да, звуки сливаются и получаются слова.

- Вот послушайте: а-а-а, о-о-о, у-у-у. И еще и, э, ы, е? Какие это звуки? (Гласные звуки)

- Что вы можете сказать о гласных звуках? (ответы детей)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай гласный звук и пропой его». Будьте внимательны! Следите за моими губами, я буду беззвучно произносить гласный звук, а вы угадайте его и пропойте.

- Гласные звуки, такие шутники, они только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Давайте попробуем? Я называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался.

Бак, мак, рак, рог, нос, рот, сок, кит, мир, пир, суп, сук, лук, сыр, рысь, мэр…

- А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют слова с заданным гласным звуком).

Воспитатель: Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько.

Вопросы детям:

- Сколько здесь гласных звуков в слове ры-ба? (Ответы детей)

- В слове сказ-ка, ли-са? (Ответы детей)

- А сколько гласных звуков в слове Ли-се-нок (звук плачущего ребенка).

Воспитатель: Ребята, вы слышите какой-то звук, что это? Откуда слышится звук? (ответы детей)

Стойте, а я посмотрю.

- Это наш знакомый лисенок. Что случилось, малыш?

Лисенок: Я потерялся. Сова рассказывала о доме гласных звуков и показывала карту, по которой можно к нему добраться и сказала, что скоро мы туда отправимся. Но я решил пойти туда сам и заблудился. (Хнычет)

- Успокойся, лисенок, мы как раз с ребятами говорили о гласных звуках, и раз у тебя есть карта, то думаю, мы без труда найдем дорогу в город, где живут эти замечательные звуки. Лисенок, мы посмотрим карту и попробуем тебе помочь. (Все становимся вокруг карты и рассматриваем).

Вопросы детям:

- Что изображено на карте. (Ответы детей)

- Что мы должны найти? (ответы детей)

- Значит, куда мы должны отправиться? (ответы детей)

- А что это тут за следы? (ответы детей)

- Как вы думаете, что это может означать? (ответы детей)

Воспитатель: Мы пойдем по звериной тропе.

Вопросы детям:

- А как сейчас в лесу? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- А какую одежду одевают обычно зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте представим, что мы оделись очень тепло, закройте глаза и слушайте внимательно.

1 слайд.

- Что вы слышите? (Звуки ветра)

- Открывайте глаза, где мы с вами оказались? (ответы детей)

- А что это за звук? (Ответы детей)

2 слайд.

- Посмотрите, каких животных мы здесь видим? (ответы детей)

- А вот и первое задание:

(Детям предлагается пройти за столы, взять карточку под номером 1 и определить место гласного звука в названиях животных, соединив картинку, изображающего животного с вагончиком.)

Воспитатель: Лисенок тоже может выполнить с нами это задание.

Вопросы детям:

- Что вы видите на картинке? (ответы детей)

- Где находится гласный звук в слове волк? (ответы детей)

- В слове Олень? (ответы детей)

- Все справились - молодцы!

- Ребята, нам необходимо двигаться дальше, поэтому нужно посмотреть наш маршрут на карте. (Обсуждение детей дальнейшего маршрута).

Вопросы детям:

- Что это изображено на нашем пути, как вы думаете? (ответы детей)

- А преодолев сугробы, кого мы должны встретить? (ответы детей)

3 слайд.

Воспитатель: А вот и те огромные сугробы и нам нужно их преодолеть:

Физминутка: Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутобоким,

Поднимай повыше ноги,

Проложи другим дорогу.

4 слайд.

Вопросы детям

- Каких птиц вы видите на экране? (Ответы детей)

(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, взять карточку с номером 2 и найти гласные звуки в названиях птиц, соединив картинки птиц со звуком. Лисенку предлагается выполнить задание вместе с детьми)

- В названиях каких птиц есть звук А? (синица, сорока, ворона, воробей)

- А в каком слове нет этого звука? (снегирь)

- В названиях каких птиц есть звук О? (Ответы детей)

- Звук Е, звук И?

- Все правильно выполнили задание, отложите карточки на край стола.

(Воспитатель снова предлагает детям обратиться к карте для обсуждения следующего маршрута)

5 слайд.

Воспитатель: Куда мы попали? (ответы детей)

- Мы вышли на лесную дорогу, которую выдели на карте. Пойдем по дороге. (Дети шагают на месте)

6 слайд.

Вопросы детям:

- Что это, ребята? (ответы детей)

- Нам нужно разгадать этот ребус.

- Сколько картинок в ребусе? (ответы детей)

- Значит сколько звуков в загаданном слове? (ответы детей)

- Соедините между собой первые звуки, в названии картинок.

- Догадались, что это за слово? (ответы детей)

- Правильно, это ДОМ.

- И кому же принадлежит этот дом? (ответы детей)

7 слайд.

Воспитатель: Посмотрите на экран.

Вопросы детям:

- Это тот дом, который мы искали? (ответы детей)

- А как вы это поняли? (ответы детей)

- А как звуки обозначаются на письме и в книжках? (ответы детей)

- Какие же гласные звуки живут в домике?

- Вот, лисенок, видишь, мы и нашли домик. А ты больше никогда никуда не уходи без взрослых, хорошо?

- Разве можно уходить без взрослых, ребята? (ответы детей)

- Ну а теперь нам надо возвращаться в садик: Покрутись, повертись

В детский садик возвратись

(Дети выполняют действия, предлагаемые воспитателем)

- Вот мы и в нашей группе.

- Ребята, о чем же мы сегодня говорили? (Ответы детей)

- А что же с нами произошло? (Ответы детей)

- Как мы помогли Лисенку? (Ответы детей)

- Что мы для этого сделали? (Ответы детей)

- Какие задания мы выполняли? (Ответы детей)

- Какие препятствия мы преодолевали? (Ответы детей)

- Благодаря чему мы нашли домик гласных звуков? (Ответы детей).

Лисенок: А мне пора возвращаться к моим друзьям. Они, наверное, волнуются, ищут меня.

(Дети прощаются с лисенком и он уходит)

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»
Опубликовано: 1 марта 2014 в 21:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...