Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»

Елена Аникина
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»

«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые могли бы пролежать бесплодными в душе ребёнка».

Н. Д. Бартрам

Программное содержание:

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Художественная литература».

Задачи:

познакомить детей с народными игрушками и историей их возникновения;

познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки;

формировать умения различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства;

научить детей делать матрешку из бросового материала (бутылочка) и пластилина;

развивать познавательный интерес к истории и культуре России;

развивать умение образовывать качественные прилагательные от существительных, отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

способствовать расширению словаря детей;

закреплять правильное произношение поставленных логопедом звуков;

развивать творческие способности и фантазию детей;

развивать чувство цвета при составлении узора;

содействовать нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

воспитывать любовь к народному искусству;

воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

3

Ход Занятия

Воспитатель - (одета в русский костюм. Одна в группе.)

Ох, денек уж больно долог:

Насчитала сорок елок,

Я на лавке посидела,

Я в окошко поглядела.

Не позвать ли мне ребят?

Вдруг послушать захотят?

Эй, ребята, идите сюда.

(Дети в русских костюмах вбегают в группу)

Воспитатель - Здравствуйте, девчонки - веселушки, озорные хохотушки (русский поклон).

- Здравствуйте, ребята - молодцы, озорные удальцы (русский поклон мальчикам).

- Проходите, гости дорогие, для беседушки, для забавушки. Как когда - то наши прадедушки и прабабушки. Расскажу где была, да что делала. (Дети садятся на лавочки).

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем дорогой.

- Что я могла принести с ярмарки дорогого и ценного? (Игрушки, посуду, вещи, вкусности)

- Давайте не будем гадать, а я вам все покажу.

Беседа с элементами игры "Что из чего?"

(Воспитатель достает из сундучка игрушки по одной)

1. Узелковая кукла.

• Что это?

• Почему так называется? (Ручки и ножки делали при помощи узелков)

• Её делали из лоскутка, значит она какая? (Лоскутная)

2. Кукла - пеленашка.

• Для чего её делали? (Её клали в колыбель ребенку, чтобы его не сглазили)

3. Кукла - закрутка.

• Почему так называется? (Тряпицу закручивали и получалась кукла)

• Её делали из тряпицы, значит она какая? (Тряпичная)

4. Кукла из соломы.

• Она какая? (Соломенная)

- Почему куклам не прорисовывали лицо? (Люди считали, что через лицо в куклу может вселиться душа. А душа может быть добрая и злая)

5. Дымковская барышня.

• Из чего делали? (Из глины)

• Значит она какая? (Глиняная)

6. Свистулька.

• Из чего сделана?

• Значит она какая?

• Каким узором расписана? (Хохломским)

7. Филимоновская игрушка гармонист.

• Её красиво расписывали, значит она какая? (Расписная)

8. Богородская игрушка.

• Как называется? (Кузнецы)

• В чем особенность? (Эти игрушки подвижные)

Воспитатель - Что я принесла с ярмарки? (Игрушки)

- Это народные игрушки - настоящее сокровище русского народа. Они очень знамениты и ценятся во всем мире.

- А в чем их ценность и богатство? (Они сделаны руками мастеров, людей)

- А в сундучке еще кое - что осталось. Отгадайте из загадки:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

- И вот вам задание:

Мне ребята помогите

И матрешек соберите.

И расставьте по местам

На радость вам и всем гостям.

Игра "Соберём матрешек"

(Дети берут половинку матрешки, находят пару и расставляют игрушки по росту)

Воспитатель - Молодцы, ребята. Потрудились на славу. Давайте полюбуемся матрешками.

группу входит Матрешка в косынке, сарафане, с корзинкой в руке и плачет. Играет взрослый)

Воспитатель - Ребята, к нам кто-то идет. Здравствуй. А почему ты плачешь?

Матрешка - Я не знаю кто же я.

Помогите мне друзья.

Воспитатель - Не плачь. Может мы с ребятами сможем тебе помочь. Ребята посмотрите внимательно.

Что за красная девица?

И румяна, круглолица.

В сарафане расписном

И в платочке с узелком.

Разрумянилась немножко.

Это ж русская. Матрешка!

Матрешка - Я Матрешка? А что это - матрешка?

Воспитатель - Мы с ребятами много о матрешке знаем и сейчас тебе все расскажем.

- Матрешка - народная игрушка, символ нашей страны - России. Матрешка наш национальный сувенир.

Матрешка - А что такое сувенир? (Подарок на память о нашей стране).

Воспитатель - Матрешка - игрушка с секретом.

- В чем ее секрет? (Внутри самой большой матрешки прячутся сестрички "Мал мала меньше"). - Мы даже об этом знаем потешку.

Русская народная потешка с движениями:

Шли матрешки по дорожке

Было их немножко:

Две Матрены, три матрешки

И одна Матрешечка.

Воспитатель - Давайте вспомним самых знаменитых матрешек. (Семеновская, загорская, майданская)

Матрёшка - А я какая матрёшка? Откуда?

Воспитатель - А мы сейчас поиграем в игру "Наряд для матрешек" и ты сама догадаешься где твоя Родина.

Игра "Наряд для матрешек"

(Перед детьми три плоскостных силуэта матрешек с прорисованными лицами. Ребята накладывают на матрешек различные детали: косынка, ручки, фартук, узоры, бусы и т. д. и по определенным особенностям наряда, узора определяют какая матрешка.)

Особенности матрешек:

Загорская матрешка:

• рубаха с вышивкой;

• косынка с росписью;

• в руках обязательно какой-либо предмет;

• узор из маленьких цветочков;

• может быть украшена бусами.

Семеновская матрешка:

• косынка с вышивкой;

• на сарафане пышный букет цветов, смещенный в сторону;

• чаще для росписи используют желтый, лимонный цвет, узор красный, зеленый.

Майданская матрешка:

• цвета: малиновый зеленый черный;

• нет косынки, на голове полушалок с цветами;

• нет сарафана и фартука, есть овал с цветами и ягодами;

• волосы - кудряшки.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, наша матрешка какая? (Загорская. У нее косынка, в руках корзинка).

Матрешка - Спасибо, дети! Теперь я знаю где моя Родина.

Воспитатель - А знаешь ли ты матрёшка, сколько лет самой первой игрушке матрешке?

Матрешка - Моей прапрабабушке? Нет не знаю. (более ста лет)

Воспитатель - Ребята, давайте вспомним историю матрешки.

Беседа с использованием ИТК

1 Старик Фукурума - Что это? (Японская деревянная игрушка с сюрпризом старик Фукурума. Внутри него спрятаны фигурки поменьше).

- Эта фигурка стала образцом для нашей Матрешки.

2 Матрешка с петухом - А это что? (Первая матрешка - Матрешка с петухом).

3 Восемь кукол - Сколько кукол было в первой матрешке? (8)

- Почему куклу назвали Матрёшкой? (От распространенного в те времена русского имени Матрена)

4 Звездочкин - Назовите имя токаря, который первый выточил матрёшку. (Василий Звездочкин)

5 Малютин - Кто расписал первую матрёшку? (Сергей Васильевич Малютин)

6 Бревна - Из каких деревьев делают матрёшек? (Липа, береза)

- Деревья спиливают весной и сушат 2-3 года.

7 Заготовки - Что делают из бревен? (Заготовки)

8 Роспись матрешки - Что делают с заготовкой? (Её расписывают, покрывают лаком и сушат в печах)

9 Роспись матрешки - Посмотрите как мастерицы расписывают матрешек.

10 Матрешки - Получаются разные, не похожие друг на друга куклы матрешки.

Слайды "Наши матрешки"

(На экране появляются слайды с детьми и пошаговое изготовление матрешек из бросового материала (бутылочки) и пластилина)

Матрешка - Ой, ваших детей и там и тут показывают. Надо же до чего техника дошла.

Воспитатель - Это не техника дошла. Это мы с ребятами освоили новый способ изготовления матрешек. Давайте расскажем о нем гостям и Матрёшке.

11 Бутылочка и пластилин - Что нам понадобилось для работы? (Нам понадобились бутылочка и пластилин)

12 Обмазываем - Для чего нужен пластилин? (Мы пластилином обмазали бутылочку)

13 Голова - Что мы сделали дальше? (вылепили голову и соединили детали)

14 Заготовки - Что у нас получилось? (Заготовки)

15 Крахмал - Что мы сделали дальше? (Мы обработали заготовку крахмалом, чтобы легко было покрыть краской)

16 Белая краска - Какой следующий шаг? (Мы покрыли заготовку белой краской на водной основе)

17 Желтый и красный - Ребята, что было дальше? (Мы раскрасили заготовки в желтый и красный цвета)

18 Заготовки - Вот такие желто-красные заготовки у нас получились.

19 Матрешка ожила - А вот уже матрешки смотрят на нас своими глазками.

Воспитатель - Нам остался последний шаг - самый ответственный и интересный. Какой? (Нужно расписать матрешек).

- Перед работой отдохнем и разомнем пальчики.

Физ. минутка с пальчиковой гимнастикой

Хлопают в ладошки дружные матрешки.

На ногах сапожки, топают матрешки.

Влево, вправо наклонились.

Всем знакомым поклонились.

Нас матрешечки опять

Просят их нарисовать.

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали, сжали.

Кулачки разжали, сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас детвора за работу всем пора.

Мастера, скорей за дело. Украшай матрешек смело.

Дети расписывают матрешку. Раскрашенные матрешки выставляются на отдельный стол.

Воспитатель - Ай да молодцы! Ай да умельцы! Полюбуйтесь матрешками. Каждая хороша по-своему. Вы настоящие мастера - золотые руки. Этих матрешек мы подарим нашим мамам, как сувенир на память.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

Матрешка - Теперь я все о себе знаю. А еще я знаю, что мы матрешки умеем здорово танцевать.

Танец "В лавке на прилавке. "

Матрешка - Мне пора ребята. Спасибо вам за помощь.

Публикации по теме:

Перспективное планирование на неделю в первой младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» День недели Тема Мероприятие Интеграция ОО понедельник Курочка – Ряба - Чтение сказки с показом на фланелеграфе. - НОД «Корм для цыплят».

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Тело, организм, эмоции
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Радость творчества. Русские матрешки»
Опубликовано: 25 февраля 2014 в 15:35
+20
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...