Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в стершей группе «Пришла весна — земля проснулась»

Елена Мухаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в стершей группе «Пришла весна — земля проснулась»

«ПРИШЛА ВЕСНА – ЗЕМЛЯ ПРОСНУЛАСЬ»

ЦЕЛЬ: Используя произведения поэзии, живописи, показать детям силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного и растительного мира, жизнь человека. Подчеркнуть взаимосвязь между ними. Активизировать в речи детей слова: пахарь, пашня, ледоход, половодье. Воспитывать интерес к явлениям родной природы, любовь к произведениям живописи и поэзии.

Дидактические игры: 1. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ ВЕСНОЙ», 2. «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОЧЕК», 3. «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

ЦЕЛЬ: 1. Закрепить знания детей о питании животных в природе.

2. Учить детей узнавать и называть растение по листу.

3. Закреплять умение классифицировать и называть птиц.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды», чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

МАТЕРИАЛ: Презентация, картинки животного.

Ход нод.

Предлагаю детям посмотреть иллюстрации «Весна в лесу», «Весна на реке», «Кормите птиц» догадаться, о каком времени года пойдет речь.

Дети: О весне.

Вос-ль: Правильно. Как вы догадались?

Ответы детей. Тает снег.

Вос-ль: Как раз на этой иллюстрации мы видим тающий снег. Обратите внимание на эту иллюстрацию «Весна на реке». Что происходит с природой?

Ответы детей: Лёд на реке растаял, плывёт по воде, воды много.

Вос-ль: Что было с рекой зимой? Куда делся лёд?

Ответы детей. Она была покрыта льдом. Весной лёд начал таить.

Вос-ль: Как называется такое явление природы.

Ответы детей. Ледоход,

Вос-ль: Давайте, вспомним стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».

Вызываю желающего прочитать ребёнка.

Вос-ль: Почему, детей так много воды?

Ответы детей. Потому, что таит снег.

Вос-ль: Да, дети, весной бывает столько много воды, что она затопляет берега, деревни, сёла. Такое явление природы называется «половодье». Жителей приходится спасать. Давайте вспомним стихотворение русского поэта Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Что дед Мазай делал?

Ответы детей. Он спасал зайцев, сажая в лодку.

Вос-ль: Сейчас мы поиграем в игру «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ ВЕСНОЙ»

На экране появляется дикое животное, а вы должны рассказать, чем оно питается. За каждый правильный ответ ребёнок получает картинку животного.

Белка ест орехи, желуди, семена хвойных деревьев, почки, насекомых и яйца птичек.

Волки питаются обычно такими животными как кабан, лошадь, лось, олень, корова, а также зайцы, ондатры, бобры, сурки, мыши. (млекопитающие)

Ежи едят мышей, лягушек, ящериц, насекомых, и змей.

Медведи всеядны и помимо мяса едят траву и ягоды.

Зайцы питаются корой, молодыми ветками, а также травой.

Лиса – основной её пищей являются мыши, рыбу, водоплавающая дичь, птички и яйца, крупных насекомых.

Вос-ль: Ребята, какими деревья были зимой? Почему? А что с ними происходит весной?

Ответы детей. Зимой деревья стоят голые без листочков, потому, что холодно. А весной, когда пригреет солнышко, появляются листочки.

На экране появляется картина с изображением зимней берёзы.

Вос-ль: Читаю стихотворение С. Есенина «Белая берёза»

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На экране появляется картина с изображением весенней берёзы.

Вос-ль: Читаю стихотворение Ф. Тютчева «Лист зеленеет молодой»

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым.

Вос-ль: Почему весной на деревьях появляются листочки.

Ответы детей. Для этого нужны тепло, свет, которое даёт солнышко, и питание – которое даёт вода.

Вос-ль: А сейчас мы поиграем в игру «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОЧЕК»

Ход игры

На экране появляется листочек, а вы должны сказать какой это листочек (кленовый, дубовый и т. д.). За каждый правильный ответ ребёнок получает картинку с этим листиком.

Вос-ль: О культурных растениях заботится человек, а кто заботится о дикорастущих?

Ответы детей:

Вос-ль: А сейчас мы поиграем в игру «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

Ход игры

На экране появляется 5 птиц. Вы должна показать, какая птица здесь лишняя (1-перелётная и 4-зимующих или наоборот). Вос-ль: А у жителей деревень – у крестьян забот ещё больше: им ведь хлеб растить! А что для этого надо делать? Поле вспахать и зерно посеять. Это тяжелый труд. За каждый правильный ответ ребёнок получает картинку с этой птичкой.

Сейчас у людей есть разные машины – помощники: трактор землю пашет, сеялка семена посеет, грузовая машина всё, что надо, привезёт, увезёт, а в старину никаких машин не было. Лошадь была верным помощником крестьянина. Посмотрите картину русского художника И. Репина «Пахарь». Пахарь – это человек, который пашет землю. Труд в поле очень тяжелый, но крестьяне с ним справлялись и по осени собирали урожай.

Посмотрите, какое большое поле! По нему бредёт лошадь. Она тащит плуг. Плуг – это такое орудие труда, которым вспахивают землю. Можно даже сказать, что плуг – это прапрапрадедушка современного трактора. А за плугом идёт мужик. Он управляет им. представьте себе, вот так, пешком, надо пройти всё поле. Сколько для этого надо сил и терпения! Хорошо, если у крестьянина была лошадь или бык (на быках тоже пахали, а у многих их не было. Тогда вместо лошади тащил плуг человек.

Например, отец тащит плуг, а сынок идёт за плугом. Вот почему говорят: «Земля пахнет потом». Сто потов сойдёт, пока поле вспашешь.

А потом его засеять надо – тоже пешком все поле обойти. Тут уж вся семья выходила на помощь. Труд в поле очень тяжелый, но крестьяне с ним справлялись. Где же они брали силы?

Помогала сама природа. Посмотрите на чистое высокое небо, которое написал художник, на пробивающиеся ласковые солнечные лучи. Мы с вами смотрим на картину и словно чувствуем, как ласкает наше лицо свежий ветерок. Это и давало людям силу.

Люди присматривались к природе, приглядывались, и она им помогала, подсказывала. Вот и приметы сложились, пословицы, поговорки: «Длинные сосульки к долгой весне», «Апрель с водой – май с травой», «Пахать – не дремать».

Что, нового вы узнали?

Ответы детей:

А между весной и осенью, какое время года? О лете мы поговорим в другой раз.

Литература.

Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»

Публикации по теме:

Презентация «Домашние животные и птицы в произведениях живописи и поэзии» Произведения живописи и поэзии являются уникальным средством воспитания и развития ребенка-дошкольника. Используя стихи, картины и другие.

Земля — наш общий дом (презентация Power Point) "Земля - наш общий дом". Это презентация Power Point к познавательной беседе на соответствующую тему с использованием Информационно-коммуникационных.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в стершей группе «Пришла весна — земля проснулась»
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 13:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...