Конспект занятия «Веселый Петрушка»

Конспект занятия «Веселый Петрушка»

Конспект комплексного занятия на тему «Веселый Петрушка»

Составила и провела: Морозова Галина Викторовна

Место проведения занятия: МДОУ детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» города Волжска Республики Марий Эл

Предмет: Изобразительная деятельность в детском саду - художественное конструирование в технике оригами, декоративное рисование.

Возраст детей: подготовительная группа детского сада – 6 – 7 лет.

Алгоритм продолжительности занятия по времени:

1 занятие - 40 минут.

• Организационный момент – 2 минуты.

• Презентация «Петрушки разных стран» - 3 минуты.

• Дидактическая игра «Подбери заплатку» - 3 минуты.

• Рассматривание пооперационной карты складывания игрушки «Петрушки» способом оригами - 2 минуты.

• Пальчиковая гимнастика «Колпачок» - 1 минута.

• Складывание поделки - игрушки Петрушки - 10 минут.

• Физкультурная минутка «Веселые Петрушки» - 2 минуты.

• Декоративной украшение костюма Петрушки – 15 минут.

• Анализ работ – 2 минуты.

Материалы к занятию:

Дидактический материал: технологии ТСО компьютерная мультимедийная презентация на тему «Петрушки разных стран и народов» - 12 слайдов, пооперационная карта поэтапного складывания игрушки Петрушки.

Раздаточный материал: Дидактическая игра «Подбери заплатку», квадратные листы бумаги 15х15 или 20х20, заготовки вырезанные из бумаги - розовых ладошек и париков – коричневые, рыжие, черные, желтые, коробки для работ по оригами, клей карандаш, фломастеры, ножницы.

Методы и приемы использованные на занятии:

• информационно– рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

В занятие включены: организационный момент, художественное слово, загадка, презентация «Петрушки разных стран», дидактическая игра, пальчиковая игра, физкультурная минутка, анализ детских работ, сюрпризный момент.

Цель: Познакомить детей с русской театральной перчаточной игрушкой Петрушкой, обогатить знания детей, знакомя с петрушками разных стран и народов.

Задачи:

Обучающие задачи:

• Учить складывать новую поделку в технике оригами, складывая квадрат в разных направлениях, используя при работе знакомые базовые формы – треугольник и воздушный змей, четко выполняя инструкции педагога;

• Закрепить навыки декоративного украшения готовой поделки разнообразными узорами и марийскими национальными орнаментами, использовать сочетание ярких, красочных цветов для создания выразительного образа игрушки.

Развивающие задачи:

• Развивать конструктивное мышление, глазомер, фантазию, воображение.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать аккуратность, стремление помогать товорищу.

Словарь:

Существительные: Петрушка, скоморох, шут, театр, кукловод, перчаточные куклы, одежда, узоры.

Прилагательные: красивый, озорной, смешной, веселый, нарядная, разноцветная, пестрая, декоративные, растительные.

Глаголы: играет, веселит, шутит, смешит, выступает.

Предварительная работа:

Чтение сказок, игры в разнообразные виды театра, разучивание дразнилок, скороговорок, пословиц.

Пословицы

• Что скоморошья жена, всегда весела.

• Смех – что волынку надул, поиграл да и кинул.

• Весел как вешний жаворонок.

• Радует, как скоморох на своем гудке.

• Скоморох как веник, по избе пляшет.

Отгадывание загадок:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.   

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

•    Начинаю представленье, зрителям на удивленье,

     Громче вы меня зовите, погремушками гремите,

     Я веселый, озорной, кто подскажет кто такой… Петрушка

Он в лавры громко бьет,

На праздник всех зовет.

Веселая игрушка, наш добрый друг… Петрушка

• Долго праздника мы ждали, все – то думали, гадали,

Кого бы в гости пригласить, малых деток веселить… Петрушку

Едет парень в красной шапке на серебряной лошадке,   

Золотой уздой звенит, во все стороны глядит,

Плеточкою машет, под ним лошадка пляшет… Петрушка

• В нем кукольный спектакль играют, в фойе есть для детей буфет.   

Но только в зале есть не надо, ни шоколада, ни конфет. Кукольный театр

Беседа «Кто народ веселил» - скоморохи, шуты, петрушки

Энциклопедическая информация об объекте: Петрушка это кукла, которую надевают на руку, он герой русского народного кукольного театра. Родина Петрушки - Россия. Кукольный театр одно из самых любимых зрелищ детей, он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Наиболее распространённый у нас вид кукольного театра - это театр петрушек или просто кукольный театр. Петрушка, по имени которого называются куклы, хвастливый, развязный весельчак, с длинным носом, с дубинкой в руках, смелый и веселый забияка, который не прочь подраться. Он грозит палкой, задирается, над всеми насмехается, корчит рожи и прыгает. Он одет в красную рубаху, на голове яркий колпак с бубенчиками и кисточками. Его громкий клич когда-то разносился по дворам, ярмаркам и площадям. А сегодня Петрушку можно встретить на сцене кукольного театра. Сценой в театре петрушек служит ширма. Кукловоды, спрятанные за ширму, управляют куклами и говорят за них. Театр петрушек имеет свою историю, лет за 300 до Октябрьской революции бродячие петрушечники ходили по городам и сёлам, пронзительным голосом собирали около ширмы толпы народа, приглашая посмотреть их незатейливое представление. Репертуар театра петрушек не отличался разнообразием, в различных вариантах показывалась одна и та же комедия о том, как Петрушку брали в солдаты, как он притворялся больным, как он покупал у цыгана лошадь и как он женился. Но в основной текст кукольники вставляли реплики и небольшие интермедии на злободневные темы, остро и едко высмеивали местные власти, царское правительство, полицию и духовенство. Простые приёмы театра петрушек, живая, выразительная игра маленьких актёров, несложные сценки, проникнутые народным юмором, всё вместе взятое представляло весёлое, близкое  и понятное широким массам зрелище. Куклы умели посмешить и позабавить народ, посочувствовать горестям людей, порадоваться их удачам. Театр петрушек приобрёл большой успех и скоро стал излюбленным народным увеселением, без которого не проходила ни одна ярмарка, ни один праздник.

Театральные куклы марионетки

Клоун и лошадка прожили долгую театральную и музейную жизнь. Они были сделаны в прошлом веке неизвестными талантливыми мастерами и вместе с другими куклами театра Петрушки «выступали» на народных гуляниях в Москве. В начале 1920 – х годов театр марионеток был приобретен музеем игрушки. Сегодня это ценнейшие его экспонаты. Каждая кукла в театре Петрушки – характерный традиционный образ. Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. На протяжении нескольких столетий Петрушка, в красном колпаке, в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей. Сюжет спектакля был всегда одним и тем же, но со временем в представлении появлялись новые герои, новые шутки, новые анекдоты. Сюжет представления прост. На сцене несколько кукол: лошадь, Петрушка и Цыган.

Всего у кукольников было более двадцати сцен, и в каждой непременно играл Петрушка – он же Пётр Иванович Уксусов, он же Пётр Петрович, Самоваров, Ваня, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю, Иван Иванович Гуляка - «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В. Даль)

Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и появлялся Петрушка в шутовском комзольчике и в высоком колпаке с кисточкой. Он размахивал руками, кланялся во все стороны, пронзительно верещал, бил в медную тарелку, плясал, балагурил с публикой. В одних сценах Петрушка встречался с невестой Матреной Ивановной, в других обучался солдатскому делу, сражался с чертом или смертью, под одобрительный гомон толпы колотил дубинкой квартального или барина. Обязательным спутником Петрушки был конь. «Не конь, а диво: бежит – дрожит, а упадет, так и не встанет. По ветру без хомута гони в два кнута, летит как стрела и не оглянется. На гору побежит – заплачет, а с горы бежит – скачет, а завязнет в грязи, так оттуда уже сам вези. Отменная лошадь! » - для таких перевоплощений приспособил мастер театрального конька. Игрушка подвижна, ее ножки тщательно вырезаны. Эти живые бегущие ножки с черными копытцами, свободно подвешены к туловищу на проволочках, отвечают малейшему перемещению фигурки. Их движение разнообразно в игре. В ловких руках кукольника лошадка с помощью ниток преображаются.   Она то - летает с лихим наездником Петрушкой, то танцует, позванивая колокольчиками и помахивая хвостиком, то садится или ложится, то брыкается, сбросив седока, то медленно плетется, устав веселить публику. Лошадь декоративна, красива. Белая в серых яблоках, украшенная нарядной попоной с золотой бахромой, крутолобая с торчащими кожаными ушками, она близка по образу строю фольклорным сказочным коням.

Ход занятия

Педагог:

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему занятия назовёт.

Загадка: Наряд его пестрый, колпак острый,

         Шутки смех, веселят всех!

         Он – веселая игрушка, а зовут его…

Дети:  Петрушка.

Из – за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка

(все действия и текст за Петрушку говорит педагог, меняя интонацию своего голоса) .

Петрушка: Здравствуйте ребятишки,   

                Курносые девчушки, задорные мальчишки.

                Я Петрушка весельчак – это знает, всяк!

                С вами буду я играть и заниматься помогать!

                Не один я к вам пришел, а друзей с собой привел.

                Петрушек из разных стран.

                Хотите с нами познакомится?

- Ответы детей

Петрушка: В прошлые годы по городам и селам ходили бродячие кукольники, которые давали представления на ярмарках, базарах и во дворах. Много у меня друзей в разных странах, все они разных национальностей, у каждого свое имя и свой красивый наряд.

- Хотите с ними познакомиться?

- Ответы детей

Петрушка: Давайте знакомиться?

- Я Петрушка – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.

Педагог: Ребята, посмотрите, каков Петрушка! В красной рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Он грозит палкой всем лентяям, врунам, злыдням всех мастей и всегда готов заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э – ге – гей! » раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.

- Нравится вам такой веселый герой?

- Ответы детей

Детям через проектор  показывается компьютерная мультимедийная презентация «Петрушки разных стран и народов», педагог комментирует слайды за игрушку - Петрушку

Текст слайдов:

Петрушка: «Сначала на свет появился Полишинель. Живет он во Франции. Ему семьсот лет! »

- А затем родился - Гиньоль. Его так полюбили, что даже в городе Лионе поставили памятник. Он совсем молоденький - ему двести лет.

- Кашпарек, ему более триста лет. Но и сегодня он принимает участие во многих спектаклях чехословацкого кукольного театра.

- Пульчинелла родился в солнечной Италии. Он любит шутку и хорошую песню. Он всегда в маске.

- Каспеле из Германии, ему много лет, его можно было встретить на ярмарках и площадях, а сейчас на сцене театра.

- Герой народных кукольных представлений Палван - Качал, выступает в Иране и других странах Востока.

- Англичанин Панч, хитер, проказлив, смел, много смеется.

- Храбрый витязь Ласло живет в Венгрии, он готов в любую минуту вступить в бой за правду и справедливость.

- И в Марийской Республике у меня есть друг юный Петрушка. Марийские детские писатели Маргарита Фадеева и Анатолий Смирнов написали большую книгу «Приключения Петрушки и его друзей».

Педагог демонстрирует детям книгу.

В этой книге Петрушка еще совсем юный, но уже очень храбрый - настоящий герой сказки. Издана книга была в 1961 году и сразу понравилась юным читателям, в этом 2011году у нее золотой юбилей 50 лет как ее написали и издали.

1 слайд Презентация «Петрушки разных стран и народов»

2 слайд 3 слайд  4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11слайд 12слайд

Петрушка:

- Ребята, понравились вам мои друзья?

- Много у меня «родственников» в разных странах?

- А вы заметили, какие разные и красивые у всех Петрушек костюмы, разноцветные?   

- Ответы детей

Петрушка: – крутится, показывая свой костюм, ох – ах, да у меня беда, пока я с вами тут прыгал да играл, где то костюмчик свой порвал, помогите вы друзья, найдите заплатку для моего наряда, а я посмотрю умеете ли вы составлять красивые узоры.

Проводится дидактическая игра «Подбери заплатку»

Цель игры: Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, воображение.

Материал: Карточки размером А-4 с шестью секторами, в каждом секторе свой рисунок в котором есть место пробела в виде геометрической фигуры, геометрические фигуры с узорами.

Ход игры: На столах перед каждым ребенком лежит карточка, дети должны разложить недостающие фигуры «лоскутки» в карточку подбирая их по форме, цвету и узору, если правильно вставить геометрическую фигуру которая украшена подходящим узором в карточку, то узоры совпадают с основным, и получается правильный орнамент.

Дидактическая игра «Подбери заплатку»

  

- Дети выполняют задание

Петрушка: Какие вы мастера? Лихо составили все узоры. За такую работу, вознаграждение требуется, а у меня всегда новые идеи готовы. Научу кА я вас игрушку - Петрушку складывать.

- Хотите научиться?

- Ответы детей

Петрушка: Тогда посмотрите пооперационную карту, как это надо делать.

- Что, сможете смастерить таких Петрушек, ручки то у вас умелые или так себе?

Педагог: Умелые, умелые, еще какие умелые. Сейчас мы тебе своими умелыми пальчиками игру покажем про твой колпачок.

Пальчиковая игра «Колпак»

Сшит колпак,   - руки над головой «колпаки»

Да не по – колпаковски – руки опускают в низ.

Надо колпак перекалповать – вращение кистей от себя и к себе.

Да перевыколпаковывать - вращение кистей от себя и к себе.

Петрушка: интересную игру вы знаете, а теперь друзья за работу.

Педагог показывает пооперационную карту и комментирует детям последовательного складывания игрушки

Последовательность изготовления Петрушки

1. Сложим базовую форму «воздушный змей», согнем квадрат по диагонали, получим фигуру треугольник, развернем его и обе боковые стороны согнем к середине.

2. Перевернем заготовку на обратную сторону, и согнем обе стороны к центру.

3. Получившиеся треугольники расправим вверх, и отогнем полученную заготовку назад посередине получившихся треугольников.

4. Вырежем треугольник, и просунем острый угол, будущего колпачка в отрезанный треугольник.

5. Внизу острый угол надрежем по центру – это будущие ботинки петрушки.

6. Приклеим круглую головку, парик и руки.

Когда работы готовы, наклеивают заготовленные ладошки из бумаги и парики.

Петрушка: Мы сами все веселые и веселим всех вокруг, а вы чего сидите, быстро дружно все встаем играть с вами мы начнем.

Физкультурная минутка «Веселые Петрушки»

Мы веселые Петрушки,

Мы играем громко слишком.

Все в ладоши хлопаем и ногами топаем.

Надуваем щечки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, колпак на макушке,

Руки к носу поднесу и подпрыгну к потолку.

Шире рот откроем «А», рожицы состроим.

Как скажу я слово «Три», все с гримасою замри - дети читают стихотворение и обыгрывают его, выполняя все указанные в нем движения.

Петрушка напоминает детям про свой красивый наряд

Петрушка: Ребята, вы не забыли какие красивые у нас костюмы, пестрые, яркие штаны из двух половинок разного цвета, одна может быть с цветочным рисунком, другая в полоску, клеточку, а рубахи какие нарядные, колпак на голове надо закрасить одним цветом. Вы уж постарайтесь, украсьте костюм разными узорами, ой чуть не забыл и на лице у нас всегда улыбка, мы весельчаки, и глазки наши горят искорками, а еще у нас колпачок с кисточкой.

Педагог выставляет на доске элементы декоративных узоров.

Дети разукрашивают костюмы Петрушкам.

Педагог: предлагает детям собирать все игрушки фигурки Петрушек вместе и проводит анализ занятия используя игровое упражнение «Найди своего Петрушку», спрашивает, по каким признакам дети узнали своих петрушек.

- А что особенного у твоего Петрушки, как ты его узнал?

Если кто из детей затрудняется описать свою игрушку педагог помогает ему: у твоего Петрушки самый - расписной наряд, разноцветная рубаха, пестрый колпак, полосатые штаны, озорной вон как хитро прищурил глазки, веселый у него красивая улыбка, красочный, удивительный.

Петрушка: Дети, вы молодцы какие замечательные друзья появились у меня и в вашем детском саду, мне нравятся ваши Петрушки.

Дети и педагог: Спасибо тебе Петрушка, ты такой веселый всех нас развеселил и позабавил, интересную игрушку складывать научил, чаще приходи к нам в гости, мы тебе всегда рады.

Петрушка: Спасибо и вам ребята, а сейчас вы все закройте глаза а я поглажу по головке того чей Петрушка мне понравился больше всех, только чур не подсматривать.

Петрушка гладит всех детей по голове.

А сейчас откройте все глазки, занятие окончено, на прощанье я дарю вам вкусную конфету, которая называется «Петрушка».

  

  

  

    

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Похожие записи:

Забавный Гномик

Конспект занятия 1 младшая группа


Версия для печати
Конспект занятия «Веселый Петрушка»
Опубликовано: 14 декабря 2011 в 16:56
+4
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 5. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов