Конспект занятия-викторины на тему «Что мы знаем о птицах?»

Наталья Макарова
Конспект занятия-викторины на тему «Что мы знаем о птицах?»

Цель: уточнить представление детей о знакомых птицах (воробьи, вороны, голуби, и т. д.); об их внешних различиях; объяснить,почему они могут летать по воздуху; познакомить с животными, которые могут летать (летучие мыши, белки-летяги); рассказать и показать картинки птиц, которые не умеют летать; познакомить с разными приспособлениями и механизмами, позволяющими человеку летать по воздуху; отгадывание загадок.

План проведения:

Вот и закончилась зима. Ребята, а кому мы всю зиму помогали? (Птицам). И в чем же заключалась наша помощь? (Из сделанных кормушек мы соорудили птичью столовую, куда постоянно подсыпали корм). А какой корм? (Семечки, пшено, хлебные крошки).

А каких именно птиц мы видели чаще всего? (Зимующих: воробьи, вороны, голуби, синицы, снегири).

А по окончании зимы кто из птиц улетает? (синица, снегирь) Обратно в лес.

Отгадайте загадки.

1. Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(снегирь).

2. Белые щечки – синяя птичка,

Остренький клювик – собой невеличка,

Желтая грудка – это…

(синичка)

3. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут!

(снегирь).

Весной происходят всякие чудеса – снег превращается в воду, появляются первоцветы – подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля начинает зеленеть от пробивающейся травки. Но самое главное чудо- это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные).

Игра «Хорошо – плохо».

1. Вопрос: «Что хорошего в том, что птицы улетают от нас в теплые края?»

Ответ: Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год.

2. Вопрос: А что плохого в том, что птицы улетают от нас?

Ответ: Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы во время перелета погибают, не выдерживая трудной дороги.

А кто назовет мне птиц, которые прилетают к нам весной? (Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок).

Показываем картинки птиц, а дети называют, кто на ней изображен и по каким признакам узнали ту или иную птицу.

Ласточка – голова, крылья, спинка черная, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.

Иволга – у нее желтое оперение, а крылья и кончик хвоста – черные.

Скворец – он весь черный, клюв е него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.

Отгадайте загадки.

1. На шесте – дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец).

2. Кто на елке, на суку

Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»

(Кукушка).

3. Черный, проворный,

Кричит «крак» -

Червякам враг.

(Грач).

4. Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел).

5. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач).

6. Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел).

7. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка).

8. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно он будет мой!

(Дятел).

9. В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель!»

И ставит подпись (Дятел).

10. Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

(Дятел).

11. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка).

А про каких птиц, которые с нами зимовали, мы знаем загадки?

1. Видали вы его не раз,

Он скачет в 2-х шагах от нас.

«Чик-чирик, чик-чирик», -

Кто к этой песенке привык?

(Воробей).

2. Птичка-невеличка

Ножки имеет, а ходить не умеет:

Хочет сделать шажок,

Получился прыжок.

(Воробей).

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает, по ночам кочует-

Коноплю ворует.

(Воробей).

4. Собирает он проворно,

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый …

(Голубь сизый).

Ребята, назовите птиц, которых мы наблюдали на участке, которых подкармливали. (Ответы). А что есть у птиц: просим показать ребят голову, хвост, крылья, клюв.

Отгадать загадки.

1. Серая и черная,

Хитрая, проворная,

Кричит кар-кар-кар.

(Ворона).

2. Чик – чирик!

К зернышкам, прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей).

3. Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет.

(Голубь).

4. Озорной мальчишка,

В коричневом пальтишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей).

Ребята, птицы могут летать по воздуху. А где же этот воздух? Он вокруг нас, в комнате и на улице. Его совсем невидно, незаметно! Пощупайте его, потрогайте – совсем ничего нет. А давайте сделаем ветерок и почувствуем воздух (обмахиваем рукой лицо и просим детей сделать то же самое). Вот какой ветерок, вот какой воздух вокруг нас – легкий, мягкий, совсем незаметный. А птицы могут летать по воздуху! Как же они летают? Что им помогает? Птицы имеют крылья, взлетая, они, раскрывают и делают взмахи. Крыльями и раскрытым хвостом они опираются о воздух. У птицы легкое тело, они мало и часто едят, чтобы не быть тяжелыми. Их тело покрыто очень мелкими перьями – пуховыми и маховыми. Пуховые перья маленькие, пушистые – они для тепла, маховые перья длинные и жесткие, с полым (пустым) стержнем, такие перья растут на крыльях и хвосте, ими птица опирается о воздух, отталкивается от него.

Игра- физкультминутка.

Давайте поиграем: вы будете птицы (вороны, синички, воробьи, голуби) – будете летать. Устанете, прижмите крылышки и поклюете зернышек.

Ребята, кроме птиц могут летать или делать небольшие перелеты некоторые животные.

Отгадайте кто это:

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

(Белка).

Ночь летал,

А днем повис

Головой ушастой вниз.

(Летучая мышь).

Без крыльев,

А быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает.

(Белка).

Но есть некоторые птицы, которые не умеют летать, потому что у них маленькие, относительно тела, крылья. Догадались, про кого я говорю? (пингвины, страус).

И петь не поет,

И летать не летает…

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус).

Но знаете, и человеку очень хочется летать, но он не приспособлен к этому – большой, тяжелый, не имеет крыльев, не покрыт перьями. Но человек умный, умеет изобретать и работать – он придумал всякие приспособления и механизмы:

Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу.

(Вертолет).

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился…

(Парашют).

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета).

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

(Самолет)

Ну, вот и подошла к концу наша викторина. Мы вспомнили многих птиц; узнали, почему они могут летать; познакомились, кто и как летает.

Публикации по теме:

Занятие-викторина в подготовительной группе. «Что мы знаем о птицах»Занятие-викторина в подготовительной группе. «Что мы знаем о птицах» Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Что мы знаем о птицах» (викторина) П/С: закрепить знания детей о птицах,.

Рисуем стрекоз.Рисуем стрекоз. Сегодня мы с детьми углубились в мир насекомых: рассматривали иллюстрации, сравнивали, читали интересные факты из энциклопедии, а на прогулке.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • История
Автор публикации:
Конспект занятия-викторины на тему «Что мы знаем о птицах?»
Опубликовано: 8 января 2013 в 14:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...