Конспект занятия по развитию речи «Волшебные сказки А. С. Пушкина»

Марианна Клочко
Конспект занятия по развитию речи «Волшебные сказки А. С. Пушкина»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 8 пгт Лучегорск

Конспект

занятия по развитию речи на тему

«Волшебные сказки А. С. Пушкина»

старшая группа

Авторы:

М. Н. Клочко

Е. А. Ульяницкая

пгт Лучегорск

2011 г.

Тема: «Волшебные сказки А. С. Пушкина»

Программное содержание:

• Воспитывать любовь к творчеству великого русского писателя А. С. Пушкина, углубить и систематизировать знания о творчестве поэта.

Развивать творческие речевые способности детей, усваивать норму литературной речи.

• Воспитывать чувство гордости за знаменитого поэта, любовь к родной природе.

• Учить детей понимать прочитанное и запоминать текст с помощью схем, инсценировать эпизод из сказки.

Предварительная работа:

• Чтение сказок А. С. Пушкина, беседы о значении старославянских слов.

• Рисование иллюстраций к любимым сказкам.

• Просмотр спектакля «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Хабаровская филармония)

• Рассматривание репродукций к сказкам.

• Дидактические игры: «Что перепутал сказочник», «Верни предмет в сказку», лото «Собери героев», «Сложи сказку».

• Экскурсия в библиотеку на тему «Волшебные сказки А. С. Пушкина».

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы снова будем говорить о творчестве А. С. Пушкина.

Кто такой А. С. Пушкин, и что вы о нём знаете?

Ребята, в детстве Пушкин любил читать книги, какое ещё любимое занятие было у маленького Саши?

Кто ему рассказывал сказки?

А. С. Пушкин великий, русский писатель. Он сочинял не только сказки для детей, но и писал стихи, рассказы для взрослых.

Мне показалось, кто-то мяукнул, кто принёс кошку?

Вы говорите это там за ширмой.

Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? Как вы сюда попали?

Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой-нибудь Барсик или Мурзик. Я знаменитость, у меня есть учёная степень и знаком с самим А. С. Пушкиным, я у него в одной сказке по цепи гуляю: налево, направо. А ещё мы друзья.

А что это у вас, уважаемый кот?

Кот: Это книга с волшебными сказками, но прочитать волшебные сказки смогут лишь те, кто справится с заданием.

А давай мы с ребятами попробуем разгадать. Какие интересные рисунки. Наверно здесь зашифровано, какое-то выражение.

Что нарисовано на первой картинке? (ступа)

Ступа чья? (бабы Яги)

Интересно, чьи следы? (следы ступы и бабы Яги)

Ребята, давайте попробуем прочитать. (Ступа с Бабою Ягой идёт, бредёт сама собой.)

Что вы видите на этой картинке? (море, лес)

Как называют лес рядом с морем? (лукоморье)

Какое это дерево? (дуб)

Какой дуб? (зелёный)

Что это? (цепь)

Цепь, какая? (золотая)

Что же получилось? (У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.)

Кто знает, какая цифра написана? (цифра 30)

Как на Руси раньше называли воинов? (витязи)

Какой витязь, как вы думаете? (прекрасный, красивый)

Что на этой картинке изображено? (шлем)

Ребята, это витязи чредой выходят из моря. Чредой – значит по очереди.

Какое получилось выражение? (И 30 витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных.)

Молодцы! Теперь вы можете прочесть эту книгу.

Уважаемый Кот и ребята, послушайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный,

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках,

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны,

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом,

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк, ей верно служит.

Там ступа с Бабою Ягой,

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный,

Свои мне сказки говорил.

Вам понравилось?

Какие замечательные стихи, мне очень понравились. Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное путешествие? Но сначала нужно сдать экзамен, а то, получается «Пойди туда – не знаю куда». Нет, я просто обязан вас проверить.

Игра «Доскажи словечко»

1. В какой сказке Пушкина упоминается остров Буян? сказке о царе Салтане)

Вот на этом острове вы сегодня побываете, но сначала поиграем.

2. Царь с царицею простился

В путь дорогу снарядился

И царица у окна. (села ждать его одна)

3. Ей в приданое дано… (было зеркальце одно)

Свойство зеркальце имело… (говорить оно умело)

4. Жил старик со своею старухой … (у самого синего моря)

Они жили в ветхой землянке… (ровно 30 лет и 3 года)

5. Ветер по морю гуляет … (и кораблик подгоняет)

6. Белка песенки поёт … (да орешки всё грызёт)

7. А орешки не простые (все скорлупки золотые)

В сказе о царе Салтане, князь Гвидон разговаривает с волной, у него волна живая. Давайте покажем, как они двигаются.

Какие молодцы! Теперь в дорогу! Мы перенесёмся туда на крыльях воображения. Вы их не видите, но мы волшебные коты видим всё. Сядьте и представьте, что вы, уснули волшебным сном.

Я трепетал, и тихо, наконец

Томленье сна на очи пало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворажали.

Откройте глаза. Остров встречает нас своей волшебной музыкой. Вот он какой, остров Буян, и дуб, и волны моря океана. Так и хочется произнести слова Пушкина:

«Кто, волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий?».

Браво! Пока вы любовались островом, я обнаружил здесь кое-что.

Будьте так любезны уважаемый Кот, помогите открыть. Что это? Очередная загадка?

Ребята, вам эти предметы о чём-то говорят? Яблоко растёт на дереве, это все знают. Белка, где живёт? А муха, что всё это значит? Не понимаю!

(Дети по предметам должны назвать сказку. С помощью воспитателя, все герои будут определены. Сеть- невод, достают последней)

А это сеть старика! Он поймал золотую рыбку.

Молодцы ребята! Я приглашаю заглянуть к ним в гости.

(Драматизация отрывка сказки (дети выходят в костюмах старика и старухи). Старуха сидит у разбитого корыта и охает, старик чинит сеть)

Жили – были старик со старухой…

У самого синего моря

Жили они в ветхой землянке

Ровно 30 лет и3 года

Старик ловил неводом рыбу

Старуха пряла свою пряжу

Раз он в море закинул невод:

Пришёл невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришёл невод с травою морской.

В третий раз закинул он невод, -

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою,

Как взмолится золотая рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море.

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо:

Я сегодня поймал, было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил ее в синее море.

Старика старуха забранила:

Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Вот пошёл он к синему морю;

Видит - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Чего тебе надобно, старче?

Ей с поклоном старик отвечает:

Разбранила меня моя старуха.

Надобно ей новое корыто.

Отвечает золотая рыбка:

Не печалься, будет вам новое корыто.

Ничего больше не сказала рыбка

Лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое море.

(танец «Золотая рыбка»)

Воротился старик ко старухе

У старухи новое корыто.

Сказки Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом языка. В его сказках добро всегда побеждает зло.

Уважаемый Кот! Наши дети прочтут отрывки из сказок Пушкина:

Здравствуй, Балда – мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали.

Не было чертям такой печали.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

«Кабы я была царица» -

Третья молвила девица,

То для батюшки царя

Родила богатыря.

Вот, царица наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилась с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?».

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Молодцы! Порадовали меня. Но пора возвращаться, прощаться с островом Буяном, наше путешествие заканчивается. Ребята, закройте глаза! Мы отправляемся назад.

Открывайте глаза, мы с вами дома. Понравилось вам сказочное путешествие? А в подарок учёный кот оставил книгу «Сказки А. С. Пушкина». Ребята, Кот оставил нам записку:

«Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения, за чтение стихов – они меня порадовали. В благодарность за ваше хорошее отношение к творчеству А. С. Пушкина, я дарю вам на память книгу».

Публикации по теме:

Развивающая среда в группеРазвивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина .

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Волшебные сказки А. С. Пушкина»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 11:43
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...