Конспект занятия «Волшебные свойства воды»

Анастасия Гаинцева
Конспект занятия «Волшебные свойства воды»

Программные задачи

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, не имеет формы, текучая, пар - тоже вода, вода может растворять предметы. Познакомить детей с элементарным способом очистки воды – фильтрацией.

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ; развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

Ввести в активный словарь детей слова: «жидкость», «бесцветная», «безвкусная», «прозрачная», «очищение», «фильтр», «растворитель», «вещество».

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа

1) беседы о воде и ее роли в жизни человека;

2) рассматривание иллюстраций на тему "Вода";

3) игры с водой: «Какая бывает вода», «Рыбалка», «Тонет – не тонет» и др. ;

4) чтение художественной литературы;

5) наблюдение за водой на прогулках.

Материалы и оборудование

1) Коллаж «Кому нужна вода?».

2) Инвентарь для опытов: стаканы с водой, электрический чайник, зеркало, стеклянные колбы, бумажные салфетки, пустые стаканы с фильтром, ведёрки с грязной водой, ватные диски, сахар-рафинад, соль, растительное масло, ложечки, сосуды разной формы.

3) Электрический фонтан.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

- Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Знакомство с фонтаном.

- Ребята, хочу вас предупредить, в нашей группе появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

(Дети подходят к фонтану и рассматривают его)

- Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся? А что льется в фонтане? (вода).

- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Ответы: плещется. Журчит. Переливается, бежит, льется, течет.

- Что же такое вода?

Ответы: вода - это жидкость. (На доску помещается символ)

Вспомним, что ещё мы знаем о воде? (С опорой на символы дети называют ранее известные им свойства воды: бесцветная, безвкусная, не имеет запаха).

- Сегодня мы продолжим знакомиться со свойствами воды.

- Как вы думаете, имеет ли вода форму? (ответы детей)

Опыт 1.

Переливают воду из сосуда в сосуд и приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы).

Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе (чашечка, стаканчик, блюдце, кружечка.).

Ответы: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают. (Символ – на доску)

- Какая бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике).

Ответы: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток. (Отметить - кипяток - это опасно).

Опыт 2. (с чайником)

Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания.

Что происходит.

Ответы: вода булькает очень сильно, т. к. нагревается.

Открыть крышку чайника, в котором кипяток.

Вопрос: что происходит - наливали воду, а что появилось?

Ответы: пар.

Над паром подержать зеркало - оно запотело. дети проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода.

Вопрос: так что же такое пар?

Ответы: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая. (Символ)

- Посмотрите, какие вещества находятся у вас на столе?

- Как они называются? (сахар и соль)

- Как вы думаете, что произойдёт, если сахар положить в воду? (он растает)

- Соль? (тоже растает)

Опыт 3. (Дети по очереди растворяют соль и сахар в воде)

- Что произошло с сахаром? (Он исчез, растворился. То же произошло с солью)

Вывод: вода – растворитель, она может растворять различные вещества. (Символ)

- Но все ли вещества растворяются в воде?

Опыт 4.

В воду налить масло и понаблюдать.

(Ответ: масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.)

Вывод: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

Физминутка. Игра «Капельки и тучи»

На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)

- Ребята, вчера вечером я получила бандероль (Показывает, а в ней письмо. Прочитав его, я узнала, что пишет нам наш друг Буратино. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! В прошлый раз вы помогли мне узнать много нового о воде. Большое вам спасибо! Но вот какая проблема: я решил полить свои комнатные растения, а в кране совсем не оказалось воды. Тогда я набрал воды из лужи. Я не знаю, можно ли поливать цветы водой из лужи. Помогите, что делать?»

Буратино даже прислал нам эту воду из лужи (Показывает) Какая это вода? (Грязная) Как она стала грязной? Ведь с неба дождь идет чистый? (ответы детей)

- Верно, вода растворяет в себе комочки земли: земля смешивается с водой, вода становится грязной.

- Но, что же делать? Как помочь Буратино? (Надо очистить воду)

Опыт 5.

- Как это сделать? (Нужно использовать фильтр)

- Фильтр – это приспособление для очистки воды. В нашем случае мы будем использовать бумажную салфетку, сложенную в несколько раз.

- Грязную воду выливаем в стаканчик с фильтром.

- Что мы видим: земля осталась на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась чистая вода.

- Вывод: Воду можно очистить через фильтр. (Символ)

Игра «Вода хорошо - почему. Вода плохо - почему».

Ответы: 1. Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.

Вывод: без воды прожить невозможно.

Ответы: 2. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь - можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути.

Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.

Как нужно относиться к воде.

Ответы: беречь - закрывать кран, когда вымыл руки.

Охранять - не бросать мусор, когда отдыхаем на природе.

Итог.

(После опытов, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.)

- Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

- Какие новые свойства воды вы сегодня узнали?

- Ответы: Вода - это жидкость.

- Вода не имеет собственной формы.

- Вода может нагреваться и быть горячей - пар.

- Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

- Воду можно очистить с помощью фильтра.

- Действительно, без воды мы не можем прожить на земле, воду надо беречь и охранять.

- Сегодня мы напишем ответное письмо для Буратино. Что мы ему посоветуем? (Грязной водой растения поливать нельзя! Эту воду нужно профильтровать.)

- Ребята, Буратино знал, что вы ему поможете и прислал вам в подарок сладкие гостинцы. (Раздача сладостей)

Публикации по теме:

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия «Волшебные свойства воды»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 09:27
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...