Получи документы

Конспект занятия в форме творческой мастерской «Экскурсия в музей народной игрушки» (10 фото)

Инна Полимонова
Конспект занятия в форме творческой мастерской «Экскурсия в музей народной игрушки»

Тема: экскурсия в музей народной игрушки.

Возрастная группа: подготовительная.

Форма совместной деятельности: Творческая мастерская.

Форма организации : групповая.

Учебно-методический комплект образовательная программа «От рождения до школы»

Средства:

Публикация «Конспект занятия в форме творческой мастерской „Экскурсия в музей народной игрушки“» размещена в разделах

Зрительный ряд демонстрационно – наглядный :экспонаты музея народной игрушки. Карты-схемы изготовления рукодельных кукол-Мартиничек (нитяных кукол)

Литературный ряд:народные потешки, загадки.

Музыкальный ряд: народная мелодия.

Словарь: Оберег, мартинички.

Раздаточный материал: нитки одного или двух цветов. гармонично сочетающихся между собой; картон или дощечка- основа для наматывания ниток.

Цель :Формирование представления о разнообразии народного декоративно- прикладного искусства;

Задачи: Обучающие. Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалом из которого они изготовлены.

Дать представление о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского и других народов.

Развивающие. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Познакомить с процессом изготовления нитяных кукол.

История народной игрушки : Игрушка нам открывает детский быт предыдущих веков, по ней можно познакомится и с духовной ребенка. Игрушка тесно связана с детским фольклором- с колыбельными песнями, пестушками, считалками, загадками.

В русской деревне издревле делали домашние поделки для потехи детей. Их мастерили из того, что имелось под рукой: лоскуты ткани, солома,глина, дерево. С самого рождения ребенка взрослые старались позабавить своих чад. Им делали всевозможные погремушки, шумные подвески с яркой окраской, все, что могло привлечь внимание младенца. По мере подрастания ребенка изменялись и усложнялись игрушки. С пяти, шести лет дети учились делать игрушку сами. Девочки заворачивали простой деревянный чурбанчик в платочек, в пеленку и получалась кукла- пеленашка. Можно было сделать продолговатый мешочек и набить его зерном, сшить простое платьице и готова кукла – зерновушка.

Технологическая карта конструкта

Этапы последовательности совместной деятельности.

1 этап. Отгадывание загадок. Загадки о промыслах: Светит поле словно днем; чудный свет кругом струится, но не греет,не дымится…Тут лежит перо ….(Жар-птицы)

Синяя сказка-глазам заглядение, словно весною капель, ласка, забота, тепло и терпение, русская звонкая (Гжель) Загадывает загадки, способствует тому чтобы дети самостоятельно отгадали загадки. Дети выражают собственные суждения, работают все вместе. Предметы промыслов: хохлома, гжель, городец, дымка.

2этап Дидактические игры о промыслах :Что сначала, что потом? Что лишнее? Выстраиваем порядок и последовательность игр. Педагог способствует групповой работе детей, наблюдает за детьми во время игры. Игра. Дети активно играют, сортируют по размеру, форме, цвету.

3 этап. Экскурсия по музею. Стимулируем любознательность, предоставляем достаточно времени для изучения. Педагог рассказывает, поощряет детей к высказыванию, инициирует общее обсуждение. Дети выражают собственные чувства, сосредотачивают внимание.

4 этап. Изготовление куклы -мартинички. Готовим материал вместе с детьми объясняем последовательность, предлагаем схему изготовления куклы. Дети используют все материалы, сортируют по размеру, форме, цвету, фиксируют, проявляют заботу друг о друге, сосредотачивают внимание. Нитки разных цветов,картон разных размеров, ножницы.

5 этап. Итог. Выражаем искреннее восхищение. Проявляет уважение к детским высказываниям, поддерживаем,активизируем обсуждение, записываем высказывания. Дети обыгрывают, фантазируют,придумывают рассказы об игрушке.

Конспект занятия в форме творческой мастерской «Экскурсия в музей народной игрушки»

История и портрет мартиничек. Эти куклы нам всем хорошо знакомы. Раньше они являлись неизменным атрибутом обряда (закликания) весны,в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы. Из красных – символ весны жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть, давая место куколке на могучем родительском плече. С каждым ребенком родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. В 60-х годах 20 века в куклах стали передавать и гендерные признаки- делать куколку-девочку и куколку- мальчика. Цвета ниток стали намного разнообразнее. Эти куклы широко популярны в болгарской и молдавской культурах.

Технология изготовления куклы:

1. Готовим прочный картон или дощечку и нитки.

2. Наматываем пучок нитей на картон по его длинной стороне- это основа туловища куклы.

3. Снимаем пучок нитей; вверху обозначаем голову – отступаем 1-2 см и делаем несколько витков,выделяя шею; внизу пучок нитей разрезаем. Повторяем операцию, наматывая нитки по короткой стороне картона, чтобы получились руки; фиксируем концы- выделяем запястья тугими витками.

4. Продеваем руки через туловище ниже шеи.

5. Фиксируем талию несколькими витками- кукла девочка в пышной юбке готова.

6. Берем нитки другого цвета и повторяем все операции, затем разделяем нити юбки пополам и фиксируем ноги – перевязываем внизу, чтобы получилась кукла мальчик в штанах. Эти две куклы соединяем в «ПАРОЧКУ».

Фото «Экскурсия в музей народной игрушки»
Конспект занятия в форме творческой мастерской - фото
Фото №1 Тема экскурсия в Фото №2 Музейная педагогика в детском саду музей народной игрушки Фото №3 Возрастная группа подготовительная Фото №4 Форма совместной деятельности Творческая мастерская Фото №5 Форма организации групповая Фото №6 Все конспекты Музеи Фото №7 Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий Музейная педагогика в детском саду Народная культура фольклор Народные промыслы игрушки прикладное творчество Экскурсии в детском саду
Публикации по теме:

Мини-музей «Русская народная игрушка»Мини-музей «Русская народная игрушка» Мини – музей «Русская народная игрушка» Один из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей, направленной на удовлетворение.

Мини-музей «Веселый праздник Новый год»Мини-музей «Веселый праздник Новый год» Добрый день,коллеги. Хочу поделиться с вами оформлением группы к Новому году. Навеяло поездкой в Клинское подворье,музей елочной игрушки. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в форме творческой мастерской «Экскурсия в музей народной игрушки»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 18:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД