Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос»

татьяна Туева
Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос»

Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить детей по компасу определять стороны света. Воспитывать познавательный интерес.

Ход: Сегодня мы с вами поговорим о… а вот о чем, вы узнаете из загадки.

Расстилается ковер…

Он всегда раскинут над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

Как вы думаете, можно ли небо потрогать? Почему нельзя? А если взобраться высоко-высоко, например, на самую высокую башню в мире? Взлететь на воздушном шаре? Как вы думаете можно ли потрогать воздух? Землю? Воду? Небо, в отличие от жидкой воды и твердой земли, «потрогать» нельзя. Можно ли по небу бегать, прыгать, ходить? А что можно делать в небе (подбираем глаголы: летать, парить).

НЕБО – это воздух, которым мы дышим, он окружает нашу землю. Окружающий нас воздух называют атмосферой, она как одеяло окутывает нашу землю (сравнить с туманом). Слой воздуха небольшой, он составляет всего несколько километров, а дальше воздуха нет, дальше пустота – космическое пространство. Для простоты его называют просто «космос».

(Показ фильма о космосе или слайдов, сопровождая рассказом).

Космическое пространство бесконечно, его обитателями являются не только звезды, но и планеты, кометы, метеоры. Звезды и планеты, как люди, – однажды рождаются и умирают. Они взрываются или рассыпаются. В космическом пространстве можно наблюдать осколки планет – астероиды, метеориты. Раскаленные мельчайшие частицы космической пыли называют метеорами. Иногда до нашей Земли долетают метеориты. Когда они падают, в земле остается дымящаяся воронка. Если раскопать воронку, можно найти оплавленный камень. Его называют метеоритом. Метеориты обычно бывают небольшими, всего несколько сантиметров, а иногда достигают несколько километров. Самый крупный метеорит упал в Сибири (Тунгусский метеорит). В отличие от метеоритов метеоры не долетают до Земли. Они влетают в нашу атмосферу с огромной скоростью, и при этом так накаляются, что тут же сгорают. Остается только огненный след, а мы при этом наблюдаем «падающие звезды». Метеорные дожди – красивое комическое явление.

Интересны обитатели космоса – кометы. Их называют хвостатыми звездами. Они состоят изо льда и пыли. Они прилетают из глубин Космоса. Когда комета приближается к солнцу, лед начинает плавиться, и на небе появляется пышный разноцветный огненный хвост. Обогнув Солнце, комета начинает удаляться, остывает, ее хвост уменьшается, а затем пропадает вовсе. И небесная странница пропадает во Вселенной.

С помощью мощных телескопов можно увидеть светила, которые медленно перемещаются среди звезд. Они в отличие от звезд святят ровным светом, в то время, как звезды сильно мерцают. Эти «блуждающие» светила называют планетами. Планеты – это холодные небесные тела. Они сами не светятся, их освещает солнце, и, поэтому мы их видим.

Вид звездного неба всегда привлекал, завораживал человека. Кто из вас вечером смотрел на небо? Что вы видели? А вы пробовали сосчитать звезды — это просто невозможно! Вселенная бесконечна: одни звезды крупнее, светят ярче, другие еле заметны. Глядя на звездное небо, хочется тоже превратиться в маленькую звездочку, и беззаботно летать во Вселенной.

Игра «Звездочки». Дети превращаются в маленькие точки – звездочки, которые под музыку начинают расти, выпускать лучики (разное положение рук и ног, сиять, перемещаться. Движения плавные и красивые, ведь в космосе царит гармония и красота. Затем в обратном порядке превращаются в точки.

Если приглядеться к звездам, можно заметить, что не все они одинакового цвета. Ученые установили, что самые горячие светятся голубым цветом. Те, что немного холоднее – белым; еще холоднее – желтым. Потом – оранжевым, красным. В конце концов, звезды могут погаснуть. Наше Солнце, которое мы привыкли видеть в небе каждый день – это тоже звезда. А каждая звездочка – это на самом деле Солнце не меньше нашего. А многие из них даже гораздо больше нашего Солнышка. Хотите узнать, почему они выглядят такими крошечными?

Эксперимент. Посмотрите на часы, которые висят над доской. Поднимите указательный палец и поставьте его перед своим глазом. Вам кажется, что палец больше часов! Ведь он у вас прямо перед носом, а часы так далеко. Представьте: часы – это звезды, а палец – солнце. Так почему же звезды такие маленькие? А Солнце кажется нам большим? (Звезды очень далеко от нас, а солнце близко).

Очень далеко от Земли живут сестрички нашего солнышка – звезды. У них в космосе свои заботы; есть, наверное, и свои планеты, которые тоже нуждаются в свете и тепле.

С глубокой древности наблюдали за небесными светилами мудрецы – Звездочеты. Они заметили, что звезды образуют на небе фигуры. Каждой фигуре из звезд, или иначе созвездию они дали название. Так на небе появились 2 медведицы и лев, лебедь и скорпион, кит и змея… Получился целый небесный зоопарк. А чтобы не заблудиться среди звезд, составили звездный атлас – карту созвездий. Так легче ориентироваться в небе, находить звезды и созвездия. (Показать изображение созвездий: Малой и Большой Медведицы).

Много полезного можно получить из наблюдений звездного неба. Ведь в давние времена у людей не было таких часов, какие есть теперь в каждом доме. Не было компаса. И часы и компас заменяло звездное небо. По восходам и заходам солнца следили за временем суток, по фазам луны – за сменой месяцев. Путники по звездам определяли путь. В старину так и говорили – «путеводные звезды». У моряков и летчиков есть любимая звезда – Полярная. Эта звезда всегда стоит точно на севере, и находится в созвездии малой медведицы (показ).

Изучением небесных светил во Вселенной занялась целая наука – астрономия. Звездочетов стали называть астрономами. Астрономия – это наука о звездах. Люди изобрели компас, по нему можно определять 4 стороны света: север, юг, восток и запад. (Показать, рассмотреть).

Эксперимент. Давайте вспомним, где мы по утрам встречаем солнышко? И с помощью компаса узнаем, как называется эта сторона света. Установим компас на столе, его стрелка сразу определит, где находится север. Теперь повернем компас, и совместим стрелку с названием Север. В противоположной стороне будет Юг. Прочитаем, как называется сторона, в которой восходит солнце. Определим, где заходит солнце. Эта сторона света называется – Запад. Итак, сколько же всего сторон света? Как они называются? Где восходит солнышко? В какой стороне заходит? Солнышко строго выполняет такой распорядок прогулок. Люди давно привыкли к такому распорядку, и приспособили к нему свою жизнь и работу летом и зимой. Например, каждый год мы переводим часы: весной на час вперед – переходим на летнее время, а весной на час назад – на зимнее время.

На звездное небо интересно смотреть, мечтать о космических путешествиях на межпланетных кораблях, думать про жизнь в других местах Вселенной.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Этот загадочный космос» Интегрированное занятие в старшей группе «Этот загадочный космос» Цель: уточнить и обобщить знания о космосе, планетах, солнечной системе,.

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» с использованием ИКТ «Этот загадочный космос» Цель: способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации Задачи: 1. Способствовать формированию у детей старшего дошкольного.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Этот загадочный воздух» Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Этот загадочный воздух!». Разработала и провела воспитатель:.

Лэпбук «Этот загадочный космос»Лэпбук «Этот загадочный космос» Космос - загадочный, невероятный, заманчивый. Все мы с детства мечтали побывать там. Отправляемся в заманчивое путешествие вместе с нашим.

Мини-музей «Этот загадочный космос» Цель: Систематизировать знания детей о космосе, космонавтах, космических кораблях, полётах в космос, планетах. Задачи: 1. Побуждать детей.

Проект в старшей логопедической группе «Этот загадочный космос»Проект в старшей логопедической группе «Этот загадочный космос» Проект в старшей логопедической группе «Этот загадочный космос»Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно.

Фотоотчет о реализации проекта «Этот загадочный космос»Фотоотчет о реализации проекта «Этот загадочный космос» В этом учебном году у нас в саду проходил проект "Этот загадочный космос". В рамках проекта у нас прошло открытое мероприятие для родителей.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос»
Опубликовано: 16 января 2018 в 04:49
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологический мастер-класс «Веселый попугай» из бросового материала
Предлагаю изготовить веселого, забавного попугая из использованных разноцветных стаканчиков и проволоки. Назначение: для оформления летнего...
Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской области...
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...
Фотоотчёт «Поход в библиотеку»
Поход в библиотеку – важное мероприятие в плане воспитания, решает сразу несколько воспитательных задач. Поэтому мы с коллегой давно хотели осуществить его....