Конспект занятия «Железное кружево на улицах города»

Ольга Бердникова
Конспект занятия «Железное кружево на улицах города»

Тема: «Железное кружево Абакана»

Цель: знакомство с искусством города.

Задачи:

продолжать формировать представления детей об искусстве города (чугунные ограды, ворота и т. д.);

развивать умение видеть тонкость работы, композиционное решение, ритмичность, декоративность узора;

закрепить знания детьми видов орнамента: геометрический, растительный;

развивать умение самостоятельно определять вид орнамента, творческое воображение, художественный вкус;

вызвать у детей эмоциональный отклик на «железное кружево», желание всматриваться в него,

воспитывать чувство гордости и уважения к мастерам-кузнецам.

Материалы: фотографии чугунных орнаментов; мультимедиа; чёрная бумага, клей, ножницы, белая бумага, карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям плетёную салфетку.

- Ребята, вы знаете, что это?

- Давайте рассмотрим, как сплетено кружево, из каких элементов состоит.

- А на улицах города мы можем увидеть такую красоту? Где?

Знакомство с «чугунным кружевом»

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку по городу Абакану. (Показ слайдов)

- Знаете ли вы, что это?

- Что общего между кружевами и чугунными решётками?

- Проехать по нашим улицам одно удовольствие: осенние деревья,

красивые дома и аккуратные решётки. Кажется, что вдоль бульваров вьётся длинная лента чугунных кружев: то широкие, то узкие, то пышные, то строгие. И окрашены они в чёрный цвет. Черные узоры решёток особенно красиво смотрятся зимой, когда белоснежный фон подчёркивает красоту и изысканность чугунного рисунка.

Знакомство с профессией кузнеца

- Вы знаете, кто делает чугунное кружево и как?

Кузнечное дело - одно из древнейших ремёсел на земле.

Железо - грубый, неподатливый материал, но при сильном нагревании становится пластичным. Мастер-кузнец ковал, закручивая самые удивительные узоры. Называли таких мастеров ковалями. Работа у них очень сложная: сначала выковывались длинные прутья, потом прутья раскалялись на огне, становились мягкими, и их можно было согнуть, придать им любую форму.

- Как вы думаете, всегда ли были такие красивые, сложные узоры?

Вначале ограды были похожи на обычный деревянный забор и состояли только из прутьев, скреплённых вместе. Потом прутьям стали придавать форму копья с острым наконечником наверху. Казалось, что богатыри стояли на страже. Затем расстояния между прутьями стали увеличивать и вплетать между ними узор. Мы с вами знаем, что мастера издавна все свои изделия старались так украсить, чтобы они радовали глаз, были нарядными. Так каждый мастер-коваль делал свой очень красивый узор, непохожий на другие.

- Полюбуемся творениями чугунных мастеров-кузнецов, рассмотрим эти чугунные кружева (фотографии).

- Из каких элементов состоит узор?

- Узоры чугунных решёток можно разделить на два вида: строгие, геометрические и растительные. В геометрических узорах можно увидеть кольца, дуги овалы круги, ромбы и квадраты, а растительные узоры включают в себя завитки, цветы, листья. Часто в узор вплетались изображения сказочных животных и людей (кони, львы, русалка). На всех чугунных решётках узор ритмический. Это значит, что один элемент повторяется много раз.

Каждый элемент узора коваль должен прикрепить к основе. Чугунным прутьям, иначе он не будет держаться.

Растительные узоры удивительно разнообразны, нарядны и напоминают кружева. Их так и называют - «чугунное кружево»

Игра «Определи вид орнамента»

Цель: закрепление умения определять вид орнамента по характерным элементам.

(Детям предлагаются различные образцы чугунных решёток, оград)

- Давайте посмотрим внимательно на образцы решёток и определим, какой (геометрический или растительный) орнамент.

- Почему решётки можно сравнить с кружевом?

Много выдумки проявляли кузнецы при украшении ворот, оград, балконов. Посмотрите на кованые гирлянды из ветвей и листьев. Они плавно закручиваются навстречу друг другу. У ворот две половинки, узоры одинаковые, но они «смотрят» друг на друга. Они симметричные.

- Давайте определим место в городе, где есть эти чугунные узоры: ворота, ограды, балконы (показ слайдов).

- Люди, проходя мимо, удивляются красоте узора да умению мастеров. Узор легкий, праздничный, как будто невидимый волшебник превратил живые букеты цветов в чугунное кружево.

- Этот узор не такой нарядный. Он более строгий, торжественный, здесь нет цветов и листьев, но он тоже красивый - крупные завитки причудливо переплетаются друг другом, образуя сложный, благородный узор.

- Почему такой узор мы называем декоративным?

Практическая работа.

- Ребята, а вы хотите, чтобы у нашего детского сада были такие красивые кружевные ворота?

- Давайте сделаем эскизы и передадим мастерам.

(Детям предлагается разнообразный материал для изготовления эскизов)

Выполнение работы детьми по подгруппам.

Выставка – презентация эскизов

Каждая подгруппа презентует свой эскиз, аргументирует выбор орнамента.

- Сегодня мы с вами увидели настоящее чудо - чугунное кружево в нашем городе.

Публикации по теме:

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем. Ознакомление с родным краем. СентябрьДень города. День освобождения Брянщины. Закреплять знание детьми истории боевой славы родного города,.

Проекты в детском саду 8 Проекты в блогах коллег Блог: Инны Борисовны Проект программы "С чего начинается Родина" ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Транспорт
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия «Железное кружево на улицах города»
Опубликовано: 2 сентября 2012 в 09:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перо жар-птицы в технике многослойная лепка. Мастер-класс.
Дети очень любят лепить. Это можно делать из разных материалов: самозастывающей массы, полимерной глины, холодного фарфора, глины или соленого теста. Но...
Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии»
ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус №3. г. Москва....
Осеннее развлечение во второй младшей группе «Весёлые козлята» (Капустница)
Дети заходят в музыкальный зал под музыку. Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада видеть вас у себя в гостях....
Фотоотчёт «Праздник урожая — день осеннего равноденствия» в ДОУ
нашем саду 22 сентября 2017 года прошел Праздник урожая. 22 сентября мы отмечаем день Осеннего равноденствия. Это значит, что день длится ровно столько же...
Проект «Грибное царство» в старшей группе компенсирующей направленности.
Проект "Грибное царство" старшей группы компенсирующей направленности «Цветики» № 9. 1. Проект на тему: «Грибное царство» старшей группы...