«Волшебница-зима». Конспект открытого занятия в подготовительной группе

валентина лукьянова
«Волшебница-зима». Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Конспект занятия на тему: «Волшебница зима».

• закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;

• проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;

• развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

• воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

• воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры;

• развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Материалы:

• подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, снежинки, мультимедиапроектор, презентация на тему «Зима», аудиозапись «Хруст снега», снег в сосудах, шкатулка с сладкими подарками.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? (ответы детей)

А чтобы узнать меня надо отгадать загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, я – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (ответы детей). Правильно ребята, декабрь. Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию об этом месяце.

(просмотр и обсуждение мультимедиапризентации)

2. Основная часть.

Наша русская зима, словно сказочное царство. Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты?

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

Как красиво говорят поэты о природе, о зиме. А вы, ребята, знаете стихи о зиме? (Чтение детьми стихов о зиме.)

На картине у зимы

Все бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней

Средь поляны ватной

Красногрудых снегирей

Солнечные пятна.

Снова в заботах зима-рукодельница —

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям — пушистые шапки,

Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.

Шила, вязала и очень устала!

— Ах, поскорее весна бы настала…

Заготовила зима

Краски все для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила.

Всем деревьям — чистые

блестки серебристые.

А на улице — ребят

разукрасила подряд.

Как художник, красит разным:

кто играет — красит красным.

Кто боится шевелиться —

краска синяя годится.

Ни за что не выпросить

по-другому выкрасить!

Здравствуй, зимушка-зима!

Белым снегом нас покрыла:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый -

Здравствуй, зимушка-зима!

Вьется след замысловатый

От полянки до холма.

Это заяц напечатал -

Здравствуй, зимушка-зима!

Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма,

И поют пичуги в стаях -

Здравствуй, зимушка-зима!

Молодцы, ребята! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы. (дети загадывают загадки друг другу)

Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)

Гость погостил – мост замостил,

Рыбам зиму жить тепло;

Крыша – толстое стекло. (Лёд.)

Старик у ворот тепло уволок.

Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Молодцы, ребята, вы правильно загадывали и отгадывали загадки.

Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

• День становится короче, а ночь - длиннее

• Понижается температура воздуха

• Идет снег

• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом

А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей).

Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица.)

А в какие игры вы любите играть зимой? (Дети называют зимние игры.) Дайте с вами сейчас поиграем.

Физкультурная минутка.

Упражнение Снег.

Рада снегу детвора.

Хлопают в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках,

Поднимают руки вверх, опускают вниз.

На носах и на ладошках.

Дотрагиваются до носа. Показывают ладошки

Ребята, а еще зиму называют волшебницей. И я к вам пришла тоже с волшебством. Давайте подойдем к окошкам и посмотрим какие чудесные узоры я вам нарисовала на окошках. Ребята постарайтесь найти знакомые очертания - листья, елочку, сказочных птиц, кораблик, снежные горы.

Ребятки, а чтобы о втором чуде узнать, надо загадку отгадать.

Зимний дождь

Из звёздочек-малышек

Не стучится в окна,

Не гремит по крыше.

Дождик этот

В воздухе искрится

А потом на землю

Скатертью ложится. (снег)

Правильно, молодцы ребята. Конечно же это снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь? (рассуждения детей). А как вы думаете из чего состоит снег? (ответы детей).

Покружилась звёздочка.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Ребятки, давайте послушаем как хрустит снег под ногами.

(воспроизведение аудиозаписи «Хруст снега».)

А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи у снежинок.

А теперь, ребята, давайте подойдем к столу и посмотрим что у нас там. Что это? (ответы детей) Снег. Сейчас мы с вами попробуем слепить из этого снега снежный ком. Получается? (ответы детей). Да, получается, потому, что снег когда немного подтает становится «липким» и из него можно лепить снежные комки, делать постройки.

Давайте попробуем слепить из него различные фигуры - лепестки цветов, листья, завитки.

Ребята, давайте посмотрим, что находится во втором сосуде (ответы детей) Превращение снега в воду: внесли в группу

комок снега и положили его в чашку.

Ребята, посмотрите что это? Конечно снег. Ребята, а что произошло со снегом? (ответы детей) Снег превратился в воду. Но

воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи,

пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег со-

бирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то,

что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи

и микробов. Ещё снег нельзя есть потому что, можно не только

простудиться, но и получить кишечную инфекцию.

Молодцы! Садитесь, ребята на стулья.

3. Итоговая часть.

И конечно же третье чудо. Но прежде чем узнать о нем, я хочу узнать, что нового и интересного вы сегодня узнали.

(ответы детей).

Сюрпризный момент. Дети угадывают что находится в ледяной шкатулке царицы-зимы. В шкатулке лежат сладкие подарки для детей, зима дарит им сладкие подарки.

А теперь, ребята мне надо уходить. В лесу еще не все ёлочки укрыты снегом.

Публикации по теме:

Авторское учебно-методическое пособие на тему: «Зимняя сказка. Новогодние традиции». Авторское учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста. Оно направлено на ознакомление с новогодними традициями России.

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
«Волшебница-зима». Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 25 октября 2013 в 17:56
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...