Конспект занятия «Знакомство с домашней утварью старины»

Екатерина Иванькова
Конспект занятия «Знакомство с домашней утварью старины»

Тема: «Знакомство с домашней утварью старины».

Программное содержание:

Познакомить с домашней утварью (кочергой, ухватом, бочонком, коромыслом, прялкой, веретеном, сундуком и т. д.); разучить загадки, небольшие четверостишья о домашней утвари.

Ход занятия:

Воспитатель: В старое, старое время на Руси люди жили в деревянных избах. В избах было много необычного, незнакомого нам с вами, дети.

Так вот сегодня мы познакомимся с необычной домашней утварью, которой люди пользовались в старину.

Воспитатель: Я сейчас буду загадывать загадки, а вы дети, если знаете отгадку, то покажите мне на картинках.

1. Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода (самовар)

2. Новая посудинка

А вся в дырках (сито)

3. Два братца пошли на речку купаться (ведра)

4. Стоит попадья,

Тремя поясами подпоясана (кадка, бочка)

5. Черный конь скачет в огонь (кочерга)

6. С ушами, да не слышит (ушат)

Дети отгадывают загадки и показывают на картинках.

Воспитатель: А сейчас, дети, я попрошу вас пройти со мной в горницу.

Дети с воспитателем идут в горницу и здесь их встречает хозяюшка дома, встречает хлебом-солью.

Хозяюшка: Милости просим в горницу. Приходите, люди добрые! Будьте как дома.

Сегодня я проведу вас по горнице и познакомлю с домашней утварью.

Дети с хозяюшкой проходят по горнице и знакомятся с утварью.

Хозяюшка показывает каждый предмет и сопровождает небольшим стихотворением, загадкой:

1. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол)

2. Били меня, колотили меня, а за стол клали (скатерть)

3. Горшок

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил.

4. Бочонок

Сам дубовый,

Пояс вязовый,

А нос липовый.

5. Шайка

Вес лес в обрез, одно дерево выше всех

6. Гибкий лес на плечи залез (коромысло)

7. Утка в море – хвост на заборе (ковш)

8. Рогат да не бык, пищу берет да не сыт (ухват)

Хозяюшка подводит детей к печке

«Шкаф большой,

Дверцы маленькие,

Кладут белое,

Вынимают черное»

Воспитатель: Дети, а вот печка всегда дает тепло людям, раньше печка часто служила постелью для детей и стариков в больших крестьянских семьях. На больших русских печах крестьяне сами пекли хлеб, ну конечно и готовили пищу, да и сейчас многие люди готовят пищу на печках.

Рассказать и показать как крестьяне пользовались печью, чем и как доставали хлеб (лопаткой, пищу, приготовленную в чугунах (ухватом, куда ложили дрова, чем закрывали печь (заслонкой) и т. д.

Хозяюшка проводит детей по горнице и показывали как украшали горницу к праздникам.

Хозяюшка: Горницу украшали к праздникам так: Развешивали чистые рушники (полотенца, кровати заправлялись нарядными покрывалами, сверху на покрывала ложилась вышитая дорожка (салфетка, подушки одевались в вышитые наволочки, на комоды стелился вышитый накомодник, пол застилался новыми половиками – дорожками. Столы накрывали чистыми скатертями, чистили самовар и всю посуду и т. д.

Воспитатель: А к праздникам, ребята, в каждом доме готовились угощения, стряпались кренделя, печенье, булочки, пеклись блины и люди угощали друг друга, ходили в гости друг к другу. Во время праздников люди любили веселиться, петь песни, плясать, играть.

И вот я предлагаю вам, ребята, поиграть в старинную игру «Змейка». Давайте, дети, вспомним, какие вы знаете считалки.

Дети рассказывают знакомые считалки и выбрав одну из них выбирают водящего для игры.

Проводится игра «Змейка»

Хозяюшка: Ну, что ж, продолжаем знакомиться с домашней утварью крестьянской избы.

1. Чугун

Сколько не мучь, ни кипяти, а белее не сделаешь

2. Висит баба на грядках,

Вся в заплатках,

Заплата на заплате,

А дырье не зашито (корзина)

3. Стоит кошка –

Четыре ножки (скамейка)

Хозяюшка: Молодцы дети, многие загадки вы сумели отгадать и найти нужный предмет. А вот мы с вами подошли к лавочке (скамейке).Так давайте-ка с вами сядем на скамейку и споем русскую народную песню «Земелюшка – чернозем»

Воспитатель: Спасибо вам, хозяюшка, за интересную экскурсию в горницу.

Хозяюшка: Милости просим, снова в нашу горницу!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Собери избу» Дидактическая игра «Собери избу» Дидактическая игра на выполнение действий заданных схемой и конструировать по схематическому образцу. Возраст.

Весела была беседаВесела была беседа В апреле месяце, в нашей младшей группе мы провели развлечение "Весела была беседа". В нем приняли активное участие работники библиотеки,.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с домашней утварью старины»
Опубликовано: 11 февраля 2013 в 17:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия «Дни недели» (индивидуальная работа или работа с подгруппой детей).
Конспект занятия «Дни недели»( индивидуальная работа или работа с подгруппой детей. Цель: закрепить с детьми знания о днях недели - название и...
Физкультурный досуг для детей старшего возраста «Цветок здоровья»
Задачи:Укреплять физическое и психическое здоровье детей; развивать знания об организме человека, роли физических упражнений в его жизнедеятельности,...
Фоторепортаж «Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей интереса к книге и...
Книга! Как нам , взрослым, привлечь внимание детей к ней? Как сделать так , чтобы телевизор и компьютер не заменяли чтение книг? Что нужно для того, чтобы...
Конспект развлечения в старшей группе «Веселые эстафеты»
Цель этого развлечения привить детям любовь к физической культуре; научить действовать сообща, сплоченно; следить за осанкой, за правильным выполнением...
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы»
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе "Ожерелье для куклы" Программная сущность: 1. Обучать ребенка изображать нестандартным методом...