Конспект НОД «Зимующие и перелетные птицы»

Ольга Грачева
Конспект НОД «Зимующие и перелетные птицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек»

города Губкина Белгородской области

«Зимующие и перетные птицы»

Конспект НОД, ОО «Познание» в старшей группе по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №31

«Аленький цветочек»

Программное содержание:

1. Продолжать закреплять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах.

2. Подвести детей к раскрытию связей между внешним видом и образом жизни птиц.

3. Обобщить представления детей о причинах отлета птиц.

4. Учить детей самостоятельно делать выводы и обощения в процессе экспериментальной деятельности.

5. Познакомить детей с народными приметами.

6. Развивать творческие способности, самостоятельность, усидчивость, терпение при изготовлении кормушки для птиц.

7. Воспитание доброго, заботливого отношения к птицам, желанием о них заботиться.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физкультура», «Художественное творчество».

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, чтение художественной литературы о птицах, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и дидактических картинок по теме «Зимующие и перелетные птицы».

Пособия: аудиозапись голосов птиц; слайды с изображением птиц; дидактические игры «Угости птицу» и «Зимующие – перелетные»; схемы строения птицы и размножения; птичьи перья; лупы; коробки из-под молока; ножницы, веревочки.

Ход мероприятия:

Дети заходят в группу, слышатся голоса птиц в записи.

Воспитатель: Кто это так красиво поет?

Дети: Птицы.

Воспиттатель: Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Послушайте загадки:

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его (скворец)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (дятел)

Верещулья, белобока,

А зовут ее… (сорока)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

Днем спит,

Ночью летает, всех пугает (сова)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку!» (кукушка)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… снегири.

Дети отвечают, а потом на экране появляюття картинки-отгадки.

Воспитатель: каких птиц вы видели зимой на участке, в парке, на водоемах?

Дети: воробьев, галок, ворон, голубей, синиц, сорок.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?

Дети: Зимующие, оседлые.

Воспитатель: Каких птиц сейчас не видно?

Дети: Ласточек, грачей, скворцов, уток.

Воспитатель: Куда исчезли эти птицы?

Дети: Улетели в теплые края.

Воспитатель: Как называют птиц, улетающих от нас на зиму?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?

Дети: Боятся холодов, им нечего есть.

Воспитатель: Вспомните, чем питаются птицы?

Дети: насекомыми, плодами, семенами.

Воспитатель: Какие птицы улетают первыми?

Дети: Те, которые питаются насекомыми. Потом улетают те, которые едят плоды и семена плодов. Затем улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Угости птицу»

Дети подходят к столам. На столе картинки с изображением птиц и корма. Дети выбирают корм и кладут картинку возле той птицы, которая ест этот корм.

Воспитатель: А как передвигаются птицы?

Дети: Гуси и лебеди летят клином. Скворцы – стаей. Утки - прямым фронтом. Кукушка – одна.

Воспитатель: Рассмотрим строение птиц. Из каких частей оно состоит?

Дети: Голова, туловице, хвост, крылья, лапы.

Воспитатель: По схемам составьте мне в правильном порядке, как зарождается жизнь птицы.

Дети по схемам выкладывают: яйцо, птенец, птица.

Воспитатель: Чем покрыто тело птицы?

Дети: перьями.

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим перья птицы.

Дети подходят к столам, берут маховые перья, рассматривают их под лупой. Воспитатель обращает внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Дети машут перьямии выясняют, что перо легкое, эластично пружинит, не расщепляет волосков, сохраняя поверхность. Затем дети рассматривают пуховое перо. Делают вывод, что оно более мягкое, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру. Дети делают вывод, что такие перья хорошо сохраняют тепло. Вывод: маховые перья служат птицам для полета, а пуховое для сохранения тепла тела птицы.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Зимующие- перелетные»

Детям раздаются карточки с нарисованными птицами. Когда воспитатель говорит: «Зимующие» - дети показывают зимущих птиц, а если «перелетные» - показывает те, у кого нарисованы перелетнеые птицы.

Физминутка:

Снегом засыпаны лес и поля, (сидят на корточках)

Спит под сугробами крепко земля.

Ущут, ищут птицы, (поскоки на двух ногах)

Чем бы поживиться. (поворы головы влево и вправо)

На зиму долгую в нашем саду

Мы приготовим птичкам еду.

Прилетайте, птицы, все сюда кормиться! (бегают, машут руками)

Воспитатель: С давних пор люди любили наблюдать за птицамии замечали в их поведении что-то необычное. С помощью поведения птиц можно определить погоду:

Галки вьются в воздухе - к снегопаду.

Ворона кричит, оборотившись на юг- к теплу, повернувшись на север – к холоду.

Ласточки низко летают – будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас.

Дети: Они не боятся морозов и добывают еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в коре дерева, в целях домов. Съедают семена и плоды деревьев.

Воспитатель: И все таки, очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают, а иногда и погибают. Поэтому многие птицы зимой приближаются к жилищам людей. И мы свами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

Давайте вспомним стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма –

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их не - счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучайте птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам сделать кормушки для птиц и повесить их на участке десткого сада, во дворе вашего дома, за окном.

Дети вместе с воспитателем изготовляют кормушки из коробок из-под молока.

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошие получились у вас кормушки.

Теперь вы с удовольствием будете наблюдать за кормлением птиц.

Висит за окном на радость вам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно твоё стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

Стучатся дружно по утрам в окно твоей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

Итог:

Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили, что вам запомнилось, понравилось?

Дети: Сегодня мы разговаривали о зимующих и перелетных птицах, отгадывали загадки о птицах, играли. Нам очень понравилось рассматривать перья с помощью лупы,изготавливали кормушки. Мы сделали вывод, что птицам надо помогать зимой. Для этого мы будем собирать семена. сушить ягоды, изготавливать кормушки для птиц, подкармливать птиц.

Публикации по теме:

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Зима
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД «Зимующие и перелетные птицы»
Опубликовано: 9 ноября 2013 в 21:14
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...