Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»

Лариса Щербенкова
Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»

Программное содержание:

Обогатить знания детей о прошлом человека.

Через ретроспективный метод познакомить детей с жизнью рыцарей в средние века (снаряжение, образ жизни, обычаи).

Познакомить детей с конструкциями старинных замков и монастырей (романский стиль); закреплять умение анализировать графическое изображение постройки (во фронтальной проекции, выделять в ней существенные части конструкции; учить планированию процесса сооружения постройки; отрабатывать навыки сотрудничества с партнёром по работе.

Развивать у детей понимание ценности таких качеств, как мужество, достоинство, благородство.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о рыцарских временах из кн. Пименовой И. К., Соломадина И. М., Соломадиной Н. А. Честь, крест и меч.

Рассматривание иллюстраций с изображением рыцарских гербов.

Просмотр фрагментов видеофильма «Чудеса света».

Составление творческих рассказов «Я – на рыцарском турнире».

Проведение игры «Путешествие по ленте времени».

Изготовление макетов зданий различных стилей архитектуры (деревянное зодчество, древнеегипетская архитектура, конструктивизм).

Материал:

Иллюстрация рыцаря.

Материал к игре «Собери правильно»,

«Лента времени».

Макеты замков.

Модели щитов.

Макеты конструкций различных стилей архитектуры.

Видеоматериал «Десять самых лучших замков Англии».

Набора строительных деталей.

Активизация словаря:

Латы, доспехи, с открытым забралом, собираться за круглым столом, снаряжение, турнир, герб. Романский стиль, пилястры, шаблоны.

Ход занятия:

1 часть:

Мотивация:

- Хотите услышать интересную историю?

На одной из улиц большого города находился обыкновенный дом. Но в одной обыкновенной квартире жил совершенно необыкновенный человек. Он был историком и путешествовал в прошлое. Каждое утро человек отправлялся в разные времена.

- Дорогу, по которой ходил историк, (а мы с вами пойдём) можно представить в виде ленты времени. (Стр. 5 кн. Е. В. Саплина и А. И. Саплиной «Введение в историю»).

- Давайте посмотрим на отрезок ленты времени. Кого вы там видите? (Рыцаря, мушкетёра, солдата времён Петра 1, гусара, красноармейца, солдата Российской Армии).

- Отправляемся вместе с историком в удивительное время, которое лежит как раз посередине всей истории человечества и называется «средние века»?

Звучит запись – топот лошади.

- О! Я вижу конного воина. Как вы думаете, кого? (Помещается иллюстрация рыцаря на коне).

Нам, как исследователям-историкам, очень важно точно запомнить снаряжение рыцаря. Опишем его. (Рыцарь одет в железные латы (или доспехи, на голове – шлем с забралом; щит, меч и копьё).

- Что хорошо, что плохо в таких доспехах? (Плохо – слишком тяжёлые, в них жарко летом, не переплывёшь через реку. Хорошо – надёжная защита в бою).

- Латы закрывали рыцаря полностью. Как же узнать рыцаря, различит, кто свой, кто чужой? (На щитах рисовали разные фигуры – гербы).

Познавательно-коммуникативная игра «Найди свой герб».

(дети ищут пару и объясняют значение герба рыцарских времён:

Журавль – бдительность и осторожность,

Лилия – расцвет и успех,

Единорог – символ непобедимости,

Гриф – бесстрашие и свирепость).

- Как вы думаете, что обозначает сегодняшнее выражение, которое я слышу от рыцаря: «Я иду с открытым забралом, с открытым лицом». (Человек не собирается воевать, он мирный и дружелюбный).

- Ребята, наш историк зовёт нас заглянуть в замок Камелот к королю Артуру. Там собрались славные рыцари за круглым столом. Они составляют правила поведения настоящего мужчины – «Кодекс рыцарской чести».

Мы тоже сделаем круг и вспомним рыцарские правила. (Рыцарь должен быть храбрым. Защищает бедных. Не может напасть на безоружного. Рыцарь не может обманывать. Он должен хранить верность прекрасной даме).

- К посвящению в рыцари готовились долгие годы. Кем вначале были мальчики? (Пажами, потом оруженосцами и после посвящения – рыцарями).

- Когда сегодня говорят, что человек поступил как рыцарь, значит, это какой человек? (Честный, храбрый, благородный).

- Что было самым любимым занятием рыцарей в редкие перерывы между походами? (Турниры).

Гимнастика для глаз «Посмотри в бинокль».

- Что мы увидели в турнире?

Игра «Что относится к рыцарскому времени?»

- История как наука любит точность. Давайте и мы разделимся на группу рыцарей и прекрасных дам и выберем то, что относится к рыцарскому времени. (Дети по группам выбирают рыцаря, его доспехи, оружие, коня. Оставляют лапти, сапоги мушкетёра, головной убор гусара и т. п.).

2 часть:

- Также многое о прошлом человека может рассказать и его жилище. В нём отражаются традиции народа, его привычки, вкусы. Хотите узнать, каким было жилище у жителей того времени? Совершенно особенным. Климат в те времена в Европе был суровым, часто выпадал снег, дули постоянные ветра.

- Из какого материала лучше было строить дом? (Из камня и глины, чтобы сохранить тепло).

- Частые войны привели к тому, что своё жилище человек стал рассматривать как крепость. Появляются замки, окружённые мощными стенами и рвами.

- Тогда и появилось выражение «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту фразу? (Это не только жилище, но и место, где можно укрыться в случае нападения. Место неприступное, надёжное, мощное, крепкое).

- Место для строения выбирали очень тщательно. Чаще всего замки возводили на краю утёса или на высоком холме; на потухшем вулкане или по середине рек, озёр. Давайте порассуждаем, почему? (Непроходимые места, с высокого места далеко видно). Вокруг замка рыли огромный ров, наполняли его водой. Через ров перекидывали подъёмный мост, что держался на крепких цепях.

Дети рассматривают макет.

- Что вы можете сказать об архитектуре этого замка? (Тяжёлые, глухие, мощные каменные стены; огромные дубовые ворота; узкие щелевидные арочные окна; массивные зубчатые смотровые башни).

- Мы рассмотрели макет. Я же предлагаю вам посмотреть видеосюжет о настоящем замке и определить, в чём его отличие от нашего замка. (Этот замок больше, мощнее. Внутри у каждой щели место для трёх лучников).

- А вот здесь, на столе, стоят макеты различных зданий. Нужно отобрать макеты замков.

Упражнение «Выбери макет».

- Этот архитектурный стиль называется «романский». Я знаю один секрет романского стиля. Хотите его узнать? Тогда посмотрите на замки сверху. (Сверху можно увидеть, что все замки строились в виде креста).

- Чтобы стать сильными и выносливыми, как рыцари, давайте выполним упражнение со своими щитами.

Физкультминутка

В правую руку щит свой возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне неспеша положи,

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика щит мой коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне!

- Итак, вы узнали много о замковой архитектуре. Хотели бы сами сейчас стать архитекторами, начертить, а затем построить свой замок? Но сначала мы рассмотрим чертёж.

3 часть

Вывешивается графическое изображение постройки замка в фронтальной проекции.

Педагог: Какая часть здания изображена? (Передняя, фасад).

- Какой это замок? (Большой, с тяжёлыми стенами, с массивными зубчатыми смотровыми башнями по углам, с центральным арочным входом, с узкими арочными окнами, с колоннами – пилястрами).

- Из каких частей состоит фасад? (Цоколь (фундамент, левая часть фасада, правая часть фасада, перекрытия, украшения).

- Как расположены эти части по отношению друг к другу? (Центральная часть самая высокая, левая – пониже, правая – самая низкая).

- Из каких деталей будем строить фундамент?

- Как расположим детали и почему?

Самостоятельная работа.

Дети объединяются в пары, договариваются о распределении обязанностей. Строят. Затем чертят или «вид сбоку» или «вид сверху».

Ребёнок – контролёр сверяет, находит неточности и исправляет. Украшения к башням дети выбирают самостоятельно на столе у педагога.

Педагог: Ребята, я вас приглашаю к выставке иллюстраций. Слева – знакомые вам сооружения. Какого стиля? (Романского). А справа – новый стиль архитектуры, который возник на основе романского, он называется «готический», но с ним мы будем знакомиться позже.

Используемая литература:

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков.

2. Военная техника. Сборник. М., 1937.

3. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М., «Просвещение», 1976.

4. Пименова И. К., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. Честь, крест и меч: Пособие для развивающего обучения. М.:ЭКСМО – Пресс, 1998.

5. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю.

Публикации по теме:

Сценарий по познавательной и художественно-эстетической деятельности «Живая древняя Русь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №70" Сценарий совместной деятельности по.

Статья «Экспериментальная деятельность с дошкольниками» Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Чтобы избежать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект совместной познавательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с романским стилем»
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 16:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Ёжик»
Задачи: продолжать учить детей технике наклеивания готовых деталей, создавать образ ёжика, развивать интерес к аппликации При создании образа ёжика в...
Консультция для педагогов «13 декабря — день российского медведя»
Любимая игрушка. Одна из многих Игрушечный мишка по популярности стоит чуть не первом месте среди излюбленных игрушек во всём мире. Это, думаю,...
Рецепт приготовления торта на годик внучку
В предыдущей публикации я вас знакомила с рецептом торта для самых – самых маленьких – грудничков. Такой тортик может подойти и для деток, у которых...
Конспект НОД в первой младшей группе «Знакомство с молдавской потешкой «Ой ты,...
Конспект НОД в первой младшей группе Тема: Знакомство с молдавской потешкой «Ой ты заюшка-пострел» Образовательные области: речевое развитие,...
Коллективная работа «Мороз рисует на окне». Фотоотчет
Сегодня я хочу рассказать, как мы выполняли коллективную работу "Мороз рисует на окне". Идею для выполнения работы подсказали ребятишки, рассматривая...