Цикл НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы с использованием развивающих игр (октябрь)

Татьяна Кондратенко
Цикл НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы с использованием развивающих игр (октябрь)

Реализация образовательной области «Познание»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Составлены в соответствии с программой «Детство»

Воспитатель 1 кв. категории Кондратенко Т. Н.

Октябрь. 1 неделя

Задачи: учить детей решать занимательные задачи, закрепить знания о составе числа 5; расширять пространственные представления: справа, слева, посредине; развивать сообразительность совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

Материал: картинки: 6 котят, 6 орешков; карточки-рисунки (планшет №13); игры «Палочки Кюизенера», блоки Дьенеша, «Чудо-крестики»; карточки-символы, обозначающие цвет, форму, размер, величину.

Ход НОД:

1. Занимательные задачи

Я нашла в дупле у белки пять лесных орешков мелких.

Вот еще один лежит, мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки сосчитай-ка.

Вот котенок – озорник к блюдцу с молоком приник.

Вот другой. Ему смешно видеть нас через окно.

Вот еще один сидит, тихо мышку сторожит.

Три других моих котенка спят, мурлыча потихоньку.

Вот задача для ребят – всех пересчитать котят!

2. Игра «Палочки Кюизенера»

Задание. а) Найти самую длинную, короче, самую короткую.

б) Составить поезд из 3 палочек так, чтобы посредине была фиолетовая палочка, справа – розовая, слева – черная; из 4 палочек: посредине – две белые палочки, справа – желтая, слева – голубая.

3. Игра «Состав числа 5»

Задание. Используя палочки Кюизенера, найдите палочку, которая соответствует числу 5 и составьте это число по-другому (из других палочек). Всего должно получиться 6 вариантов.

4. Физкультминутка «Корова»

У коровы все по два: уха два, и глаза два.

Ноздри. их, конечно, две. Есть рога на голове.

А еще две пары ног, правый бок и левый бок.

Только хвост всего один, сам себе он господин!

5. Работа с блоками Дьнеша.

Задание. Найдите фигуру по 3(4) признакам. На ковролине выставляю 3(4) карточки-символы, дети находят нужную фигуру.

6. Игра «Чудо-крестики»

Дети вынимают детали конструктора, сортируют их по группам: треугольники, прямоугольники, квадраты, круги, овалы и т. д. Дети называют геометрические фигуры, считают их количество, перечисляют признаки, сходства и различия.

Предлагаю устроить соревнование, кто быстрее соберет свою полянку. Дети собирают детали игры в рамку.

Октябрь. 2 неделя

Задачи: учить решать задачи на сообразительность; закреплять понятие «ближе-дальше», умение соотносить количество предметов с цифрой, понимать количественные отношения между числами; развивать смекалку, внимание, память, элементы логического мышления.

Материал: карточки-рисунки комплекта «Число, форма, цвет» (планшет №4, контурные рисунки: ежики, птички, грибы, елочки, набор цифр и знаков сравнения; карточки с разным количеством предметов; игра В. Воскобовича «Прозрачная цифра»

Ход НОД:

1. Задачи «Сколько»

Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего? (Двое)

Сколько хвостов у двух ослов? (Два)

Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковых машины и один грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? (Один самосвал)

2. Работа с карточками-рисунками

Карточка 1. Звери несут воду к горящему дому.

Вопросы:

- Кто ближе к дому? Кто дальше от дома?

Карточка 2. Соревнование: два медвежонка бросают ядра.

Вопросы:

- Кто бросил ядро дальше? Кто бросил ядро ближе?

3. Игровое упражнение «Посчитай и сравни»

Напоминаю детям о знаках сравнения: «больше» > и «меньше» < .

Предлагаю посчитать ежиков и поставить цифру, обозначающую их количество.

- Какую цифру поставили и почему? (Пять, потому что ежиков пять).

Далее дети считают птичек и ставят цифру.

- А теперь сравним – кого больше ежиков или птичек? Поставьте правильный знак между ними.

Аналогично сравниваем грибы и елочки.

Далее дети работают с карточками. На карточках изображены предметы. Дети считают количество предметов и ставят знак сравнения.

4. Физкультминутка «Назови скорее»

Дети встают в круг. Бросаю мяч ребенку и задаю вопрос. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.

Вопросы:

- Какой сегодня день недели?

- Какое сейчас время года?

- Сколько ушей у двух мышат?

- Сколько будет три плюс два?

- Сколько частей в сутках? и т. д.

5. Игра «Прозрачная цифра»

Обращаю внимание детей на «разноцветные палочки». Предлагаю разобраться, сколько в игре синих, красных, зеленых и желтых «палочек». Дети сортируют все пластинки по цвету полосок и пересчитывают их. В каждой пластинке разное количество «палочек». Надо разложить их по группам. В первой группе – пластинки с одной полоской, во второй – с двумя и т. д. Дети сортируют все пластинки по количеству полосок, а затем пересчитывают. Затем дети находят «уголки» (пластинки с полосками в виде угла, «колечки» (пластинки с четырьмя полосками, «рельсы» (пластинки с полосками напротив друг друга, «воротики» (пластинки с тремя полосками). Конструируют цифру «единицу» (она состоит из двух полосок).

(При подборе игровых заданий необходимо учитывать, что цифры 0, 1, 5 складываются из синих полосок, цифры 2, 4, 7 – из зеленых, цифры 3, 9 – из красных, цифры 6, 8 – из желтых).

Октябрь. 3 неделя

Задачи: учить находить признаки отличия одной группы от другой; отгадывать математические загадки; познакомить с часами, их разнообразием и назначением, учить определять время.

Материал: таблица № 51 З. Михайловой, набор цифр, иллюстрации с изображением различных часов, картинки для ковролина с изображением игрушек; мяч; игровизоры, листы с нарисованными часами.

Ход НОД:

1. Логическая задача

Предлагая детям рассмотреть таблицу, найти признаки отличия одной группы от другой.

взрослые и дети, изображенные слева, одеты в одежду черного цвета, а справа – красного.

2. Отгадай загадку

Предлагаю детям отгадать загадку:

Две мышки проникли в квартиру, решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки – три сереньких мышки – норушки.

Кот спал в это время на крыше, про этот не ведал пир,

А ну, сосчитай, сколько мышек съели оставленный сыр?

Вопросы:

- Сколько мышек ели сыр?

- Как получилось число 5?

Дети на ковролине составляют решение загадки, пользуясь набором цифр.

3. «Какие бывают часы?»

Предлагаю рассмотреть часы на рисунке, читаю отрывок из стихотворения «Часы-часики» Э. Котляр

Каких часов на свете нет! И в каждых свой секрет.

Есть часы, на полу стоящие, басом говорящие: «Бом! Бом! Бом!» - на весь дом.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе?

Они здесь очень нужны: стрелки великаны издали видны!

А ходики-избушки! В них живут кукушки.

Окошко распахнется, кукушка встрепенется:

«Ку-ку! Ку-ку!» - как в лесу на суку.

А будильник! С вечера заведешь – и спокойно спать идешь.

Будильник разбудит – не забудет.

Рассказываю детям, что у часов есть циферблат, на котором написаны цифры. У часов есть стрелки, с помощью которых люди узнают время; одна стрелка короткая и показывает часы, вторая – длинная и показывает минуты. На некоторых часах бывает третья стрелка, которая показывает секунды. - Для чего нужны часы?

4. Физкультминутка «Тик-так»

Дети имитируют ход часов, наклоняясь вправо-влево.

Игра «Что, где?»

Я бросаю мяч ребенку и спрашиваю: «Где стол?», а дети говорят, где находится этот предмет: слева, справа, позади, впереди и т. д. Или: Позади тебя?. Дверь от тебя?.

5. Порядковый счет

Помещаю на ковролин картинки с игрушками. Дети считают игрушки.

- Какая игрушка стоит на первом месте? Третьем? И т. д.

- Какая по счету матрешка? (мячик, грузовик и др. ?

Затем дети закрывают глаза, я убираю игрушки или меняю их местами. Дети рассказывают, что изменилось.

6. Работа на игровизоре

- Длинная стрелка показывает двенадцать, а короткая – цифру 3, это значит, что часы показывают три часа. Такое время показывают первые часы.

- Нарисуйте на вторых часах стрелки так, чтобы они показывали пять часов.

- Как нарисовали стрелки на часах?

- Нарисуйте на третьих часах стрелки так, чтобы они показывали восемь часов.

- Как нарисовали стрелки на часах?

- Нарисуйте на четвертых часах стрелки так, чтобы они показывали девять часов.

- Как нарисовали стрелки на часах?

Октябрь. 4 неделя

Задачи: учить отгадывать загадки, упражнять в умении решать задачи, закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10, умение действовать со знаком сложения; развивать познавательные и творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Материал: карточки-рисунки (планшет №16, листы с нарисованными прямоугольниками, игровизор, набор цифр, предметные картинки для ковролина; игра «Чудо-крестики» по числу детей, карандаши или фломастеры, листа бумаги, схемы сложения из игры «Чудо-крестики».

Ход НОД:

1. Загадки

• У кого одна нога, да и та без башмака? (У гриба)

Много рук, а нога одна? (Дерево)

• Всегда шагаем мы вдвоем, похожи мы как братья.

Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (Пара ботинок)

• У него два колеса и седло на раме.

Две педали есть внизу, крутят их ногами (Велосипед)

2. Знак «+» (плюс). Решение задач

Напомнить детям о знаке «+» (плюс, о том какие действия обозначаются этим знаком.

Поместить на ковролин предметные картинки, посчитать их и поставить под каждой картинкой соответствующую цифру.

- Сколько стало грибов? (Четыре). Уточнить, как получилось число 4. Обозначить действие знаком плюс

Предложить детям сформулировать арифметическое действие: 2 + 2 = 4

3. «Слушай и рисуй»

Предлагаю детям нарисовать в верхнем прямоугольнике столько кружков, сколько они услышат ударов в бубен.

- Сколько нарисовали кружков? (8)

- Нарисуйте в нижнем прямоугольнике на один кружок больше, чем кружков в верхнем прямоугольнике.

- Сколько нарисовали кружков и почему? (9, потому что 9 на один больше, чем 8)

- Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну, по девять? (нарисовать в верхнем прямоугольнике 1 кружок).

- Нарисуйте один кружок в верхнем прямоугольнике.

- Что можно сказать теперь о количестве кружков в прямоугольниках? (Их поровну, по 9).

4. Физкультминутка «Найди свое место»

Дети берут карточку с цифрой, свободно бегают по группе. На сигнал «стройся» дети выстраиваются в колонну, ориентируясь на цифру соседа.

5. Работа с карточками-рисунками

Карточка 1. В лес по грибы!

Вопросы:

- Кто идет первым? вторым? третьим? Кто идет последним? Сколько всего детей? Сколько всего зверей?

Карточка 2. Два мальчика вывели на прогулку своих собак. Большая собачка ученая, она спокойно прошла мимо кошки. Маленькая собачка остановилась, лает на кошку.

Вопросы:

- Какой по росту мальчик идет впереди? Какая у него собачка? Сколько всего детей? Сколько всего собак?

6. Игра «Чудо-крестики»

Дети конструируют фигурки по теме: «Самолеты» или «Бабочка». Обводят их на листе бумаги, раскрашивают.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Цикл НОД по образовательной области «Познание» для детей подготовительной группы с использованием развивающих игр (октябрь)
Опубликовано: 30 марта 2013 в 17:53
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...