Конспекты по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) — продолжение

Людмила Бердияну
Конспекты по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) — продолжение

Ноябрь НОД №10

Тема: «Домашние животные – друзья человека»

Цель: систематизировать представления детей о домашних животных.

1. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами: повадки животных, особенности питания, условия жизни, польза для человека. Познакомить с одомашненными животными разных климатических областей: северный олень, осел, верблюд.

2. Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, помогать.

Речевые задачи:

лексико-грамматический строй речи: образование множественного числа существительных: козленок – козлята, теленок – телята, поросенок – поросята, котенок – котята, ягненок – ягнята, щенок – щенки;

Словарь: закрепить названия животных и детенышей; уточненить названия действий животных: корова – мычит, лошадь – ржет, коза, овца – блеет, свинья – хрюкает, собака – лает, кошка – мяукает;

Ввести новые слова - домашненные животные, деревенское подворье, сеновал, овчарня

Демонстрационный материал: картинки и фигурки домашних животных, мяч, карточки-алгоритмы, карточки: травоядные, хищники, макеты: конюшня, коровник, овчарня, свинарник, будка, дом, якутская усадьба.

Раздаточный материал: дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Найди пару», дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Что не ест домашнее животное?», дидактическая игра (индивидуальные карточки) «Какую пользу приносят домашние животные?», наборы счетных палочек, фломастеры.

Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание иллюстраций, картинок, дидактические игры: «Чья мама?», «Чьи детки?», «Кто позвал?», загадывание загадок, чтение сказок.

Ход

1. «В мире животных». Сегодня я приглашаю вас в путешествие в мир животных. Мы узнаем много интересного, но сначала узнаем, о ком сегодня пойдет речь (педагог включает фонограмму с голосами животных и предлагает назвать те, которые они узнали)

Педагог показывает детям фигурки животных, предлагает назвать

- Назовите знакомых вам животных.

- Корова, лошадь, овца, коза, свинья, собака, кошка.

- Как можно назвать всех животных одним словом? - Это домашние животные.

• Почему этих животных называют домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, человек заботится о них, кормит, создает условия, необходимые для жизни).

2. Наши животные заблудились, давайте им поможем и найдем для каждого свое жилище и правильно назовем его.

Дети берут фигурки животных и заселяют их: корову – в коровник, козу, овцу – в овчарню, свинью – в свинарник, лошадь – в конюшню, собаку – в будку, оленя – в загон, кошка живет там, где хочет.

3. Работа по алгоритму (дети сидят на стульчиках перед мольбертом).

Педагог предлагает детям рассмотреть карточки и рассказать о каждом из животных

Например: это корова. Ее детенышей называют теленок или телята. Она живет в коровнике. Ухаживает за коровой – доярка, а за телятами – телятница.

Корова – теленок, телята – коровник – пастух, доярка.

Лошадь – жеребенок, жеребята – конюшня – конюх.

Свинья – поросенок, поросята – свинарник – свинарка.

Олень – олененок, оленята – загон – оленевод.

Овца – ягненок, ягнята – овчарня – чабан.

Собака -щенок, щенята-будка-хозяин.

4. Воспитатель: вы очень хорошо справились с заданием, а сейчас мы посмотрим кто же из вас был самым внимательным. Предлагаю поиграть в слова. Я называю слово, а вы попробуйте объяснить, что означает это слово.

• поросенок – детеныш свиньи

• загон – жилище оленей

• доярка – профессия человека, который ухаживает за коровами

• лошадь – домашнее животное

• свинарка – профессия человека, который ухаживает за свиньями

• ягненок – детеныш овцы

• коровник – жилище коров

• конюшня – жилище лошадей

Молодцы, ребята, вы очень внимательные.

Итог: итак, мы уже знаем о животных достаточно много: где они живут, кто за ними ухаживает, как называются их детеныши. А знаете ли вы, как они подают голос? Сейчас проверим.

5. Игра с мячом «Как животные подают голос» (в кругу).

- корова – мычит;- лошадь – ржет;- свинья – хрюкает;- коза, овца – блеют;- кошка – мяукает;- собака – лает. Наше путешествие «в мир животных» продолжается.

5. Педагог предлагает детям взять картинки, рассмотреть их и найти пару:

• Посмотри и подумай, часть какого животного у тебя на карточке

• Найди себе пару – ребенка с карточкой, на которой изображены части того же животного

• Назовите животное, которое у вас получилось и части, которые у вас изображены.

(дети рассматривают карточки, находят пару, называют животное и его части, например: лошадиная грива, лошадиная шея, лошадиные ноги, лошадиный хвост; коровьи рога, коровье ухо, коровий хвост, коровьи ноги; оленьи рога, оленье ухо, оленьи ноги; поросячьи уши, поросячий пятачок, поросячий хвост.)

6. Животные редко живут поодиночке, а чаще в группах. Физкультминутка: «Игра в стадо»

- Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо.

- Мы рычали: «Р-р-р» - И мычали: «Му!»

- По собачьи лаяли: «Гав! Гав!» - Не слыхали замечаний

Ирины Алексеевны А она сказала строго: - Что за шум такой у вас?

Я детей видала много, Таких вижу в первый раз

Мы сказали ей в ответ - Никаких детей тут нет!

- Мы не Пети и не Вовы, Мы собаки И коровы!

А она в ответ: - Да что вы? Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух. И прошу иметь в виду Я коров домой веду.

7. Работа по карточкам.

Знаете ли вы, что многие животные тоже привередливы в пище, как и некоторые из вас. Назовите, какое у вас любимое блюдо? (макароны, пельмени). А что вы больше всего не любите есть? (кашу) А как вы думаете, что не будут есть животные? (ответы детей.)

Педагог предлагает детям рассмотреть изображения на карточках, и зачеркнуть то, что не любит есть это животное. Дети работают с карточками самостоятельно, затем объясняют.

Например: олень – не ест мясо, потому что он растительноядный. Он ест траву, ягель, лишайники, ягоды, листочки на кустарниках и т. д.

Педагог предлагает разделить животных по типу питания: растительноядные и хищники.

Растительноядные Хищники

8. Педагог: «Все эти животные живут на деревенском подворье, а что можно сказать о наших хищниках: кошке и собаке. Где еще можно встретить кошку и собаку»?

Ответы детей: в городе, в квартире, в парке и т. д. (подвести к пониманию, что кошка и собака живут везде, где живет человек).

Кошка и собака – это любимые животные, которые живут рядом с нами в городских квартирах.

• Но есть еще одно животное, которое всегда живет рядом с человеком и очень любимо им. Как вы думаете, кто это? (предположения детей, если не отгадывают, загадать загадку)

— Сама пестрая, жует зеленое, дает белое. (корова)

Как в народе называют корову? (буренушка, коровушка, матушка, кормилица)

Народ сложил немало пословиц и поговорок, посвященных корове,

«Была бы коровушка, будет и молочко».

«Корова на дворе, так и еда на столе».

«Черна Буренушка, да бело молоко».

Как вы понимаете эти пословицы. Почему так говорят? (дети объясняют)

10. Но ведь не только корова приносит пользу человеку. А вот какую пользу приносят другие животные, мы сейчас узнаем.

Индивидуальная работа с карточками.

• Выберите изображение любого животного

• Отберите картинки, на которых изображено: какую пользу приносят животные человеку

• расскажите о пользе животного. (дети выставляют животное и карточки на мольберт и рассказывают: какую пользу приносят животные человеку. Например — овца дает людям шерсть. Из шерсти люди вяжут варежки, носки, шапочки, свитера, шарфы и т. д.)

Все домашние животные приносят пользу человеку. Как вы думаете, какое домашнее животное важнее всех для человека? Почему? (ответы детей. Все домашние животные нужны людям, так как каждое животное приносит свою пользу). А какое домашнее животное вам нравится больше всех? Предлагаю выложить из палочек ваше любимое домашнее животное.

. .

11. Моделирование из палочек «Животное» по желанию детей.

12. Итог занятия. Наше путешествие в мир животных закончено. Давайте вспомним, о чем говорили, что вам больше всего понравилось?

Ноябрь НОД №11

«Дикие животные зимой»

Цель: Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствование синтаксического строя речи.

Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование к занятию:

Ширма и макет зимнего леса, большая кукла Вопросик Почемучкин, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Рассказы: Л. Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А. К. Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».

Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого, «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова, «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова, «Лиса и кувшин» (Обработка К. Д. Ушинского, Ш. Перро «Красная шапочка».

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».

Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».

Ход занятия. 1. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул.

Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…

2. Основная часть «Путешествие в зимний лес».

Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза.

(Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса.)

Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали?

Дети. Мы попали в лес.

Воспитатель. Какое это время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А вот и солнышко взошло.

(Включает лампу на ширме)

- Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети. В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.

Воспитатель. Как назвать этих животных одним словом?

Дети. Дикие.

Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети. Нет, не всех. Воспитатель. Почему?

Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.

(Раздается стук в дверь, «входит» кукла Вопросик Почемучкин)

Вопросик. Здравствуйте, ребята! Как я рад снова вас видеть! Я принес новые загадки.

• Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко. Ну, конечно это (Белка)

• День и ночь по лесу рыщет, День, и ночь добычу ищет.

Ходит – бродит он молчком, Уши серые торчком.

• По снегу бежит – петляет. К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно, Волку и лисе обидно.

• Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны?

Вопросик. Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей?

Дети. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…

Вопросик. Все время забываю, чем покрыто тело животных?

Дети. Тело животных покрыто шерстью.

Вопросик. Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

Дети. Лиса рыжая, пушистая, хитрая…

(Вопросик просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе)

Вопросик. Ой, посмотрите, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете, у кого кто?

Игра «У кого кто?»

Вопросик. Скажите, у лисы кто?

Дети. У лисы лисята.

Воспитатель. Вопросик, а что это выглядывает из твоего кармана?

Вопросик. Это цифры, я все время их путаю. Помогите мне их запомнить!

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Почемучкину! На столе стоят игрушки: лисята, бельчата, медвежата. Сосчитайте, сколько их и положите рядом нужную цифру.

Игра «Разложи цифры»

(Дети выполняют задание, а Вопросик спрашивает, сколько игрушек, какую цифру положил, почему)

Вопросик. Спасибо! Теперь я все цифры запомнил. Давайте поиграем?

Игра «На водопой»

Как-то днем лесной тропой Звери шли на водопой.)

За мамой лосихой топал лосенок, За мамой лисицей крался лисенок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Вопросик. Ребята, а правда, что белка живет в норе?

Дети. Нет! Белка живет в дупле.

Вопросик. Ой, как интересно! Расскажите, пожалуйста, где живут дикие животные.

Игра «Где живут?»

Дети. Лиса живет в норе.

- Медведь спит в берлоге.

- У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.

- Волк живет в логове.

- Еж зимой спит в норе.

Вопросик. Спасибо, ребята! А у меня есть еще одна просьба! Расскажите поподробнее об этих животных.

(Воспитатель ставит на мольберт карточки с силуэтами диких животных)

Воспитатель. Расскажите Вопросику, кто это. Какие у него детеныши. Где живет. Назовите, какое это животное по месту обитания.

Это медведь. У него медвежата. Он зимой спит в берлоге. Медведь - дикое животное.

Вопросик. Большое спасибо, ребята! Я так много узнал! Пойду, расскажу все своим друзьям. До свидания!

(Вопросик Почемучкин «уходит»).

3. Заключительная часть.

, будет задавать меньше вопросов. Воспитатель. Вот и ушел наш Вопросик Почемучкин. Теперь он многое узнал и, наверно Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети. Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?

Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Ноябрь НОД №12

«Когда тебе грозит опасность»

Задачи: расширить представления детей об опасности, которая может возникнуть дома, на улице, в транспорте и т. д. ; воспитывать у детей правила обращения с электроприборами и другими предметами, правила общения с незнакомыми людьми; формировать умение, в случае необходимости, вызывать скорую помощь, милицию, пожарных.

Ход

• Введение в тему. Отгадайте загадки

Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос,

Чем длиннее ночи, тем она короче от горючих слез. (Свеча)

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (Огонь)

В о с п и т а т е ль. Мы уже знаем, что огонь может быть не только врагом, но и другом человека. Когда? В каких ситуациях? Вспомните номер, по которому нужно вызвать пожарных в случае пожара.

2. Беседа с детьми о безопасном обращении с огнем.

В о с п и т а т е ль. Мы уже знаем, что огонь может быть не только врагом, но и другом человека. Когда? В каких ситуациях? Вспомните номер, по которому нужно вызвать пожарных в случае пожара.

3. Чтение хором заранее выученного стихотворения.

Ростом спичка - невеличка,

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить нельзя.

4. Игра с красным шаром.

Воспитатель начинает стихотворную строчку, а ребенок, которому он передает шар, должен закончить стихотворение:

В о с п и т а т е л ь. Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо жар.

Там всегда грозить нам будет

Злой, опаснейший.

Р е б е н о К. Пожар.

В о с п и т а т е ль. Раз, два, три, четыре.

у кого пожар в.

Р е б е н о к. Квартире.

В о с п и т а т е л ь. Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил.

Ребенок. Утюг.

В о с п и т а т е л ь. Красный отблеск побежал.

Кто со спичками.

Р е б е н о к. Играл.

В о с п и т а т е л ь. Стол и шкаф горели разом.

Кто сушил белье над.

Р е б е н о к. Газом.

В о с п и т а т е л ь. Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег.

Ребенок. Траву.

В о с п и та тел ь. Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые.

Р е б е н о к. Предметы.

В о с п и т а т е л ь. Помни каждый гражданин:

Это номер.

Ребенок. 01.

В о с п и т а т е л ь. Дым увидел - не зевай.

И пожарных.

Р е б е н о к. Вызывай.

5. Викторина загадок. Дети отгадывают загадки и находят картинки-отгадки или предметы.

Два конца, два кольца,

В середине гвоздик.

(Ножницы.)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка.)

Очень любит обрезать,

Разрезать и надрезать.

(Ножницы.)

Вот железная плутовка,

Листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает,

Никогда не потеряет.

(Скрепка.)

Маленький Ерофейка

Утонул до шейки.

(Гвоздь.)

Не хочу я молчать -

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой.

(Молоток.)

Скоро ест, мелко жует,

Сама не ест, другим не дает.

(Пила.)

Я сижу в своем домишке,

Не серди меня, мальчишка!

Обращайся осторожно,

Ведь пораниться мной можно.

(Перочинный нож.)

Я иголкина подружка,

Только нет у меня ушка.

(Булавка.)

6. Беседа «Опасные предметы».

- Считаете ли вы эти предметы опасными?

- В каких случаях?

- Умеете ли ими пользоваться?

- Как себя надо вести, если в руках находится такой предмет?

- А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может случиться?

- Какие еще опасные предметы вы знаете?

- Где у вас дома хранятся такие предметы? В определенном месте или разбросаны по всей квартире?

- Где хранятся лекарства? Инструменты?

7. Анализ ситуаций.

- Кому можно без опасения называть свое имя, возраст, адрес и номер телефона?

- Как ты поступишь, когда незнакомый человек дает тебе конфетку или подарок?

- Что ты ответишь, когда по телефону незнакомый голос спросит: «А твои родители дома?».

- Как правильно действовать, когда незнакомый человек просит тебя открыть дверь, чтобы вручить посылку родителям или подарок тебе?

- Что нужно сделать, когда незнакомая женщина

скажет: «Я тебя знаю. Пойдем со мной»?

Детям предлагаются иллюстрации, по которым они вместе с воспитателем составляют правила, которых нужно придерживаться, чтобы не стать жертвой преступления.

1) Не открывай дверь чужим людям.

2) Не входи в подъезд и в лифт с чужими людьми.

3) Никуда не ходи с чужими людьми.

4) Избегай безлюдных мест, пустырей.

НОД № 13

«Земноводные и пресмыкающиеся»

Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными

Задачи:

1. Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;

2. Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся;

3. Развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон) и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); земноводное - амфибия, пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

Оборудование:

демонстрационный материал: (картинки) с изображением пресмыкающих (крокодил, змея, ящерица, черепаха) и земноводных (лягушка, тритон);

раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея, раскраска «Дорисуй картинку» (лягушка, раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).

Ход

1. Организационный момент.

- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте такую загадку.

Животные не водные

И не совсем земные

Прекрасно плавают в воде

Но сухопутные вполне

- Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответ). Давайте, попробуем разобраться вместе.

2. Кто такие земноводные?

- Отгадай такие загадки:

Летом в болоте

Её вы найдете.

Зеленая квакушка –

Кто это?. (лягушка – предъявляется картинка)

Он в пруду под ряской пышной

Под раскидистым кустом.

Как всегда свободно дышит

Черным сплюснутым хвостом (тритон – предъявляется картинка)

- Как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).

- Это земноводные животные. Что означает слово земноводные? Из каких двух слов оно состоит? (земля и вода). Почему они так называются? (ответ). Земноводные – это такие животные, которые одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше. Земноводных также часто называют «амфибии», что в переводе с греческого языка означает «ведущий двойную жизнь».

- Обычно кожа земноводных эластичная, очень тонкая и не защищена ни мехом, ни чешуёй, ни роговыми пластинами. А необычайная важность её заключается в том, что земноводные дышат не только с помощью лёгких, но и через кожу. Для такого дыхания необходимо, чтобы кожа постоянно была влажной.

- Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходима сырость или близость водоема.

- Жизнь земноводных начинается весной — из яиц (икринок, отложенных в водоеме или во влажном месте. Например, самки лягушек откладывают икру в хорошо прогреваемые солнцем лужи, канавы, мелкие пруды. Через 2-3 недели из икринок появляются головастики. В отличие от взрослой лягушки, головастик имеет хвост и напоминает малька рыб. Головастик дышит растворенным в воде кислородом, а для этого у него есть жабры, растущие по бокам головы. Удивительно, но у маленького головастого существа нет не только ног, но и рта! Со временем у головастика прорезывается рот, появляются легкие (а жабры исчезают, вырастают задние и передние конечности (лапки). Хвостик становится все тоньше и короче и постепенно совсем исчезает. Так в течение 3-4 месяцев, головастик постепенно превращается в маленького лягушонка. (демонстрация картинки)

3. Физкультминутка «Две лягушки»

Видим – скачут по опушке

Две зелёные лягушки Повороты в стороны

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгать с пятки на носок Переступание с носка на пятку

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки Руки на поясе, полуприседания вправо-влево

Утром рано умывались

Полотенцем растирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо наклонялись

Влево наклонялись Выполнять движения в соответствии с текстом

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям – физкультпривет! Ходьба на месте

4. Кто такие пресмыкающиеся?

- Я хочу загадать тебе ещё несколько загадок.

Он на экваторе живет.

И у него огромный рот.

Он солнце в сказке проглотил.

Кто? Догадался? – …. (крокодил –предъявляется картинка)

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой,

На земле клубком свернется.

Угадали, как зовётся? (змея – предъявляется картинка)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! –

Удрала, а хвост в руках. (ящерица – предъявляется картинка)

Очень медленно идет,

Дом она с собой несет.

Испугается чего-то,

В панцирь с головой уйдет (черепаха – предъявляется картинка)

- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т. к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.

- У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.

- Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми.

5. Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»

Пять маленьких рыбок играли в реке

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение

Вторая сказала: «Но здесь глубоко!» Качаем сомкнутыми ладонями

А третья сказала: «Мне хочется спать» Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать Быстро качаем ладонями – дрожь

А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот

Плывите отсюда чтоб не проглотил!» Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают

6. Чем похожи пресмыкающиеся и земноводные?

- Пресмыкающиеся (рептилии) и земноводные (амфибии) - холоднокровные животные. Как ты думаешь, что это значит? (у них холодная кровь). А как это – холодная кровь? (ответ ребёнка). Температура их тела зависит от окружающих условий. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. В холодную погоду температура тела понижается и животные очень малоподвижны. Однако они способны отчасти контролировать температуру тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом - они охотятся ночью.

7. Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

- Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).

- Дорисуй картинки.

- Скажи, что получилось (змея и лягушка). А кто из них пресмыкающееся, а кто – земноводное.

8. Итог занятия

- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся и земноводных)

- Расскажи, почему земноводные называются земноводными? (ответ). А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (земноводные – это амфибии, а пресмыкающиеся – рептилии).

- Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица). А теперь назови земноводных (лягушка и тритон)

Декабрь НОД №14 «Как узнать зиму?»

Цепь: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Развивающая среда: картины на зимнюю тематику; календарь наблюдений; подборка стихов (А. С. Пушкин, И. С. Никитин, В. И. Суриков, Н. А. Некрасов и др.) о зиме; запись произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»); тонированная бумага, краски, кисти для рисования.

Содержание

Воспитатель читает стихотворение «Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли, недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый.

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Спрашивает детей, по каким признакам они узнали зиму. Затем предлагает поработать с календарем наблюдений.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой? Сравните с природой осенью. Какая была погода осенью, а какая зимой? (Вместе с детьми рассматривает календарь погоды, они считают холодные и теплые дни, солнечные и пасмурные, определяют характер погоды и осадков зимой и осенью, сравнивают)

Обобщаются знания о погоде зимой: зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки, озера покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Как зимуют растения?

Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Почему? (Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям) Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Почему мы не встречаем насекомых?

Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и землю. Некоторые бабочки улетели в теплые края, как перелетные птицы.

Почему мало птиц? (Связать с изменениями в погоде.)

С похолоданием исчезли насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод, поэтому часть птиц улетела, а те, какие остались, перебрались ближе к жилью человека (здесь легче найти корм и теплее). Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Как живут звери в лесу?

По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь, барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах, норах. Ежик тоже спит.

О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовья, дают корм.

Как изменился труд людей зимой?

Зимой люди расчищают снег. Работают «негоуборочные машины. На полях делают снегозадержание.

Нравится ли вам зима? Чем? (Дети перечисляют зимние забавы.)

Воспитатель предлагает придумать красивые слова - определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, кружевница, красавица).

Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов - сочинять музыку, поэтов - стихи.

Воспитатель предлагает детям посетить «выставку зимнего пейзажа». Вместе с детьми любуется красотой зимнего пейзажа, читает детям стихи о зиме. Затем предлагает ребятам самим на некоторое время стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления. Звучит запись П. И. Чайковского «Времена года».

Перед рисованием - психологическая разгрузка. Воспитатель предлагает детям отдохнуть, закрыв глаза, послушать музыку. Читает стихотворение С. Д. Дрожжина:

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

Декабрь НОД №14

«ИДЕТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА.»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей природными особенностями зимних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре; развивать у детей способность наблюдать. строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Материалы к занятию:Иллюстрации с изображением русской природы зимой. Цветок с 12 лепестками. Календарь погоды.

Оборудование к опытам (смотри занятие).

Ход занятия:

1. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих лесах.

- Где мы были в прошлый раз? (В смешанном лесу.)

- А во что мы и Таня с Ваней были одеты? (В зимние куртки, теплые сапоги, меховые шапки, варежки.)

На дворе зима.

- Сколько месяцев зимой? (Их три: декабрь, январь, февраль.)

Давайте приклеим к нашему цветку-годовику еще три лепестка.

- Какого они должны быть цвета? Выберите.

2. Первый месяц зимы - декабрь. Пишем его название печатными буквами на первом белом лепестке.

В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужaйло. О чем говорят нам эти названия? Люди говорили: «Декабрь тулуп до надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

Вспомним, какая погода была в декабре (по календарю погоды).

- В какой из дней его можно назвать лютень, студень, стужайло?

- В какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря - самый короткий день в году.

Послушайте пословицу «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

- Как вы понимаете эту пословицу?

З. Второй месяц зимы - январь. Пишем его название на 2-м лепестке.

В народе называют январь - просинец. Как вы думаете почему? В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.

- А греет ли январское солнце?

- Какой из дней января можно назвать просинец (по календарю наблюдений за погодой?

- Какой день был самым морозным, самым снежным, самым ветреным?

Народные поговорки гласят: «Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг». И еще: «В декабре день было совсем помер да в январе опять воскрес». Что бы это значило? После 22 декабря начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.

- Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоятьвелит», «В зимний холод всякий молод»?

- В какой сказке мужик мороза не испугался? (Два Мороза,

- Почему он даже разделся в сильный мороз?

4. Зима - время веселых детских игр. Много их придумал русский народ. Вот одна из них - «Малечина-калечина». У каждого ребенка в руках веточка длиной 20 - 30 см. Можно неотточенные карандаши. Все произносят слова:

«Малечина-калечина.

Сколько часов

Осталось до вечера

До зимнего?»

После последних слов каждый ребенок ставит веточку на ладонь и старается удержать. Воспитатель-ведущий в это время ведет счет. Выигрывает тот, кто смог удержать веточку дольше всех.

5. Последний месяц зимы - февраль. Пишем его название последнем белом лепестке цветка.

- Какая погода будет в феврале? Поживем - увидим. Одно можно сказать - в феврале зима с весной встретится. Что это значит?

В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? В феврале стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга - мороз да вьюга». Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный - готовься к поздним заморозкам и метелям - такая примета.

- Как вы понимаете это слово?

6. Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим: вьюга,метель, пурга.

- А что это такое?

Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.

- Что это? Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Зьююуу-у, Я вью-ю-у-га.» так метель сама себя назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу. по самой земле.

- Как может называться такая метель? Поземка.

А сейчас отгадайте загадку:

«Одеяло бело, всю землю одело».

- Что это?

- Почему снег называют одеялом? Ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

Перед занятием принесите в группу два небольших достаточно рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставьте на стол. Другой положите в стакан и заверните в шерстяной шарф.

- Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?

Пока идет занятие, снежки таят. И наконец, наступает момент, когда можно развернуть шарф.

- И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку - горячо!

- Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.

- Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи руке. задерживает его.

- Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

- Зачем человек зимой надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод. Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? Это каменные и деревянные дома, термос.

- Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»?

- Почему под снегом теплее?

- Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает? Представьте себе, что вы оказались на Севере вдали от жилья и вам надо переночевать. Палатки у вас с собой нет. Как поступить? Построить дом из снега. В нем будет значительно теплее, чем на улице.

- Почему? Слой снега не пропустит холод в берлогу к медведю или в дом, защитит и растения, которые оказались под ним.

- В какой сказке травка под снегом отдыхала? (Рукодельница и ленивица)

- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить

- Почему? Весной солнце стало пригревать, и она начала таять. Представьте себе, что Снегурочка надела шубу, шапку, шарф, валенки поехала в жаркую Африку. Растает ли она там?

От детей можно ожидать как минимум три ответа:

1. Снегурочка растает от жары и шуба ей не поможет, так как шубы еще жарче. (Ответ неверный.)

2. Она не растает совсем. (С таким ответом можно согласиться)

3. Снегурочка сначала не растает, а потом жара все-таки проберется через шубу и Снегурочка начнет таять. (Такой ответ говорит о том, что ребенок умеет обдумывать ответ достаточно глубоко.)

Можно предложить родителям проделать дома опыт с 2 порциямимороженого (аналогично опыту со снежками)

Декабрь НОД №15

Беседа «Что мы знаем о птицах?»

Цепь: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.

2. Экологическая игра «Отгадай, какая птица»

Цель: Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.

3. Экологическая игра «Птичья столовая»

Цель: Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

Развивающая среда: иллюстрации - зимующие и перелетные птицы, календарь наблюдений за зимующими птицами; набор маховых и пуховых перьев; 2 листа бумаги, веер, два бумажных голубя; запись «Голоса птиц в природе».

Содержание

1. Сообщить детям, что сегодня будет разговор о птицах (включается грамзапись с голосами птиц).

Вопросы:

1. Каких птиц вы узнали по голосу?

2. Можно ли их услышать сейчас в природе?

3. Почему нельзя?

4. Почему они улетели?

5. Какой корм едят эти птицы?

6. Где сейчас эти насекомые?

Подвести итог: птицы улетели в дальние края, так как с похолоданием для них не стало корма. Предложить детям назвать их одним словом (перелетные, показать на картинках.

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели от нас, а остались зимовать. Как мы назовем их одним словом? (Зимующие. Дети садятся на стулья у мольберта, на котором стоят картинки с изображениями зимующих птиц.)

Посмотрите, кого вы здесь видите? Как вы догадались, что это за птицы? (Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа, пестрая; голубь - сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький.)

Воспитатель с детьми рассматривают календарь, вспоминают, кто кормится на участке, каких птиц можно увидеть в округе. Выясняют: все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Их подкармливают в кормушках - это доброе дело людей, любящих природу.

Воспитатель: Отгадайте, кто поет «синь-синь-синь» (трещит, чирикает, воркует, каркает! А теперь посмотрим, что делают снегири? (Склевывают рябину.) Покажите, как они это делают. А что делает воробей? Облюет, прыгает, летает.) А сорока? (Прыгает, скачет по снегу.) Покажите, как она делает это. Синица? (Поет). Покажем. (Низким и высоким голосом) Голуби? (Воркуют: гру-гру-гру.) Покажем. Ворона? (Важно ходит, громко каркает.) Покажем.

2. А теперь поиграем в игру «Отгадай, какая птица». (Дети по повадкам, описанию внешности, песням угадывают птиц.)

Воспитатель: Что вокруг нас? Когда воздух можно почувствовать? Можно ли увидеть воздух? Почему человек не может взлететь? (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь)

Воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист - медленно планируя? Делается вывод: гладкий лист- легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь.

Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает им птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).

Вопросы:

1. Чем перышки отличаются друг от друга?

2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?

3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?

4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?

5. Легкое оно или тяжелое?

6. Почему оно легкое?

7. Где у птицы на теле есть маховые перья?

Затем воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.

Что еще делает птицу легкой? Как она ест - много или мало? Часто или редко? Делается вывод о том, что помогает птице летать по воздуху, как она приспособлена к наземно-воздушному образу жизни.

Птицы летают, потому что у них:

1) широкие крылья и хвост;

2) легкие перья с полым стержнем;

3) жесткие маховые перья;

4) птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.

В последующие дни во время прогулок продолжается разговор о полетах по воздуху. Дети делают бумажных голубей, запускают их. Одному, по предложению воспитателя, склеивают крылья и наблюдают его падение. Воспитатель рассказывает, что человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Дети перечисляют их, рассматривая изображения на картинках (воздушный шар, самолет, вертолет, парашют и дельтаплан).

Физкультминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту)

3. Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц.

Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и развешивают на тонких ветвях. На толстые ветки или в кормушки эти лакомства для синиц класть бесполезно - утащат вороны. Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетов сделать кормушки для птиц, которые все вместе развешивают на участке детского сада и кладут туда корм.

Декабрь НОД № 16

«В ГОСТИ К ДЫМКОВСКИМ МАСТЕРАМ»

Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы к занятию: Географическая карта. Изделия дымковских мастеров. Иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе с Таней и Ваней поедем в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город интересен, о каждом можно много,что рассказать.

- Чем же знаменит Киров?

Почему о нем знают во всем мире? В этих местах в далекую старину родилась игрушка, которую сейчас ласково и нежно называют «Дымка». С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно речную слободу Дымново (покажите на карте). Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили для ярмарки.

- Как вы думаете, почему этим занимались зимой?

Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку, то в петушка. И вот - на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот весенний праздник «Свистунья» (Каждый ребенок получает по свистку). Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так много-много лет. Вот уже придумали лепить из глины и другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки предавали внучкам, внучки - своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в центре его, - художественные мастерские дымковской игрушки.

2. Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками. Коробки с яйцами. Молоко. Вот почти все, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, кто увидит глиняных барышень. индюка, баранчиков. Традиционный прием приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растираются на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. Лепят дымковские игрушки по частям: это не второстепенный товар, который выполняется между прочим, в дополнение к посуде - это совершенно самостоятельные, оригинальные изделия игрушечного промысла, которые надо выполнять тщательно вдумчиво, отделывая каждую мелочь. В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промытые куски жирной глины, смешанной с песком скатывают в шарики, потом расплющивают в лепешки, из которых создается основа, корпус для будущей игрушки. Приступая к выполнению барыни или кормилицы (показатьпрежде всего, как лепят юбку или ступу - пустотелый, широкий основания конус - все время вертя ее в руках для выравнивания стенок. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик-голову, к плечам прикрепляют сначала торчком, в стороны, руки-колбаски, потом осторожно сгибают, складывают на талии. Затем игрушку наряжают голову обрамляют волосами, витыми или лежащими крупными полукружиями, их венчает шляпа, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, верх платья или жакет дополняют воротник оборками, пышными рукавами. Места всех соединений смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой, окончательно фигура оправляют мокрыми пальцами. На деревянной лавке игрушки сохнут. Несколько дней будут ждать они обжига в печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах. «Ворота» в печи широкие, внутри нее очень просторно, и поэтому в ней можетразместиться сразу очень много игрушек. Топили печь березовымидровами. Почему? Потому что береза больше других дров жару дует. Оттого, что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, какколокольчики.

От огня игрушки становятся ярко-красными, затем покрываются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушкиделаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их слоемразведенного на молоке мела. И ставят сушиться на сквознячок. И тогда-то наступает пора расписывать их.

Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льяным лоскутом, а точки, пятна, например, румянец на щеках наносился торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас для росписи применяются колонковые или хорьковые кисти. Разумеется, мастерица никогда не выдумывает узор заранее. Он возникает непосредственно в процессе росписи, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична. Один и тот же узор никогда не повторяется, найти хотя бы две одинаковые фигурки невозможно.

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки-горошины и клетки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает с другим. И поэтому пестро, весело от такого хоровода красок!

Чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. Но, оказывается, это еще не все. Предстоит довольно хитрая работа - «сажать золото». Листочки золота тонкие, легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб листочки не улетели. Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барышням на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки, оленям - на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки.

И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь это из глины. А посмотришь на глину - ничего на ней кроме крапивы не растет.

Тема: «ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА»

Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Материалы к занятию: Географическая карта. Филимоновская игрушка. Иллюстрации с изображением этапов ее изготовления.

Ход

- Вгостях у каких мастеров мы побывали с вами в прошлый раз?

1. Сегодня мы оправимся в деревню Филимоново, живописный уголок Тульской области (приблизительно показать на карте). Меньше всего изменений претерпела за долгие годы своего существования игрушка из деревни Филимоново.

Местность эта богата глиной, поэтому-то и родился здесь такой промысел - глиняные свистульки.

2. - Где же и они берут такое количество нужной глины? Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Давайте заглянем в него. Дна не видно тьма. Если бросишь камешек в колодец, то не услышишь, как он упадет на дно.

- Как вы думаете, почему? Колодец глубок, да и дно у него глинистое, мягкое.

Вниз спускаются два человека, зажигают свечку и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое, приспособив для этого колесо (для иллюстрации работы колеса можно использовать необходимые детали металлического конструктора).

Достают глину только зимой. Летом же в колодце просто не хватает воздуха, и людям нечем дышать.

Глина бывает разного цвета: и красная и белая. Есть такая легенда: Вечером, когда никого поблизости нет, купается в речке красарусалка. В волосах у нее две заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы, прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут - красная глина, куда лунные – белая. Природные свойства местной глины, на редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушки. Поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать мокрой рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Пластичность глины позволяет сохранять в ней удлиненные пропорции.

Фигурки собак, козлов, коней одинаковы. Собственно, наличие, отсутствие рогов, их форма (например. у барана - круглые завитые, у коровы - большие загнутые вверх) позволяют отличить одно животное от другого. Филимоновские барыни часто держат под мышкой птичку - свистульку.

Готовые игрушки несут к земляным печам, которые устроены у деревни в овраге. Ставят их ряд за рядом на березовые поленья много, и горят они долго и сильно. Игрушки раскаляются сначала докрасна, потом добела, (то есть раскаленные добела игрушки более горячие, чем раскаленные докрасна, сильнее раскалить их нельзя.

Вы, может быть, слышали от взрослых выражение: «Ты довел до белого каления!»

- Что оно означает? Что человек рассержен до крайней степени, что сильнее его рассердить невозможно.

А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все стали бело-розовыми и твердыми, как камень.

Техника изготовления дымковской и филимоновской игрушек очень похожа. Отличие же в том, что готовые изделия после обжига забеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины. В росписи филимоновских игрушек применяются разведенные в яйце краски. Ведется роспись не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает, а с гусиного пера пристает. Гамма росписи почти не меняется: белое сочетается с малиновым, зеленым, лимонно-желтым. Для прочности окрашенные изделия смазываются белком.

- Как вы думаете почему? Колодец глубок, да и дно у него глинист

мягкое.

Животные или птицы окрашиваются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым, цветом.

В раскраске человеческих фигурок - барынь и толстоногих кавалеров - меньше всего внимания уделяется лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки изображают брови и глаза, малиновый штрих - рот. Главное - наряд: ярчайшая малиновая кофта, зеленая

шляпка и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка. В орнаменте нет строгой герметичности дымковской росписи: желтые, красные, зеленые штрихи, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросанные по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор.

Возможно, манера изображения одежды филимоновских фигурок возникла в прошлом под впечатлением, с однойстороны, городского барского костюма (отсюда - манерные шляпки, а с другой - крестьянских вышитых рубах и передников, пестротканых юбок и поясов.

На занятиях по эстетическому циклу (лепка и изодеятельность) дети могут самостоятельно изготовить филимоновскую игрушку.

Декабрь НОД № 17

Тема: «Двенадцать месяцев»

Образовательная область: познание, коммуникация

Цель: систематизировать знания детей о временах года.

Задачи:

1. Образовательные:

Закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;

различать и называть существенные признаки времён года;

группировать признаки и предметы по их соответствию согласно символу;

продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций;

закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;

продолжать учить работать со схемами;

закрепить знание деревьев, находить соответствующие листья в упражнении «Узнай и назови»;

воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках; учить составлять кроссворд из отгадок;

активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической,

диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя.

2. Развивающие:

развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;

развивать графические навыки;

развивать внимание, восприятие;

3. Воспитательные:

воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, аккуратность (аппликация из листьев).

Способы организации: фронтальный, индивидуальный.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, а именно: художественное слово (фрагмент из сказки, загадки, музыкальное сопровождение, вопрос - ответ, графическое упражнение «Дорисуй узор» (по клеткам, составление кроссворда, аппликация из листьев, логоритмическое упражнение, введение символов – квадратов и символов-гномов для определения времен года и месяцев, интонационная выразительность, мимика.

Материал:

- символы времён года (четыре цветных прямоугольника: синий, зелёный, красный, желтый, силуэт солнца).

- схематичные изображения к зиме: варежки и валенки, санки и лыжи, снежинка, ёлка и новогодние игрушки, ветер и термометр с низкой температурой, животные, кормушка;

- схематичные изображения к весне: сосульки, подснежники, ветка с почками, силуэты птичек, гнездо с яичками, скворечник., праздники, огородные инструменты;

- схематичные изображения к лету: зеленое дерево, цветы, картинка водоёма, мяч, земляника, насекомые, солнце, термометр с высокой температурой.

- схематичные изображения к осени: урожай, дождь, плащ, листопад, птицы улетающие, 1 сентября; - символическое изображение двенадцати месяцев (гномики в колпачках синего, зелёного, красного и желтого цвета).

Для практической работы: листок в клетку с образцом выполнения задания, простые карандаши, лист с сеткой для кроссворда, картинки с изображением перелетных птиц (соловей, ласточка, скворец, грач, ворона, сухие листочки с деревьев, лист для аппликации «Листопад», клей ПВА, мольберт, аудиозапись «Времена года» Чайковского.

ХОД

1. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла Времена года. Дети сидят на стульчиках, слушают.

Зачитывается отрывок сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: Знаете ли вы, сколько месяцев в году?

Дети: Двенадцать. Воспитатель: Кто из вас сможет назвать их?

Дети по возможности называют месяцы, в случае запинки воспитатель подсказывает.

Воспитатель: - Только закончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

На столе лежит шкатулка.

Воспитатель: Ребята, интересно, что в этой шкатулке? (в шкатулке лежат силуэтные изображения месяцев года: гномики, цвет шапочек которых соответствует времени года - зима синий, весна зелёный, лето красный, осень желтый). Педагог невзначай рассыпает из шкатулки гномиков.

Воспитатель: все гномики перепутались, (выставляет гномиков в хаотичном порядке).

Как же быть дальше? (выставляет цветные карточки - символы времён года).

- Как вы думаете, какой цвет соответствует какому времени года?

(дети называют времена года в соответствии с цветовыми символами - ОТВЕТ ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ).

- А как же быть с гномиками? Ведь они перепутались! Кто или что поможет нам разобраться? Вот это загадка!

- А знаете, я, кажется, придумала! Русским народом издревле придумывались загадки и их отгадывали самые смекалистые, самые смышленые. Послушайте и попробуйте отгадать.

1. Большой подсолнух в небе 2. Бродит одиноко

Цветёт он много лет, Огненное око.

Цветёт зимой и летом, Всюду, где бывает -

А семечек все нет. Взглядом согревает.

Дети дают ответы на загадки.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно солнце поможет исправить путаницу?

Дети: потому, что солнце бывает всегда и зимой, и весной, и летом, и осенью.

Воспитатель выставляет символ солнца между гномиками месяцами: Вот тут-то солнышко нам поможет, ведь оно одно, мы уже об этом говорили.

2. Воспитатель перекладывает символ солнца на синюю карточку. Из шкатулки на ковёр раскладываются схемы.

Воспитатель: посмотрите, солнышко сейчас указывает на зиму. Давайте подберём те картинки- схемы, которые подходят к этому времени года.

Дети подбирают картинки и отвечают на вопросы воспитателя:

- зачем нужны варежки?

- почему может быть холодно?

- почему ты взял картинку снежинки?

- почему лыжи, санки?

- а что, на самокате нельзя кататься зимой?

- почему ты взял картинки ёлки, игрушки?

Воспитатель: ты сказал Новый год? Почему Новый? Потому, что после старого года всегда наступает Новый год.

Воспитатель: А сейчас у нас с вами есть ещё одно задание. Для каждого из вас приготовлен листочек в клетку с образцом рисунка. Проходите за столы. Внимательно рассмотрите картинку. Что нарисовано? (елочка-сугроб-елочка-сугроб). Рисунок повторяется до конца строчки. Аккуратно выполняйте задание. Когда вы его выполните, то солнышко укажет нам дальше дорогу в путешествие по временам года.

3. Воспитатель перекладывает символ солнца на зелёную карточку.

Воспитатель: На какое время года указывает нам солнце?

Дети: на весну.

Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года.

Дети выставляют картинки.

Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием:

- Почему ты взял картинку с птицами и гнездом?

- Какие праздники бывают весной7

- Для чего лейка и лопатка?

- Как мы говорим, когда капает с крыш? А что, подснежников летом не бывает.

Молодцы. Сейчас я загадаю вам загадки. А ваши отгадки помогут вам разгадать кроссворд.

На мольберт прикрепляется ватман с изображением сетки кроссворда, в центре которого фломастером написано слово ВЕСНА.

Загадки к кроссворду:

1 .Домик птицы, как ларец. В ларчике живет. (скворец)

2. Трелью песня разлилась

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пенье,

Голосистый. (соловей)

3. Кто приклеил майским днем

Рукавичку под окном,

Поселил в нее жильцов —

Непоседливых птенцов?

(Ласточка)

4. С рассвета шумели и галдели,

Потом вспорхнули, улетели.

Снова карканье из кроны-

Разбудили всех. (вороны)

5. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Дети с воспитателем отгадывают загадки о перелетных птицах и вписывают в кроссворд отгадки, при правильном ответе – картинка с изображением птицы).

Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? Каких перелетных птиц вы еще знаете?

4. Воспитатель перекладывает символ солнца на красную карточку.

- На какое время года указывает нам солнце?

Дети: на лето.

Воспитатель: давайте подберём схемы, которые больше всего подходят к этому времени года. (Дети выставляют картинки. Воспитатель проводит вопросно-ответную форму беседы по аналогии с предыдущим заданием).

- какие ягоды созревают летом?

- Солнце бывает и в другие времена года, почему ты эту карточку взял?

- Ведь весной тоже цветы бывают, почему эту картинку ты выбрал?

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

На лугу растут цветы небы

Публикации по теме:

Презентация для детей «Мои домашние животные» Презентация знакомит детей с домашними животными и их детенышами средей полосы России. Презентация предназначена для детей младшей группы.

Примерное планирование тематической недели «Животные» НЕДЕЛЯ: Животные Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ Ноябрь Познание (ФЭМП) Счет предметов до 7 Закрепить навык счета предметов до 7, закрепить умение.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Конспекты по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) — продолжение
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 18:00
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...